logo
Экономическая теория

5.2. Товар и его свойства

Товар – это прежде всего продукт труда, произведенный для обмена. На основе товарного производства приобретают форму товаров, то есть становятся объектами обмена, купли-продажи, как уже говорилось, не только продукты труда, но и другие, самые разнообразные ценности – рабочая сила, земля, знания.

Товар обладает потребительной стоимостью, или полезностью, то есть способностью удовлетворять те или другие потребности людей8.

Кроме того, товар всегда обладает меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться в определенной пропорции на другие товары. Чем больше меновая стоимость товара, тем к большему объему других товаров он приравнивается в обмене. Обмениваемость товаров друг на друга в определенных пропорциях говорит о том, что они обладают неким общим свойством, соизмеряющим их в процессе обмена и устанавливающим пропорции их обмена. С точки зрения этого свойства, товары отличаются лишь как большие или меньшие его количества. Это свойство называется стоимостью товаров. Стоимость это – не природное свойство товаров, а свойство, которым их наделяет общество в процессе обмена.

Ряд российских экономистов считает, что для обозначения свойства, лежащего в основе обмена товаров, лучше подходит термин «ценность», а не «стоимость». Однако термин «ценность» используется людьми не столько для обозначения явления товарных цен, сколько в ином, более широком смысле. Люди ценят здоровье и жизнь свои и близких, дружбу, шутку и многое такое, что не имеет цены. Термин «ценность» может употребляться и в таких значениях, как ценность научных знаний (для понимания и преобразования мира), произведений искусства (для сохранения и развития культуры), чистого воздуха (для обеспечения жизни и здоровья людей), ценность нравственных качеств человека и т.п. В этом случае он отражает отнюдь не цену товаров, а нечто, что не имеет товарной цены в принципе, хотя и ценится людьми. В русском языке используются такие понятия, как духовные ценности, культурные, научные, национальные, исторические и т.п., но нет таких выражений, как «духовные стоимости», «культурные стоимости» и т.д. И ценность жизни – это совсем не то, что «стоимость жизни».

Термин же «стоимость» всегда указывает, чего стоит товар, предполагает цену, которую надо заплатить за товар, или по которой его можно продать, т.е. он является категорией именно товарных отношений. В других случаях данный термин обычно вообще не употребляется.

Предпосылкой стоимости является наличие у товара потребительной стоимости. Если товар никому не нужен, то его невозможно обменять на другие товары. Однако отсюда не следует, что потребительная стоимость, или полезность, товара определяет его меновую стоимость.

Экономика большинства государств современного мира основывается на товарном производстве. Товар выступает элементарной формой богатства и, по выражению К. Маркса, экономической «клеточкой» общества. Вопрос о том, что лежит в основе цены товара и какова природа этой основы, является ключевым вопросом экономической теории. Ответ на него определяет понимание того, что является источником общественного богатства и доходов членов общества, что лежит в основе издержек производства и прибыли, всех других стоимостных категорий.

В понимании сущности стоимости товара в современной науке сложились разные концепции, две основные из них – трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.