logo search
Экономическая теория

14.6. Реформа финансовой системы России в 1990-х гг.

Финансовая система СССР перед началом рыночной реформы обладала следующими чертами:

- Преобладание государственных финансов, поскольку основная масса предприятий были государственными.

- Централизованное планирование финансов. Сводный финансовый план был составной частью единого народнохозяйственного плана и включал в себя финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств, бюджеты республик, областей и местных Советов, общегосударственный бюджет. Все его части были взаимоувязаны с показателями производственной деятельности, движением ресурсов и продуктов. Основные показатели финансовых планов предприятий утверждались вышестоящими органами государственного управления. Задачей финансового планирования было обеспечение всесторонней сбалансированности материальных и финансовых потоков в народном хозяйстве, необходимой для бесперебойности общественного воспроизводства и достижения конечных целей государственного плана.

- Наряду с финансовым планированием, финансовые отношения регулировались государством с помощью установления правил финансовых расчетов; финансовых нормативов, определявших образование и распределение денежных фондов на предприятиях; нормативов отчислений в бюджет из доходов предприятий и т. д.

- Госбанк СССР и контрольно-ревизионные органы осуществляли жесткий контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Монопольное положение Госбанка позволяло ему не проводить платежи предприятий, нарушавшие финансовую дисциплину, и в принудительном порядке осуществлять обязательные платежи.

- Все доходы государства шли в государственный бюджет СССР. Верховный Совет СССР выделял средства, идущие на финансирование общесоюзных программ, и средства в бюджеты союзных республик. Республиканские Советы распределяли выделенные им средства между областями, областные Советы - между городами и районами. Распределение бюджетных средств происходило на основе единого народнохозяйственного плана, который включал в себя задания по развитию страны в целом, ее регионов и территорий и разрабатывался с учетом реальных потребностей этого развития. Через государственный бюджет перераспределялось около 45-50 % валового национального продукта.

- В доходах бюджета доля прямых налогов с населения была незначительной (около 7 %). Основная масса доходов поступала в форме отчислений из прибыли предприятий и косвенных налогов. Отчисления из прибыли предприятий зависели от объема и качества используемых ими ресурсов. Поэтому их уровень был индивидуальным для каждого предприятия. Основной формой косвенных налогов был налог с оборота. Он включался в цены только определенных видов товаров, по разным ставкам. Налог с оборота использовался для регулирования цен и служил источником дотаций по тем видам продукции, где государственные цены были ниже стоимости.

- При недостатке доходов государства для финансирования плановых расходов бюджета применялись внутренние государственные займы. Государство заимствовало средства у населения в форме выпуска облигаций. Облигации продавались и погашались по установленному курсу, не были объектом рыночных отношений. По ним регулярно начислялись проценты и проводились лотереи. Проценты были строго фиксированы и не подвержены колебаниям рыночной конъюнктуры

В других видах ценных бумаг не было необходимости, поэтому в плановой экономике отсутствовал рынок ценных бумаг. Он был упразднен в начале 1930-х гг. на основе создания планомерно организованной экономики.

Создание в середине 1960-х гг. в советской экономике затратного хозяйственного механизма привело к развитию негативных тенденций, в том числе и в финансовой сфере. Появился и стал расти дефицит государственного бюджета. В силу углубления диспропорции между товарной и денежной массами усиливалась необеспеченность финансов материальными ресурсами и продуктами. Нарастали несбалансированность и сбои в процессе общественного воспроизводства, разрушавшие его планомерность. Стала развиваться теневая экономика.

В ходе рыночной реформы финансовая система России подверглась коренному преобразованию, суть которого заключалась в переходе от планомерной организации финансов к рыночной. В ходе реформы произошли следующие основные изменения.

1) Резко сократилась доля государственных финансов в общем объеме финансов по причине приватизации значительной части государственных предприятий.

2) Произошла реорганизация государственных финансов. Вместо единого государственного бюджета была создана целая система централизованных финансов, разделенная по уровням (федерация – субъект федерации – муниципальное образование). Каждый из уровней получил автономные источники денежных поступлений, которые за ним закреплены, и был переведен на своего рода самофинансирование. В качестве таких источников выступают соответствующие налоги или определенные доли налогов, платежи за ресурсы и др. Правда, сохранилась и ограниченная финансовая помощь со стороны федерации ряду ее субъектов, а субъектов федерации – муниципальным образованиям.

