Введение
Важнейшим фактором успешности реализуемых в нашей стране преобразований является качество профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области образования. В Государственной концепции модернизации образования подчеркивается важность соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетентностей специалистов в области образования реальным потребностям как экономики и общества в целом, так и отдельной личности.
Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на все сферы жизни современного человека. Стратегия развития современного общества на основе интегрированных знаний и высокоэффективных технологий требует внесения значительных изменений в педагогическую теорию и практику. Гуманитаризация образования направлена на разработку содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, которые обеспечивали бы не только развитие интеллекта, но и раскрытие личностных качеств человека, учитывали бы его индивидуальность, стимулировали самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
Стремительное развитие науки, техники и информационных технологий и общественных институтов вызывает постоянное увеличение объема учебного материала, подлежащего изучению в начальной, средней и высшей школе. Мы сталкиваемся с необходимостью усвоения большего объема учебного материала при сохранении сроков обучения. Реализация данного направления требует совершенствования старых и поиска новых методов, средств и форм обучения. Одним из путей модернизации системы образования в России является широкое внедрение в практику современных технических и аудиовизуальных средств обучения (ТиАСО), применяемых учителем не только в учебно-воспитательном процессе, но и в процессе подготовки к проведению занятий. Повышение качества преподавания тесно связано с совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса современных технических и аудиовизуальных средств обучения. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит – 25 % видимой информации, когда видит и слушает – 65 % получаемой информации. Необходимость применения технических и аудиовизуальных средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, очевидна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, как управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость применения технических и аудиовизуальных средств обучения обусловлена значительным усложнением объектов изучения и невозможностью продемонстрировать и объяснить сложные технические устройства, микропроцессорную технику, технологические процессы и объекты микро- и макромира только с использованием традиционных вербальных средств.
В своем развитии человечество прошло огромный путь совершенствования технологий получения, обмена, хранения, обработки и передачи информации. Появление письменности, печатного станка, фотографии, кинематографа, телефона, телеграфа, звукозаписи, радио, телевидения, персонального компьютера и глобальной информационной сети Интернет – вот лишь наиболее значимые этапы эволюции в передаче информации.
Современное информационное общество характеризуется высокими темпами развития информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся основой для развития человека и эффективного решения многих профессиональных задач. Эффективно использовать практически безграничные возможности новых информационных технологий смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.
Необходимо также отметить, что развитие компьютерных технологий позволяет нам быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущество новых цифровых технологий состоит в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозапись, фотография, видеозапись и др.), при этом следует обратить внимание на универсальность современных цифровых носителей информации.
При широком внедрении ТиАСО преподаватели, освобожденные от передачи формальных знаний, получат свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми и смогут выработать новые подходы к изучению той или иной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, к обучению последних в ходе дискуссий, в совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих педагогов, очень важно то, что время, сэкономленное благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки.
ТиАСО при рациональном использовании улучшают условия труда учителя и учеников, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, моделируют проблемные ситуации и организуют поисковую деятельность учащихся, усиливая эмоциональный фон обучения. Однако все вышесказанное может иметь место, только если учитель обладает необходимыми знаниями и умениями применить их на практике.
Предлагаемое учебное пособие позволит учащимся ориентироваться в многообразии технических и аудиовизуальных средств обучения, а также поможет научнообоснованному выбору и применению их в практической деятельности. Основное внимание в пособии уделено раскрытию современных аудиовизуальных технологий, изложению принципов устройства и работы различных технических средств, а также основам методики их практического применения. Отбирая содержание, мы исходили прежде всего из того, что технические и эксплуатационные подробности работы конкретного устройства всегда можно найти в соответствующем руководстве по эксплуатации, а тонкости его применения – в частных методиках.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221