logo
Экономическая теория

21.5. Изменение роли государства в экономике России

В социалистическом обществе государство выполняло функцию управления экономикой. Она выражалась в следующих формах.

1) Государственное планирование экономики. Государственное планирование не означало, что сверху планировалось все, вплоть до гвоздя. Составление государственного плана – сложная процедура, в которой участвовали предприятия и органы управления разных уровней. Планирование шло и «сверху вниз» и «снизу вверх». Это было необходимо, с одной стороны, для обеспечения согласованности и единой целенаправленности действий всех звеньев производства, а с другой, – для отыскания и вовлечения всех резервов повышения эффективности производства. Государственный план включал только обобщенные показатели (контрольные цифры), детали отношений между предприятиями согласовывались ими самими при заключении хозяйственных договоров.

2) Централизованное распределение ресурсов и продуктов.Оно выступало прежде всего в форме централизованного материально-технического снабжения, закрепляющего потребителей ресурсов и продукции (на основе их заявок) за производителями в целях обеспечения наиболее рациональных связей в народном хозяйстве, а также в форме централизованного снабжения товарами народного потребления на основе заявок торговых организаций.

3) Государственное ценообразование.Оно не означало, что все цены устанавливались «наверху». Центральные органы ценообразования устанавливали (утверждали) цены лишь по наиболее важным видам ресурсов и продукции. Цены на многие виды товаров устанавливались (утверждались) отраслевыми и территориальными органами управления и самими предприятиями. Государство лишь определяло порядок установления цен и контролировало его соблюдение.

4) Государственная стандартизация продукции и контроль за соблюдением стандартов, природоохранная политика.

5) Государственная регламентация трудовых отношений, финансирование социальной сферы и социального обеспечения, гарантия права на труд.

6) Государственная монополия в кредитной сфере.

7) Государственная монополия внешней торговли и валютных операцийс целью подчинения их общегосударственным интересам.

Роль государства в социалистической экономике, таким образом, была намного выше, чем в капиталистической.

При этом доля профессионально занятых управлением в общей численности экономически активного населения в социалистической экономике была значительно ниже, чем в капиталистической. Это вызвано тем, что централизация функций управления в социалистической экономике упраздняет дублирование одних и тех же управленческих операций и позволяет выполнять их значительно меньшим числом людей.

Так, в 1988 г. доля работников управления всех уровней в СССР составляла около 12% всех занятых в экономике, а в США - около 55%. (К работникам управления здесь отнесены не только работники государственного аппарата, но и управленцы на предприятиях, в организациях, учреждениях). Не случайно, что при переходе к рыночной экономике доля занятых управлением в России резко возросла и продолжает расти.

Как уже говорилось, созданный в 1960-е гг. затратный хозяйственный механизм вызвал в экономике СССР негативные процессы, которые особенно усилились в 1980-е гг. В конце 1980-х гг. инфляция в СССР приняла весьма ощутимые размеры. Она выступала тогда в скрытой форме – как избыток денег в обращении при стабильности государственных цен и вела к нарастанию дефицита товаров. Это привело к введению нормированного распределения ряда важнейших потребительских товаров массового спроса (колбаса, масло, мыло). Стала остро необходимой реформа системы управления экономикой.

Тогда были возможны два альтернативных варианта ее реформирования:

1) замена затратного хозяйственного механизма системой планирования и стимулирования экономии общественного труда (повышения эффективности производства) на основе общественной собственности на средства производства;

2) слом системы государственного управления экономикой и переход к рыночной (капиталистической) экономике.

В экономической науке разгорелись дискуссии. Сторонники первого из указанных направления разработали конкретные практические рекомендации по налаживанию антизатратного хозяйственного механизма. Они были апробированы на ряде предприятий, в том числе - ленинградском ПО «Светлана», машиностроительных заводах Барнаула. Их практическое применение дало высокие результаты, оно позволило добиться невиданных прежде результатов – стабильного роста производительности труда более чем на 10% ежегодно, значительного удешевления изделий без ущерба для их качества115. Казалось бы, было ясно, что делать дальше.

Однако в партийном руководстве (Горбачев, Рыжков, Лукьянов, Яковлев и др.) взяла верх линия на переход к рыночной экономике. Перестройка явилась его первым этапом. Результаты перестройки в экономическом отношении оказались плачевными.

Правительство СССР в 1991 г. попыталось изъять избыток денег из обращения и сбалансировать бюджет путем повышения государственных розничных цен, более значительного, чем рост денежных доходов населения. Был осуществлен также обмен денежных знаков наиболее высокого достоинства (в 50 руб.) в целях нанесения удара по теневой экономике. В случае успеха эти меры позволили бы временно восстановить сбалансированность товарной и денежной массы.

Однако они не дали ожидаемого результата по той причине, что тогдашнее руководство РСФСР в ответ на решение союзного центра повысить государственные розничные цены прекратило перечисление средств в союзный бюджет и пошло на увеличение пенсий и заработной платы на территории РСФСР. В результате расходы союзного бюджета (на оборону, Академию наук, высшее образование и другие статьи) стали финансироваться в основном за счет денежной эмиссии. Несмотря на повышение цен, избыток денег в обращении резко увеличился. Дефицит товаров приобрел характер товарного «голода». Борьба между союзным руководством и руководством России закончилась ликвидацией Советского Союза.