3) Значительно повысилась доля негосударственных финансов. Создана целая сеть негосударственных финансово-кредитных институтов. Государственное планирование финансов упразднено, вместо него образован финансовый рынок. Роль государства в финансовой системе в принципе стала такой же, как в капиталистической экономике. Это – перераспределение части валового внутреннего продукта через систему государственных финансов и регулирование финансовой системы в целом.

4) Осуществлена реформа налоговой системы. Система индивидуальных платежей в бюджет, зависящих от ресурсов предприятий, была заменена одинаковым порядком налогообложения доходов предприятий. Отменен и налог с оборота. Появилось множество новых налогов, в результате число налогов многократно возросло. К новым налогам относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, на имущество предприятий и физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, на операции с ценными бумагами, единый социальный налог, земельный налог и многие другие. Расширился и круг объектов налогообложения. Все налоги разделены на три уровня: федеральные налоги, субъектов федерации, местные.

В структуре налогов наибольший удельный вес занимают косвенные налоги (42% суммы налогов) и налоги на доходы предприятий (48%). Налоги с физических составляют около 10% суммы налогов. В этом отношении российская налоговая система существенно отличается от налоговых систем большинства развитых капиталистических стран. Ее отличие еще и в том, что в России применяется единая ставка подоходного налога с физических лиц (13%), не зависящая от размера дохода. Во всех развитых странах применяется дифференцированная шкала подоходного налога, согласно которой ставка налога повышается при увеличении размера дохода.

С помощью налоговых льгот государство пытается снизить бремя затрат населения на приобретение жилья, лечение и образование, стимулировать предприятия к обновлению технической базы и расширению производства, к предоставлению рабочих мест инвалидам, расширение производства и переработки сельскохозяйственной продукции и др. виды деятельности. С помощью дополнительного налогообложения государственные органы пытаются заинтересовать предприятия в рациональном использовании природных ресурсов, изъять сверхприбыли, образующиеся благодаря росту цен мирового рынка на экспортируемые товары, ограничить потребление алкоголя и табака, других товаров.

В рыночной экономике, как уж говорилось, рынок ценных бумаг является одним из неотъемлемых элементов, выполняющих важные экономические функции. Поэтому одним из направлений рыночных преобразований стало создание рынка ценных бумаг.

Предпосылками его возникновения и развития явились:

- Приватизация государственных предприятий, которая шла главным образом в форме их акционирования. В результате было выпущено огромное количество акций, ставших объектом рыночных отношений. Кроме того, непродолжительное время существовал рынок приватизационных чеков («ваучеров»), которые использовались в качестве одного из основных инструментов приватизации.

- Реформа кредитной системы, включая образование и развитие негосударственных финансово-кредитных учреждений, прежде всего коммерческих банков и рыночных форм кредитных отношений (прежде всего – коммерческого кредита).

- Переход к широкому использованию государственных займов для финансирования дефицита государственного бюджета, который в начале 1990-х гг. достигал значительных размеров. Облигации государственных займов стали размещаться на рыночных условиях и вплоть до конца 1990-х гг. абсолютно преобладали по объему продаж на фондовом рынке.

- Становление инфраструктуры рынка ценных бумаг в лице всевозможных инвестиционных институтов (инвестиционные компании и фонды, брокерские, консалтинговые и прочие фирмы, фондовые биржи).

В ходе реформы финансовой системы возникли новые государственные органы – налоговые органы, казначейство и др. Штат аппарата, контролирующего финансовую деятельность экономических субъектов и сбор налогов, резко увеличился. Значительно возросла и численность занятых в сфере финансов в целом, о чем уже говорилось в предыдущей теме.

Проведение рыночных реформ в 1990-е гг. сопровождалось глубокими кризисными явлениями в сфере финансов, которые особенно обострились в конце 1998 г. после объявления правительством России дефолта.

Кризис финансовой системы охватил все ее стороны.

Резко сократилось реальное финансирование основных направлений государственных расходов: обороны, народного хозяйства, образования, науки, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, социального обеспечения и др. Повысилось реальное финансирование только одного направления – деятельности государственного аппарата и правоохранительных органов. Реформы вызвали разрушение обороноспособности страны, науки, социальной сферы. Из-за многократного сокращения финансирования науки страну покинули десятки тысяч молодых, талантливых специалистов.

