logo search
Экономическая теория

0 Q

Рис.1. График кривой спроса

Если происходит рост спроса, т.е. увеличение его объема при каждом значении цены, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (из D положения в положение D'). При падении спроса (уменьшение объема спроса при каждом уровне цены) кривая спроса сдвигается к началу координат (влево вниз).

На изменение спроса, выражаемое смещением его кривой, влияет множество факторов. К ним относятся: изменение размеров доходов потребителей, их вкусов, цен на другие товары, числа и состава потребителей и т.п.

Кривые спроса используются в основном для теоретических построений и выводов. Построить такую кривую, которая достаточно точно отражала бы реальную зависимость объема спроса от цены, чрезвычайно сложно, поскольку на спрос, кроме цены, оказывают влияние самые разнообразные факторы, отделить воздействие которых от влияния цены бывает практически невозможно.

Для изучения спроса используются также коэффициенты перекрестной эластичности, показывающие зависимость спроса на один товар от цен на другие товары. Они рассчитываются по формуле: ; где: QA – спрос на товар А; РБ – цена товара Б.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает относительный прирост объема спроса на один товар (А), вызванный относительным изменением цены другого товар (Б) на 1%.

Если товары А и Б взаимозаменяемы (например, разные сорта мяса), то коэффициент перекрестной эластичности положителен. Это значит, что при снижении цены на товар-заменитель спрос на товар снижается, а при ее увеличении – повышается.

Если товары А и Б дополняют друг друга (например, автомобили и автопокрышки), то коэффициент перекрестной эластичности отрицателен. Увеличение цены товара-комплемента77 снижает спрос на товар и наоборот.

При полной независимости товаров А и Б коэффициент их перекрестной эластичности равен нулю.

Для изучения зависимости спроса от величины дохода потребителей используются коэффициенты эластичности спроса по доходу:

; где: Q – объем спроса на товар, Y – величина доход потребителей.

Если данный коэффициент положителен, то это означает, что с ростом доходов спрос на товар будет расти. В этом случае товар считается нормальным.

Причем если он превышает единицу, то его относят к предметам роскоши. Объем спроса на него растет быстрее, чем размер доходов.

При его значении от 0 до 1 говорят, что он является предметом первой необходимости.

Если же данный коэффициент он отрицателен, то это говорит о том, что при увеличении доходов потребители все больше будут переключаться на другие товары, более качественные, хотя и более дорогие. В этом случае товар считается некачественным. Наконец, если указанный показатель равен нулю, то спрос на товар не зависит от уровня доходов.

Как правило, один и тот же товар для одного и того же потребителя может относиться к разным категориям – в зависимости от размера дохода. Если доходы потребителя низки, то товар может даже относиться к предметам роскоши. Например, автомобиль марки «ВАЗ» – для малообеспеченных семей. С ростом дохода он переходит в разряд товаров первой необходимости, а затем, при еще большем росте дохода – в разряд некачественных.

Более или менее точная оценка коэффициентов эластичности спроса помогает товаропроизводителям принимать правильные решения при построении своей деятельности на рынке.