logo
Экономическая теория

16.4. Равновесие на рынке товара

Равновесие на рынке товара зависит от множества факторов. Поэтому его рассматривают вначале в «чистом виде», то есть при предположении, что имеет место свободная конкуренция производителей и отсутствует государственное воздействие на уровень цен и объемы продаж в любой форме. Иначе говоря, предполагается, что спрос и предложение формируются только под воздействием цен, а цены свободно колеблются только под влиянием спроса и предложения. Цены, уравновешивающие спрос и предложение товара, называются равновесными. Им соответствует равновесный объем продаж.

Равновесие спроса и предложения изображается в виде пересечения кривых спроса и предложения (рис. 5.) Координаты точки их пересечения выражают равновесный объем продаж (Q*) и равновесный уровень цены (р*).

Состояние равновесия на рынке товара – это такое состояние, к которому тяготеет экономика. Отклонение цены от равновесного уровня, например, в сторону понижения вызывает рост спроса и сокращение предложения. За этим следует дефицит товара, что вызывает повышение цены, увеличение предложения и снижение спроса. В результате равновесие восстанавливается.

И наоборот, противоположные процессы происходят при отклонении цены от равновесной в сторону повышения. Аналогичные процессы происходят при занижении или завышении объема предложения по сравнению с равновесным.

В коротком периоде равновесие спроса и предложения достигается при цене, равной, с одной стороны, цене спроса, а, с другой – предельным издержкам производства товара.

С точки зрения трудовой теории стоимости, это означает, что прирост стоимости затраченных ресурсов, необходимых для создания дополнительной единицы товара, равен стоимости товаров-заменителей данного товара. А с точки зрения неоклассической теории, равновесие в коротком периоде заключается в том, что предельная полезность товара равняется предельной полезности ресурсов, затрачиваемых на изготовление дополнительной единицы товара.

В длительном периоде сущность равновесия на рынке товара, с точки зрения трудовой теории стоимости, состоит в том, что ОНЗТ-I (по условиям производства товара) уравниваются с ОНЗТ-II (по условиям потребления товара). Иначе говоря, затраты общественного труда, необходимые для производства дополнительной единицы товара, становятся равными затратам общественного труда, необходимым для замены этого товара другими товарами. Данное равенство означает также соответствие производства товара действительной общественной потребности в нем.

С точки же зрения теории предельной полезности, равновесие на конкурентном рынке товара в длительном периоде достигается при условии равенства цены, с одной стороны, денежному выражению предельной полезности товара, а, с другой, – минимальным средним издержкам его производства. Поскольку же, как уже говорилось, в этой теории издержки производства, по сути, определяются ценами ресурсов, а цены ресурсов – ценами товаров, то неоклассическая трактовка сводится к логически порочному кругу, в котором цена одного товара определяется через цены других товаров, а объективная основа равновесной цены так и не выясняется.

В процессе развития производства растет производительность труда и происходит снижение уровня издержек. Это увеличивает предложение товара и ведет к снижению уровня цен, что можно изобразить в виде смещения кривой предложения вправо вниз и передвижения в том же направлении точки равновесия. В то же время с развитием общественного производства появляются новые, более качественные товары, что может вести к снижению спроса на данный вид товара. Это явление изображается в виде смещения кривой спроса влево вниз и сдвига в том же направлении точки равновесия. С помощью кривых спроса и предложения, таким образом, можно иллюстрировать процессы, происходящие на рынке данного товара.

Их можно использовать и для анализа влияния на рыночное равновесие решений правительства о введении налогов или субсидий в производстве данного товара.

Допустим, например, что на данный товар вводится дополнительный налог в виде акциза. С точки зрения производителей товара, введение налога в данном случае равносильно увеличению предельных издержек. Поэтому кривая предложения товара сместится влево вверх (из положения S1 в положение S2), что означает сокращение предложения товара. См. рис. 6. В результате уровень равновесной цены возрастет с р1 до р2, а равновесный объем продаж – сократится с Q1 до Q2.

Если же государство, напротив, вводит субсидии производителям (продавцам) товара, то для них это равнозначно повышению цены или снижению предельных издержек. В результате предложение и равновесный объем продаж растут, уровень равновесной цены снижается. Это изображается сдвигом кривой предложения и точки равновесия вправо вниз.

Следует отметить, что повышение цены при введении налога будет меньшим, чем ставка налога. Так же и снижение цены при введении субсидии окажется меньшим, чем размер субсидии на единицу товара.

Кроме того, из сказанного следует, что в коротком периоде введение таких налогов или субсидий, которые влияют на величину только постоянных издержек, но не меняют уровня предельных издержек, не приводит к изменению объема предложения. Например, если повышается размер пошлины за право заниматься данным видом деятельности, то в коротком периоде это не скажется на объеме и цене предложения, а проявится только в длительном периоде – в форме сокращения предложения и повышения уровня цены товара.

Государство может установить верхний предел цены товара. См. рис. 7. Если он (р1) ниже цены равновесия (р), то на рынке возникает дефицит товара, размер которого соответствует длине отрезка (Q2, Q1). В этом случае государство для преодоления дефицита товара должно установить субсидию производителям (продавцам) товара с тем, чтобы они увеличили предложение товара до размеров спроса. Размер субсидии на единицу товара изображен отрезком d (разность р2р1).

Установление нижнего предела цены, если он выше равновесной цены, может вызвать избыток товара, что приводит к необходимости либо стимулирования производителей к сокращению объемов производства, либо к государственным закупкам избыточной продукции.