Переход к финансированию дефицита бюджета за счет государственных займов (ГКО) привел к резкому увеличению государственного долга и вылился, в конечном счете, в финансовый кризис августа 1998 г., о котором говорилось в предыдущей теме.

Для 1990-х гг. были характерны:

- высокие темпы обесценения денег;

- огромные размеры просроченной задолженности предприятий, в том числе – партнерам по бизнесу, работникам, государству (кризис платежей);

- высокая доля убыточных предприятий;

- создание и банкротство спекулятивных финансовых пирамид типа «МММ» (наиболее крупной финансовой пирамидой стали ГКО);

- развитие теневой экономики;

- отток капитала за рубеж, измеряемый ежегодно десятками миллиардов долларов;

- перекачивание денег из реального сектора экономики в финансово-спекулятивный и в теневую экономику.

Рынок ценных бумаг в тот период проходил стадию формирования. Для него было характерно:

- Неразвитость инфраструктуры.

- Незначительные по сравнению с развитыми странами объемы совершаемых сделок и размеры уставных капиталов инвестиционных институтов, неконкурентоспособность последних, с точки зрения международных критериев.

- Низкая ликвидность большинства выпущенных ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций предприятий. На биржах котировались акции незначительного числа предприятий («голубых фишек»).

- Преобладание государственных ценных бумаг, прежде всего ГКО.

- Низкая доходность абсолютного большинства акций при высокой доходности ГКО. В то время как по большинству акций дивиденд был низким или вообще отсутствовал, доходность ГКО в некоторые периоды времени повышалась до 300% годовых. Накануне финансового краха августа 1998 г. она составляла 170% (Рентабельность в реальном секторе экономики в 1997-98 гг. была в среднем на уровне 6-7%).

- Коммерческие банки в основном вкладывали средства в операции с государственными ценными бумагами и валютой, получая огромные прибыли.

Финансовая система, по сути, перестала выполнять свои функции в экономике, стала сферой обогащения небольшого слоя лиц, верхушку которого составляли так называемые олигархи.

Кроме повышения цен и приватизации, основным источником обогащения растущего класса буржуазии стал рост государственного долга – внутреннего и внешнего. Государство покрывало задолженность по ГКО за счет все новых и новых займов, в том числе внешних. Так, внутренний долг российского правительства по ГКО возрос в 1997 г. по сравнению с 1994 г. с 11 трлн. до 500 трлн. руб. За тот же период капиталовложения в народном хозяйстве в текущих ценах, без учета обесценения денег сократились с 501 до 409 трлн. руб. Денежная масса в обращении увеличилась с 97,8 до примерно 500 трлн. рублей, то есть задолженность правительства по ГКО сравнялась с размерами денежной массы. В 1997 г. среднемесячные налоговые поступления составили 18 трлн. руб., а среднемесячные расходы на обслуживание государственного долга – 34 трлн. руб., то есть почти в 2 раза больше58.

Деятельность правительства напоминала практику спекулятивных пирамид типа АО «МММ», которая, как известно, закончилась финансовым крахом последних. В августе 1998 г. наступил крах и пирамиды ГКО, что обернулось финансовым кризисом, охватившим всю экономику.

После финансового кризиса 1998 г. – благодаря значительному понижению конкурентоспособности импортных товаров (следствие резкого удешевления рубля по отношению к иностранной валюте) и росту цен мирового рынка на экспортируемые из России товары (прежде всего нефть и газ) – положение в российской экономике стала постепенно улучшаться.

Высокие и быстро растущие доходы от экспорта сырьевых ресурсов позволили сократить дефицит государственного бюджета и размеры государственного внешнего долга. Доля доходов и расходов государств в ВВП стала возрастать. В 2000 г. появился и стал увеличиваться излишек бюджета. Стало расти и реальное финансирование важнейших общественных потребностей: обороны страны, образования, социального обеспечения и др.

О состоянии государственных финансов в 2005 г. можно судить по данным табл. 2.

