logo search
пособие_ТиАСО

Введение

Важнейшим фактором успешности реализуемых в нашей стране преобразований является качество профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области образования. В Государственной концепции модернизации образования подчеркивается важность соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетентностей специалистов в области образования реальным потребностям как экономики и общества в целом, так и отдельной личности.

Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на все сферы жизни современного человека. Стратегия развития современного общества на основе интегрированных знаний и высокоэффективных технологий требует внесения значительных изменений в педагогическую теорию и практику. Гуманитаризация образования направлена на разработку содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, которые обеспечивали бы не только развитие интеллекта, но и раскрытие личностных качеств человека, учитывали бы его индивидуальность, стимулировали самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Стремительное развитие науки, техники и информационных технологий и общественных институтов вызывает постоянное увеличение объема учебного материала, подлежащего изучению в начальной, средней и высшей школе. Мы сталкиваемся с необходимостью усвоения большего объема учебного материала при сохранении сроков обучения. Реализация данного направления требует совершенствования старых и поиска новых методов, средств и форм обучения. Одним из путей модернизации системы образования в России является широкое внедрение в практику современных технических и аудиовизуальных средств обучения (ТиАСО), применяемых учителем не только в учебно-воспитательном процессе, но и в процессе подготовки к проведению занятий. Повышение качества преподавания тесно связано с совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса современных технических и аудиовизуальных средств обучения. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит – 25 % видимой информации, когда видит и слушает – 65 % получаемой информации. Необходимость применения технических и аудиовизуальных средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, очевидна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, как управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость применения технических и аудиовизуальных средств обучения обусловлена значительным усложнением объектов изучения и невозможностью продемонстрировать и объяснить сложные технические устройства, микропроцессорную технику, технологические процессы и объекты микро- и макромира только с использованием традиционных вербальных средств.

В своем развитии человечество прошло огромный путь совершенствования технологий получения, обмена, хранения, обработки и передачи информации. Появление письменности, печатного станка, фотографии, кинематографа, телефона, телеграфа, звукозаписи, радио, телевидения, персонального компьютера и глобальной информационной сети Интернет – вот лишь наиболее значимые этапы эволюции в передаче информации.

Современное информационное общество характеризуется высокими темпами развития информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся основой для развития человека и эффективного решения многих профессиональных задач. Эффективно использовать практически безграничные возможности новых информационных технологий смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.

Необходимо также отметить, что развитие компьютерных технологий позволяет нам быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущество новых цифровых технологий состоит в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозапись, фотография, видеозапись и др.), при этом следует обратить внимание на универсальность современных цифровых носителей информации.

При широком внедрении ТиАСО преподаватели, освобожденные от передачи формальных знаний, получат свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми и смогут выработать новые подходы к изучению той или иной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, к обучению последних в ходе дискуссий, в совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих педагогов, очень важно то, что время, сэкономленное благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки.

ТиАСО при рациональном использовании улучшают условия труда учителя и учеников, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, моделируют проблемные ситуации и организуют поисковую деятельность учащихся, усиливая эмоциональный фон обучения. Однако все вышесказанное может иметь место, только если учитель обладает необходимыми знаниями и умениями применить их на практике.

Предлагаемое учебное пособие позволит учащимся ориентироваться в многообразии технических и аудиовизуальных средств обучения, а также поможет научнообоснованному выбору и применению их в практической деятельности. Основное внимание в пособии уделено раскрытию современных аудиовизуальных технологий, изложению принципов устройства и работы различных технических средств, а также основам методики их практического применения. Отбирая содержание, мы исходили прежде всего из того, что технические и эксплуатационные подробности работы конкретного устройства всегда можно найти в соответствующем руководстве по эксплуатации, а тонкости его применения – в частных методиках.