11.5. Функции и виды цен
Цены играют исключительно важную роль в экономике. Их роль выражается в следующих функциях цен:
1) Измерение затрат и результатов. На основе цен рассчитываются все денежные величины, характеризующие как затраты, так и результаты деятельности предприятий и всей экономики в целом.
2) Воспроизводственная функция. От уровня цен зависит, смогут ли предприятия возместить издержки производства и сформировать денежные средства для накопления и других необходимых расходов, то есть смогут ли они продолжать и развивать производство. Если система цен не деформирована монополиями и государственным вмешательством, то в соответствии с объективными экономическими законами они возмещают общественно необходимый уровень издержек и позволяют получать среднюю прибыль всем нормально работающим предприятиям. Когда предприятие работает хуже, чем общественно необходимо, цена его продукции не обеспечивает условия воспроизводства, что вынуждает его сокращать уровень издержек, переходить в другую сферу деятельности, либо закрываться.
3) Уравновешивание спроса и предложения товаров. Превышение спроса над предложением товара, если оно сохраняется относительно продолжительное время, ведет к повышению уровня цены и выравнивает спрос и предложение. Если за этим следует расширение производства ранее дефицитного продукта, то уровень цен понижается до общественно необходимого уровня. Если спрос на товар падает ввиду появления более эффективного товара-заменителя или снижения уровня доходов потребителей, а предложение товара не успевает отреагировать на это, то возможно временное снижение цены товара, необходимое для ликвидации его затоваривания и приведения производства в соответствие со спросом. После приведения производства в соответствие с платежеспособной потребностью, ранее заниженные цены вновь устанавливаются на общественно необходимом уровне.
4) Стимулирующая функция. Повышение уровня цены при прочих равных условиях стимулирует покупателя к сокращению покупок данного товара, а продавца – к увеличению его продаж. Снижение уровня цены товара оказывает на них противоположное воздействие. Цена, выражающая стоимость товара, стимулирует производителей к приведению уровня затрат к общественно необходимым, к учету спроса на их продукцию. Она поощряет тех, кто работает лучше, наказывает тех, кто работает хуже.
5) Распределительная функция. Повышение цены при прочих равных условиях означает увеличение доходов продавца за счет снижения доходов покупателя. И наоборот, понижение цены при прочих равных условиях перераспределяет доходы в пользу покупателя. При общем росте цен происходит перераспределение доходов в пользу тех, чьи цены повысились в большей степени, чем их среднее увеличение.
Виды цен:
1) Оптовые цены – цены, по которым совершается оптовая торговля. Среди них выделяют оптовые (отпускные) цены предприятий - производителей. Они включают в себя три основных элемента: себестоимость продукции + прибыль + косвенные налоги. При последующей перепродаже товара к его цене добавляется торговая наценка. Она должна обеспечить торговым предприятиям возмещение издержек обращения, получение нормальной прибыли и выплату косвенных налогов.
2) Розничные цены – цены розничной торговли. Они складываются из отпускных цен предприятий-производителей и торговых наценок, число которых определяется числом торговых посредников между производителем и конечным потребителем товара.
3) Закупочные цены – цены, по которым государство совершает закупки продукции. Отличие этих цен состоит в том, что степень воздействия на них со стороны государства выше, чем на другие цены.
4) Сметные цены – цены на строительные объекты. Каждый объект строительства имеет свою индивидуальную сметную цену. Ее уровень зависит от проекта, по которому осуществляется строительство, цен на материалы и строительно-монтажные работы и других факторов.
5) Тарифы – это цены на услуги. Когда речь идет об услугах, то вместо цен применяется термин «тарифы».
6) Комиссионные цены – цены комиссионной торговли.
С точки зрения политики, проводимой предприятием на рынке, различают следующие виды цен:
1) стандартные цены (не меняющиеся, устоявшиеся цены на товары повседневного спроса);
2) гибкие цены (цены на товары с небольшим жизненным циклом, их уровень сильно зависит от размеров спроса);
3) цены проникновения (используются для выхода на новый рынок и занятия на нем определенного места, они обычно на 30-50% ниже цен конкурентов);
4) успокаивающие цены (устанавливаются ниже круглых цифр, например, вместо 100 $ используется цена в 99 $, что для потребителя должно означать, что цена еще не достигла 100 $);
5) цены лидера (устанавливаются предприятием, доминирующем на рынке данного товара, на эти цены ориентируются все остальные продавцы);
6) престижные цены (устанавливаются на предметы роскоши, покупка которых является престижной; в данном случае чем дороже товар (например, марка автомобиля), тем престижнее его покупка).