Из таб. 2 видно, что доля расходов государства в ВВП России меньше, чем у развитых капиталистических стран. Она составляет 27,5% в то время, как в 1980-е гг. в СССР она составляла 45-50%, а в развитых капиталистических странах ее уровень колеблется в настоящее время пределах от 30,3 (США) до 58% (Швеция). В то же время России имеет место высокий уровень профицита бюджета (7,7%), что для развитых стран является редким явлением (Норвегия, Исландия). Для большинства развитых стран характерен дефицит бюджета (3-5% ВВП), или невысокий уровень профицита бюджета (до 3% ВВП).

На 1.01.06. внутренний долг государства в России составил 851,15 млрд. долл., внешний – 82,4 млрд. долл.59Отношение государственного долга к ВВП в России в настоящее время равняется примерно 15%, что ниже, чем у большинства развитых стран. В среднем по развитым капиталистическим странам указанное отношение превышает 60%.

Вместе с тем уровень финансирования государством важнейших общественных потребностей в России значительно ниже, чем в развитых капиталистических странах, и ниже уровня, имевшего место в СССР в конце 1980-х гг. Так, с учетом изменения численности населения и уровня цен, реальное государственное финансирование образования в России в настоящее время ниже, чем в конце 1980-х гг., примерно в 2 раза; культуры – в 2,2 раза; здравоохранения и спорта – в 1,8 раз. На мероприятия социальной политики в реальном выражении выделяется средств в 4,5 раза меньше, а реальное финансирование государством науки сократилось более чем в 20 раз. Значительно сократилось финансирование обороны и экономики страны, жилищно-коммунального хозяйства и др. направлений. Это говорит о том, что государственные финансы стали хуже выполнять функцию средства обеспечения общественных потребностей, несмотря на рост численности занятых в этой сфере.

Налоговая система РФ в настоящее время отличается от налоговых систем развитых капиталистических стран более низкой долей налогов с физических лиц в общей сумме налогов и более высокой долей налогов с предприятий.

Таблица 2. Консолидированный бюджет РФ в 2005 г.

Млрд. руб.

В % к ВВП

Доходы – всего

7611,6

35,2

из них: налог на прибыль организаций

1332,9

6,2

налог на доходы физических лиц

707,0

3,3

единый социальный налог

267,9

1,2

налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1025,8

4,7

на товары, ввозимые на территорию РФ

446,5

2,1

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории РФ

236,1

1,1

ввозимым на территорию РФ

17,6

0,1

налоги на совокупный доход

71,7

0,3

налоги на имущество

253,3

1,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

928,6

4,3

доходы от внешнеэкономической деятельности

1680,8

7,8

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

235,3

1,1

платежи при пользовании природными ресурсами

73,0

0,3

безвозмездные поступления

16,4

0,1

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

55,4

0,3

Расходы – всего

5941,4

27,5

из них: на общегосударственные вопросы

751,4

3,5

из них: на обслуживание государственного и муниципального долга

239,3

1,1

на национальную оборону

581,8

2,7

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

584,5

2,7

на национальную экономику

762,0

3,5

из них: на прикладные научные исследования

39,5

0,2

на социально-культурные мероприятия

2009,3

9,3

из них: на образование

789,9

3,6

на культуру, кинематографию и средства массовой информации

153,6

0,7

на здравоохранение и спорт

551,9

2,6

на социальную политику

513,9

2,4

Профицит (Превышение доходов над расходами)

1670,2

7,7

Источник: Данные Госкомстата РФ.

Преимущества теневиков по сравнению с легально работающими предприятиями в России намного выше, чем в большинстве развитых капиталистических стран, где основное налоговое бремя лежит на физических лицах.

Политика правительства России направлена на снижение налогового бремени предприятий и повышение уровня налогообложения населения. Ее реализация наталкивается, с одной стороны, на крайне низкий уровень доходов большинства россиян, а, с другой, – на одинаковую ставку подоходного налога с физических лиц (13%), установленную по требованию нуворишей, чьи интересы выражает правительство. Поэтому правительство делает упор на сокращение финансирования социальных программ, что равносильно увеличению налогов с населения. Это выражается в проводимых реформах: жилищно-коммунальной, пенсионной, здравоохранения и образования. Также проводится курс на постепенное снижение ставок налогообложения предприятий при одновременном сокращении налоговых льгот им и расширении объектов налогообложения.