В 1992 г. в России стала реализовываться программа «шоковой терапии», главным содержанием которой были либерализация и приватизация экономики. Следует отметить, что либерализация и приватизация были не чисто российскими изобретениями. Их проведения требовал Международный валютный фонд. Именно его требования были положены в основу государственной политики России, которая началась с 1992 г. До этого аналогичная политика под названием «программа стабилизации экономики» по настоянию МВФ проводилась в ряде стран Латинской Америки и Польше. Она строилась на монетаристской концепции, суть которой, как уже говорилось, заключается в поддержании стабильного количества денег в обращении при резком сокращении участия государства в экономике.

По сути «шоковая терапия» покончила с основами социализма, которые к тому времени еще сохранялись. Россия перешла в состояние «дикого» капитализма.

Соответственно этому кардинальным образом изменилась экономическая роль государства. Путем приватизации был разрушен общественный характер собственности. Государственная собственность стала по своему характеру стала государственно-капиталистической.

Государство перестало быть выполнять функцию управления экономикой. Были упразднены государственное планирование, ценообразование, централизованное распределение ресурсов и продуктов, государственная монополия внешней торговли и валютных операций, монополия государства в кредитной сфере, резко снижена его роль в трудовых отношениях, социальном обеспечении и других сферах деятельности. Теперь государство выполняет роль, свойственную рыночно-капиталистической экономической системе.

В результате «шоковой терапии» скрытая инфляция перешла в открытую гиперинфляцию. В 1992 г. цены выросли в 26,1 раза, в 1993 – в 9,4; в 1994 – в 3,2; в 1995 – в 2,3 раза. В 1996-97 гг. уровень инфляции снизился до 20-24%, но в 1998-99 гг. вследствие «дефолта» вновь подскочил. Все это, как уже говорилось, сопровождалось небывалым для мирного времени сокращением производства, ухудшением условий жизни подавляющего числа россиян.

В 1992-98 гг. российское правительство упорно строило свою политику на принципах монетаризма. Свою главную задачу оно видело в стабилизации денежной массы в обращении. Проводимая им политика включала в себя:

– Ограничение дефицита бюджета путем сокращения государственных расходов и социальных выплат, в том числе: неоплата выполненных предприятиями государственных заказов, невыделение запланированных дотаций селу и угольной промышленности, сокращение финансирования науки, образования и медицины и т.п.

– Финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет увеличения государственного долга. Выпуск и продажа для этой цели постоянно растущего объема государственных облигаций, в том числе – иностранным инвесторам. Рост внешнего долга.

– Сокращение централизованных кредитов экономике. Размещение их на конкурсной основе, в виде ломбардных кредитов.

–Установление высокой нормы обязательных резервов (15-18 %).

– Поддержание высокой учетной ставки по кредитам центрального банка (доходила до 210 % годовых).

– Ограничение денежной эмиссии.

Результатами такой политики стали:

– Возникновение и углубление кризиса платежей в экономике.

– Многомесячные задержки с выплатой заработной платы.

– Рост расходов бюджета на обслуживание государственного долга и нажива финансовых спекулянтов за счет государственных облигаций, что вылилось в финансовый кризис и «дефолт» августа 1998 г.

– Значительное сокращение реального финансирования социальной сферы и нарастание разрушительных тенденций в ней. То же в отношении армии, оборонной промышленности, аграрного комплекса страны.

– Утечка капитала за границу в огромных размерах.

– Перекачка денег из реального сектора в сферу валютно-финансовых операций, сокращение производственных инвестиций.

Сбить темпы инфляции удалось, но за счет значительных экономических потерь.

С 1999 г., как уже говорилось, благодаря благоприятной конъюнктуре мирового рынка и заниженному валютному курсу рубля в российской экономике наблюдается оживление.

Экономическая политика нынешнего правительства России характеризуется следующими основными чертами:

- Формирование бюджета без дефицита на основе предпосылки о значительно заниженных мировых ценах на энергоносители по сравнению с реальными.

- Изъятие в «стабилизационный фонд» превышения выручки от продажи энергоносителей над ее размерами, соответствующими заложенным в бюджете заниженным ценам. Использование тем самым «стабилизационного фонда» для сдерживания инфляции внутри страны, откачки денег из обращения.

- Досрочное погашение внешнего долга за счет части излишка бюджета.

- Поддержание заниженного валютного курса рубля для сохранения конкурентоспособности ряда отраслей российской экономики, вместе с тем –вынужденное постепенное повышение этого курса под давлением значительного превышения экспорта товаров над их импортом.

- Постепенное снижение уровня инфляции. (В 2005 г. – до 11% в год, в дальнейшем ставится задача сокращения до 8% в год).

В целом, несмотря на некоторые положительные тенденции, нет оснований для того, чтобы считать роль государства в нынешней российской экономике более эффективной, чем в советской. Как уже говорилось, за 15 лет рыночных реформ все еще не удалось выйти на уровень «застойного» 1990 г. по всем основным показателям. При этом численность государственных чиновников в расчете на душу населения в нынешней России почти в 7 раз выше, чем была в СССР. Оказалось, что для регулирования рыночных процессов требуется намного больше людей, чем для управления плановой. Масштабы теневой экономики при этом значительно превышают те, что были в СССР. В государственном аппарате России, по признанию Б. Ельцина, а затем и В. Путина, других высокопоставленных чиновников, процветает коррупция, которой неоднократно объявлялась война, но безрезультатно.