Виды цен могут выделяться по степени их государственного регулирования:
свободные (нерегулируемые) цены;
фиксированные (прейскурантные) цены;
регулируемые цены (в разных вариантах).
На практике цены устанавливается предприятием – производителем на основе себестоимости товара. К себестоимости добавляется прибыль, рассчитанная по средней норме рентабельности, и косвенные налоги. Так формируется отпускная цена предприятия, если оно не является монополистом, который может навязывать потребителям завышенные цены. В случае завышения предприятием нормы рентабельности, с ценой не согласится предприятие-покупатель. Если же норма рентабельности будет занижена, то цена будет невыгодна самому производителю.
В оптовой торговле к цене добавляется оптовая наценка, которая должна обеспечить торговцу издержки обращения, среднюю прибыль и оплату косвенных налогов.
В розничной торговле добавляется розничная наценка. Она нужна для возмещения издержек обращения, получения средней прибыли и уплаты косвенных налогов.
Иначе говоря, основой ценообразования в условиях свободной конкуренции является цена, обеспечивающая субъектам экономики возмещение издержек и среднюю прибыль.
- Тема 1. Материальное производство – основа жизни общества 7
- Тема 20. Конкуренция и монополизм. Монополистический капитализм 492
- Тема 1. Материальное производство – основа жизни общества
- 1.1. Понятие материального производства
- 1.2. Производство и потребление
- 1.3. Потребности. Полезность благ
- 1.4. Производственные ресурсы. Издержки производства и эффективность
- 1.5. Производственные возможности общества
- 1.6. Экономия рабочего время – основа развития производства
- Контрольные вопросы и задачи
- Тема 2. Система экономических отношений
- 2.1. Понятие экономических отношений
- 2.2. Экономические отношения и собственность
- 2.3. Типы ведения хозяйства и экономический строй общества
- 2.4. Социально-классовая структура общества и экономические интересы
- 2.5. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений
- 2.6. Экономические законы
- Контрольные вопросы, тесты
- Тема 3. Предмет и метод экономической теории: основные трактовки
- 3.1. Ранние экономические учения
- 3.2. Меркантилизм
- 3.3. Классическая буржуазная политическая экономия
- 3.4. Марксистское экономическое учение
- 3.5. Маржинализм и неоклассическая теория
- 3.6. Историко-социальное направление. Институционализм
- 3.7. Кейнсианство. Неоклассический синтез
- 3.8. Неоинституционализм
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Современные экономические системы
- 4.1. Тенденции развития современных экономических систем
- 4.2. Концепции смешанной экономики
- 4.3. Марксистское учение о смене способов производства и левый радикализм
- 4.4. Сущность рыночной реформы в России в 1990-е гг.
- 4.5. Характеристика экономического строя современной России
- Контрольные вопросы, тесты
- Тема 5. Товарное производство. Теория стоимости
- 5.1. Понятие, предпосылки и этапы развития товарного производства
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.3. Трудовая теория стоимости
- 5.4. Теория предельной полезности о ценности товара
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 6. Деньги
- 6.1. Развитие форм стоимости и возникновение денег
- 6.2. Функции денег
- 6.3. Основные этапы развития денег. Бумажные деньги
- 6.4. Особенности современных денежных систем
- 6.5. Особенности денежной системы России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 7. Капитал
- 7.1. Трактовка капитала в неоклассической теории
- 7.2. Капитал в марксистской теории
- 7.3. Рабочая сила как товар
- 7.4. Сущность капитала как экономического отношения. Основной экономический закон капитализма
- 7.5. Стадии развития капитализма в промышленности
- 7.6. Накопление капитала и его закономерности
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 8. Заработная плата
- 8.1. Трактовка заработной платы в неоклассической теории
- 8.2. Заработная плата в марксистской теории
- 8.3. Уровень заработной платы и факторы, его определяющие
- 8.4. Формы заработной платы
- 8.5. Регулирование заработной платы. Социальные фонды
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 9. Воспроизводство предприятия
- 9.1. Предприятие и его основные формы
- 9.2. Кругооборот производственных фондов как форма воспроизводства предприятия
- 9.3. Структура производственных фондов. Факторы, влияющие на скорость оборота производственных фондов
- Товарные фонды
- 9.4. Износ и амортизация основных производственных фондов
- 9.5. Особенности воспроизводства производственных фондов в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Глава 10. Издержки производства и прибыль
- 10.1. Издержки производства и прибыль в неоклассической теории
- 10.2. Издержки производства и прибыль в марксистской теории
- 10.3. Себестоимость продукции
