logo
Экономическая теория

16.1. Понятие рынка. Спрос и его характеристики

Рынок – это совокупность отношений в процессе товарного и денежного обращения. Основой существования рынка является производство и обмен товаров. Исторически первой формой рынка был рынок продуктов труда, производимых в качестве товаров. С развитием товарного производства объектами рынка становились услуги, природные ресурсы, рабочая сила людей, ценные бумаги, валюта. На определенной стадии общества объектом рынка были и сами люди (при работорговле, крепостничестве). Однако рынок продуктов труда (товаров) всегда оставался и продолжает оставаться основой всех иных рыночных отношений.

Роль рынка в экономике определяется характером экономического строя. До капитализма товарное производство было подчиненным укладом, и рынок не был главным регулятором производства. В капиталистической экономике рынок стал таким регулятором, поскольку товарное производство здесь приняло всеобщий характер. Позднее, с конца 19 в., с развитием промышленных монополий и государственного вмешательства в экономику рынок сам становится объектом государственно-монополистического регулирования. В социалистической экономике круг объектов рыночных отношений резко сужается. Рабочая сила, основная часть средств производства, земля перестают быть товарами, а значит, и объектами рыночных отношений. Рыночные регуляторы действуют на экономические процессы в той мере, в которой сохраняются отношения товарного производства и обмена. Они играют подчиненную роль в системе отношений планомерно организованной социалистической экономики, но в то же время находятся в диалектическом, противоречивом единстве с планомерным характером этой системы.

В структуре рынка современного капиталистического общества выделяется несколько секторов:

1) рынок предметов потребления и услуг (потребительский рынок);

2) рынок воспроизводимых средств производства (предметов труда, средств труда);

3) рынок рабочей силы (рынок труда);

4) рынок земли (природных ресурсов);

5) финансовый рынок (включает в себя денежный рынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок).

В рамках этой темы остановимся на рынке продуктов труда, поскольку, как уже говорилось, этот рынок является исторически первой формой рынка и основой всех других форм рынка. К этому рынку относятся потребительский рынок и рынок воспроизводимых средств производства.

Основные разновидности рынка товаров:

1) рынок отдельного товара, или товаров определенного вида или назначения;

2) рынок определенной группы товаров;

3) рынок всей совокупности товаров.

Для каждой из этих разновидностей, в свою очередь, выделяются:

1) местный рынок,

2) региональный рынок,

3) национальный рынок,

4) мировой рынок.

Отношения любого рынка означают движение встречных потоков товаров и денег: Д – Т (покупка товаров) и Т – Д (продажа) и складываются в результате взаимодействия спроса и предложения на данном рынке. Понятия спроса и предложения всегда рассматриваются как относящиеся к определенному рынку.

Спрос – это совокупность товаров, которые намерены купить субъекты данного рынка в течение определенного периода времени и при определенном уровне цен. (Если рассматривается рынок однородного товара, то в этом определении слово «совокупность» заменяется словом «количество».)

Спрос является формой выражения общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос.

Действительные потребности – это внутренняя сущность спроса. Спрос же – форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов (цены, доходы, социально-экономические различия между людьми, наличие товаров в продаже, вкусы, традиции, мода). Спрос чрезвычайно изменчив при одном и том же уровне производительных сил. Спрос по своим размерам, как правило, отклоняется от действительных потребностей. При избытке денег в обращении или заниженном уровне цен спрос превышает действительные потребности. Но возможна и противоположная ситуация, когда спрос по своим размерам ниже действительных потребностей. Это имеет место в условиях экономических кризисов, при неполном использовании производственного потенциала общества, при завышенных ценах и недостатке денег в обращении.

Например, в нашей стране в 1991 г. спрос намного превышал возможности производства, а, значит, и действительные потребности общества. Это было вызвано тем, что в обращении находилась избыточная денежная масса: государство выплатило денег населению значительно больше, чем было необходимо для обращения товаров по установленным государством ценам. Наблюдался дефицит многих видов товаров, ряд важнейших товаров первой необходимости распределялся по талонам.

Однако в 1992 г. ситуация коренным образом изменилась. Вследствие резкого повышения цен (за один только 1992 г. они возросли в 26 раз) доходы и сбережения большей части населения обесценились, и спрос резко понизился, стал меньше того объема, который обеспечивался наличными производительными силами, т.е. меньше действительных общественных потребностей. В результате возникла ситуация «перепроизводства» многих видов товаров.

Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому – задача не простая.

Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в «чистом виде», при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается «наложить» действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.

Наиболее важным фактором, влияющим на объем спроса, являются цены товаров и доходы потребителей. Поэтому изучению зависимости объема спроса от этих факторов в экономической теории было уделено наибольшее внимание.

Зависимость объема спроса на тот или иной товар от уровня цены этого товара обычно изучается при предположении о постоянстве прочих равных условий, прежде всего – цен других товаров и размеров дохода потребителей.

Если предположить, что меняется только цена данного товара, а остальные факторы спроса остаются без изменений, то для большинства товаров будет иметь место обратная зависимость спроса от цены. То есть с ростом цены спрос падает, а с понижением цены – увеличивается. Данное явление получило название закона спроса.

Закон спроса объясняется следующими лежащими на поверхности причинами:

1) доходы потребителей ограничены, и повышение цены данного товара неизбежно заставляет их сокращать размеры его покупок, переходить к потреблению других товаров, заменяющих данный;

2) если запас товара растет, то он может быть продан только при снижении цены, поскольку доходы потребителей ограничены, а с увеличением объема покупок потребность в товаре насыщается, и он становится все менее и менее необходим потребителям;

3) уменьшение цены товара позволяет потребителям купить больше товаров, данный товар становится при этом более привлекательным по сравнению с его заменителями, и спрос на него повышается.

Характер зависимости объема спроса от цены товара оценивается с помощью коэффициента эластичности спроса по цене.

Для того, чтобы понять, как он рассчитывается, введем обозначения.

Пусть уровень цены товара при прочих равных условияхизменяется сР1доР2и вызывает изменение объема спроса на товар сQ1доQ2;P = Р2 Р1– изменение уровня цены;Q = Q2 – Q1– изменение объема спроса, вызванное изменением уровня цены товара.

Тогда коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается следующим образом: ; где: Q – первоначальный объем спроса (Q1), если изменение объема спроса можно считать не слишком значительным и средняя величина между начальным и конечным значениями объема спроса (), если изменение объема спроса значительно;Р – первоначальная цена товара (Р1), если изменение уровня цены можно считать недостаточно значительным и среднее значение цены между начальным и конечным уровнем (, если изменение уровня цены значительно.

Если зависимость спроса и цены имеет вид непрерывной дифференцируемой функции, то коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле: ; где:– производная спроса по цене.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное (процентное) изменение объема спроса при относительном (процентном) изменении цены на 1%. Например, если Е = - 0.5, то это означает, что при повышении (уменьшении) цены на 1% спрос упадет (повысится) на 0,5%. Коэффициенты эластичности спроса по цене, как правило, имеют отрицательное значение, и рассматривается их абсолютная величина.

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса по цене больше 1, то спрос считается эластичным по цене. В этом случае объем спроса меняется сильнее, чем вызвавшее его изменение движение цены. При эластичном спросе денежная выручка от продажи товара и цена меняются в противоположных направлениях. Иначе говоря, при росте цены денежная выручка снижается (вследствие более быстрого уменьшения объема спроса), а при снижении цены она растет (вследствие более быстрого увеличения объема спроса).

Если абсолютная величина данного коэффициента меньше 1, то спрос неэластичен по цене. В этом случае объем спроса меняется медленнее, чем цена. При неэластичном спросе денежная выручка от продажи товара и цена меняются в одном и том же направлении (одновременно растут или снижаются).

Наконец, если коэффициент спроса по цене равен по абсолютной величине 1, то спрос имеет единичную эластичность, и денежная выручка не зависит от цены.

К товарам, спрос на которые наиболее неэла­стичен по цене, относятся, например, соль, спички, хлеб, электричество (потребление в домашнем хозяйстве). Несколько выше ценовая эластич­ность спроса на такие то­вары, как мясо, молоко, картофель. Однако спрос на них остается неэла­стичным по цене. Эла­стичным по цене является спрос, например, на рес­торанные блюда, на неко­торые виды продуктов питания.

Абсолютная величина коэффициента эластичности спроса по цене находится в прямой зависимости от уровня цены товара, наличия у него заменителей, периода приспособления потребителей к изменению цены, доли затрат на покупку данного товара в общей сумме расходов потребителя.

Зависимость спроса от цены изображается с помощью кривой спроса – графического изображения зависимости объема спроса от уровня цены товара. (См. рис.1). По оси абсцисс откладывается объем спроса (Q), по оси ординат – уровень цены товара (P). Кривая спроса (D) имеет нисходящий вид.

P

D'

D