logo search
пособие_ТиАСО

1.2.5. Комбинированные технические средства

Комбинированные технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Они предназначены для индивидуализации процесса обучения и обеспечивают выполнение двух и более функций (например, передачу информации и контроль, тренаж и контроль и т. п.). Такие программы подают учебный материал в виде небольших фрагментов, после каждого из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждому фрагменту материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении контрольных вопросов. Комбинированные программы сочетают оба варианта.

Дидактические возможности КТС определяются степенью совершенства заложенных в них обучающих программ. Применение КТС может освободить учителя от наиболее однообразных элементов классной работы, уменьшить затрачиваемое на усвоение учебного материала время, поднять общий уровень усвоения и обеспечить качественное индивидуальное обучение.

К средствам обучения предъявляют разнообразные требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические и экономические.

Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы, например громкость и качество звучания, емкость носителя аудиовизуальной информации, достаточная для проведения занятия, универсальность прибора.

Педагогические – соответствие возможностей технического средства современным формам и методам учебно-воспитательного процесса.

Эргономические – удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом, уровень шума, удобство осмотра, ремонта и транспортирования.

Эстетические – гармония формы (цветовое решение, масштаб, соразмерность), целостность композиции и т. д.

Экономические – невысокая стоимость оборудования, носителей информации и эксплуатационные расходы при высоком качестве и долговечности технического средства.

Функции ТиАСО в учебно-воспитательном процессе разнообразны. Они взаимодополняют друг друга, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТиАСО в полном объеме.

Первая из функций ТиАСО – коммуникативная – функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их работы (отбор, упорядочивание, систематизация информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, корректировка этих процессов.

Третья – кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Она осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая – научно-исследовательская функция, связана с использованием получаемой с помощью ТиАСО информации учащимися в исследовательской деятельности, определяет поиск оптимальных вариантов использования технических и аудиовизуальных средств обучения педагогом.