- 10.4. Виды издержек производства
- 10.5. Доход предприятия и его использование
- 10.6. Эффективность производства на предприятии
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 11. Средняя прибыль и цена производства
- 11.1. Образование средней нормы прибыли и цены производства
- 11.2. Торговый капитал и торговая прибыль
- 11.3. Основные формы и тенденции развития торговли
- 11.4. Факторы, влияющие на уровень средней нормы прибыли
- 11.5. Функции и виды цен
- 11.6. Факторы, влияющие на уровень цен
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 12. Ссудный капитал и процент
- 12.1. Ссудный капитал и процент в неоклассической теории
- 12.2. Ссудный капитал и процент в марксистской теории
- 12.3. Соизмерение разновременных доходов и затрат
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 13. Кредит и денежное обращение
- 13.1. Сущность, функции и формы кредита
- 13.2. Кредитная система. Банки
- 13.3. Обращение наличных денег
- 13.4. Безналичные расчеты
- 13.5. Измерение денежной массы
- 13.6. Денежный рынок
- 13.7. Реформа кредитной системы и денежного обращения в России в 1990-е гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 14. Рынок ценных бумаг. Финансы
- 14.1. Виды ценных бумаг
- 14.2. Рынок ценных бумаг и его роль в экономике
- 14.3. Финансы, их структура и функции. Финансовый рынок
- 14.4. Государственные финансы
- 14.5. Налоговая система
- 14.6. Реформа финансовой системы России в 1990-х гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 15. Аграрные отношения
- 15.1. Понятие аграрных отношений и земельной ренты
- 15.2. Трактовка земельной ренты в неоклассической теории
- 15.3. Земельная рента в трудовой теории стоимости
- 15.4. Дифференциальная земельная рента
- 15.5. Абсолютная земельная рента
- 15.6. Цена земли
- 15.7. Закономерности развития аграрных отношений
- 15.8. Аграрная реформа в России в 1990-е гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 16. Рынок
- 16.1. Понятие рынка. Спрос и его характеристики
- 0 Q
- 16.2. Трактовки сущности кривой спроса
- 16.3. Предложение товаров в условиях свободной конкуренции
- 16.4. Равновесие на рынке товара
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 17. Показатели общественного воспроизводства
- 17.1. Показатели, характеризующие материальное производство
- 17.2. Показатели, характеризующие результаты общественного труда в целом
- 17.3 Показатели эффективности общественного воспроизводства
- 17.4 Показатели общественного воспроизводства в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 18. Пропорции общественного воспроизводства
- 18.1. Сущность и виды пропорций общественного воспроизводства
- 18.2. Модель реализации совокупного общественного продукта, разработанная к. Марксом
- 18.3. Модель межотраслевого баланса
- 18.4. Модели равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке товаров
- 18.5. Кейнсианская модель общего экономического равновесия
- 18.6. Безработица
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 19. Экономический рост и экономические циклы
- 19.1. Экономические циклы
- 19.2. Показатели, типы и факторы экономического роста
- 19.3. Особенности экономического роста и экономического кризиса в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 20. Конкуренция и монополизм. Монополистический капитализм
- 20.1. Монопольная власть и конкуренция
- 20.2. Проявления монопольной власти на рынке товаров
- 20.3. Проявления монопольной власти на рынке труда
- 20.4. Сущность и основные признаки монополистического капитализма
- 20.5. Особенности рыночных отношений в современной России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 21. Основы государственного регулирования экономики
- 21.1. Управление и регулирование в экономических процессах
- 21.2. Роль государства в современной экономике. Государственно-монополистический капитализм
- 21.3. Инфляция
- 21.4. Государственная экономическая политика
- 21.5. Изменение роли государства в экономике России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 22. Международные экономические отношения
- 22.1. Всемирное хозяйство
- 22.2. Мировая торговля
- 22.3. Международное движение капитала
- 22.4. Международная миграция рабочей силы
- 22.5. Международные валютные отношения
- 22.6. Закономерности развития всемирного хозяйства. Глобализация и ее противоречия
- 22.7. Внешнеэкономическое положение России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 23. Основы внешнеэкономической политики государства
- 23.1. Внешнеторговая политика
- 23.2. Платежный баланс
- 23.3. Валютный курс и его регулирование
- 23.4. Монетарная и фискальная политика в открытой экономике
- 23.5. Особенности российской внешнеэкономической политики
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Заключение
- Ответы на задачи
- Рекомендуемая литература