Кинематограф
Издавна человек пытался оживить, заставить двигаться изображаемые на рисунках, а затем и фотографиях фигуры людей и предметы. Эти попытки привели к изобретению разнообразных приборов, пользуясь которыми можно было рассматривать «ожившие» картинки. Так появились приборы, основанные на эффекте видимого движения при смене неподвижных изображений. Этот эффект назван стробоскопическим, а приборы – стробоскопами.
Перечислим наиболее интересные приборы. Бельгийский физик Жозеф Плато построил прибор, создающий у зрителя иллюзию движения, – фенакистископ (1832 г.). Основное в этом приборе – диск с прорезями, в секторах которого между щелями расположены рисунки, изображавшие последовательные фазы движения объекта. Вращая диск перед зеркалом, зритель видел через проходящую перед глазом щель различные фазы движения одной и той же фигуры; при этом возникала иллюзия движения. Спустя два года другой изобретатель, австриец Симон фон Штампфер, создал более совершенный прибор, названный им стробоскопом (рис. 5). В 1877 г. француз Эмиль Рейно усовершенствовал стробоскоп, объединив его с волшебным фонарем. Его праксиноскоп уже проецировал изображение на экран.
С Рис. 5. Различные виды стробоскопии
Б Рис. 6. Кинетоскоп Эдисона: 1 – окуляр (лупа); 2 – ролик; 3 – фильм
В клад в изобретение кинематографа внесли и русские ученые. Так, в 1893 г. профессор физики Московского университета Н. Любимов демонстрировал аппарат для анализа стробоскопических явлений, созданный в Одессе механиком Новороссийского университета И. Тимченко. В этом аппарате уже был механизм для прерывистого движения пленки – основа кинематографа.
Родиной кинематографа считается Франция. В 1895 г. инженер и изобретатель Луи Люмьер впервые демонстрировал созданные им с братом Огюстом аппараты для съемки и демонстрации кинофильмов, ничем принципиально не отличающиеся от современных кинопроекторов (рис. 7).
П Рис. 7. Конструкция одного из первых проекционных киноаппаратов
Первые фильмы снимались с классическим соотношением сторон кадра 4:3, поскольку такие же параметры использовались в фотографии. В сущности, кино той эпохи представляло собой не что иное, как последовательность фотографий, демонстрируемых с частотой 16 кадров в секунду.
Техника съемок и оборудование непрерывно развивались, и в 30-х годах прошлого века в кино появился звук. Звуковую дорожку стали также записывать на кинопленку, оснащая кинопроекторы специальными считывателями. Термин «звуковая дорожка» с тех пор прочно закрепился в массовом сознании и используется по сей день, только теперь наряду с англоязычным аналогом «саундтрек».
Немного позже кино приобрело то, чего ему так долго не хватало – цвет. Компания Technicolor вывела степень реализма кинофильмов на качественно новую ступень. Дальнейшее развитие технологий киносъемки привело к появлению широкоэкранного кино с соотношением сторон 16:9 и 2,35:1, которое позволило «окружить» зрителя изображением и совместно со стереозвуком обеспечило то, что теперь называется «эффектом присутствия».
Процесс демонстрации кинофильмов с точки зрения киномеханики мало изменился за многие десятки лет существования кино. Фильмы доставляются в кинотеатр на бобинах с пленкой, киномеханик заправляет бобины в проекционный аппарат, принцип работы которого не изменился со времен братьев Люмьер. Точно так же, с помощью света, с пленки воспроизводится звуковая дорожка, и усиленный соответствующей аппаратурой звук поступает в зрительный зал. На заре кинематографа киномеханик был вынужден во время показа фильма менять уже продемонстрированную бобину с фрагментом фильма на новую, а зрители в это время должны были ждать продолжения. Для того чтобы исключить появление таких вынужденных пауз, со временем начали использовать два кинопроектора. Зрители ничего не замечали, им казалось, что фильм демонстрировался непрерывно, а на самом деле по окончании одного фрагмента включался показ с другого кинопроектора; в это время киномеханик менял пленку в первом проекторе, после чего цикл повторялся. Сама же технология изготовления кинофильмов подразумевала довольно сложный процесс их производства и распространения. Сначала фильм снимался с множеством дублей и повторов, затем режиссер совместно с монтажером с помощью ножниц и клея на монтажном столе монтировал окончательный вариант фильма. Звукорежиссер вместе с актерами и музыкантами параллельно записывал звуковую фонограмму к фильму. После создания мастер-копии фильм уходил на тиражирование. Затем создавались сотни и тысячи копий оригинального фильма, развозившихся по кинотеатрам. Копирование пленки представляло собой довольно сложный и дорогой технологический процесс. Все эти особенности производства имели одно довольно большое достоинство для кинокомпаний – в те далекие годы они практически не думали об охране авторских прав на свою продукцию. Кустарным методом изготовить качественную копию фильма было абсолютно невозможно.
Большой вклад в развитие объемного звука в кино внесла фирма Dolby – разработанные ею для кинотеатров системы объемного звука с успехом используются и в настоящее время, в том числе и в цифровых системах многоканального звука (рис. 8).
Рис. 8. Принципиальная схема системы многоканального звука, разработанной компанией Dolby Laboratories
Д Рис. 9. Современный цифровой кинопроектор
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221