Сложившийся в России рынок ценных бумаг в настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики.

Его образование создало в обществе финансовые группировки, извлекающие колоссальные доходы от операций с ценными бумагами и по существу эксплуатирующие отечественное производство.

Вплоть до финансового кризиса 1998 г. рынок ценных бумаг имел ярко выраженную спекулятивную направленность и лишь в отдельных случаях служил механизмом привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.

Рынок ценных бумаг Российской Федерации практически не выполняет свои функции, прежде всего – функцию по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции. Он имеет низкую емкость (выраженную как через капитализацию, так и через объемы торговли) и неудовлетворительные качественные характеристики. Чрезвычайно низка доля первичного рынка. Низка доля рынка негосударственных эмиссионных ценных бумаг. Рынок отличается высоким уровнем инвестиционного и (в отдельных секторах) операционного риска. Большинство секторов рынка ценных бумаг характеризуется низким уровнем ликвидности.

Для российского рынка ценных бумаг характерно:

- Устойчиво олигополистический характер рынка со сверхконцентрацией сделок вокруг акций нескольких «первоклассных эмитентов».

- Торговля ценными бумагами в значительной мере представляет собой борьбу за обладание контрольными пакетами предприятий.

- Отсутствие предпосылок для массового предложения и спроса на акции.

- Краткосрочный спекулятивный характер рынка акций при сильной зависимости от «горячих денег» иностранных инвесторов.

Зависимость российского рынка ценных бумаг от западных инвесторов наглядно проявилась в 1998 г., когда произошел масштабный отток спекулятивных иностранных капиталов с российского рынка акций (за счет иностранных капиталов на 30-35% финансировался внутренний государственный долг и на 60-70% – рост объемов и курсовой стоимости рынка акций). При этом внутренние инвесторы не обладали достаточными финансовыми ресурсами, чтобы удержать рынок, действовали, в основном, спекулятивно, и, таким образом, внесли свой вклад в снижение стоимости финансовых активов. Глубина падения российского рынка в 1998 г. была наибольшей среди фондовых рынков мира. По данным International Financial Corporation российский рынок акций был в 1998 г. худшим в мире, сокращение его стоимости составило 87,5% (ближайшими к нему являлись Украина – 82,3%, и Румыния – 67,7%). Резкое падение курсов акций стало фактором дестабилизации финансовой системы страны, вызвало масштабный отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг, взрыв спроса на иностранную валюту и резкое обесценение рубля.

Сильная зависимость российского рынка ценных бумаг от действий крупных спекулянтов и иностранных инвесторов проявляется в резких колебаниях курсов ценных бумаг на российском фондовом рынке. Об это говорит, например, динамика индекса Российской торговой системы (РТС) (выражающего средневзвешенный темп роста продаваемых акций) в I полугодии 2006 г. Так, с начала года индекс РТС повысился примерно на 57% к 10 мая до уровня 1795. Но затем в течение считанных дней он так же резко упал до уровня 1311,32 (на 23 мая). Падение составило 27%. После этого он подрос до 1560,19 (на 5 июня) и вновь значительно снизился до 1219,41 (14 июня). В целом, таким образом, с 10 мая по 14 июня индекс РТС сократился более, чем на 32%. Такие колебания для фондовых рынков развитых стран возможны только в периоды глубоких экономических кризисов. Обычно же даже колебания в 1,5-2% считаются весьма значительными.

В настоящее время финансирование инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных накоплений предприятий и амортизации, а также за счет кредитов. Доля средств, привлеченных за счет выпуска ценных бумаг, невелика (по оценке, не более 1-2%). За счет акционерных капиталов финансируются лишь несколько процентов оборотных средств.

За денежные потоки в настоящее время идет жесткая конкуренция между биржевыми фондовыми рынками. 85-95% оборотов по сделкам с акциями и капитализации фондовых бирж относятся к 23 развитым рынкам ценных бумаг, в т.ч. США и Японии – 60-65%. Только 5-15% оборотов по сделкам с акциями и капитализации фондовых бирж относятся к 79 формирующимся рынкам ценных бумаг, включая Россию. Российскому рынку ценных бумаг приходится конкурировать с другими формирующимися рынками за ограниченный или даже сужающийся объем ресурсов в связи с массовым уходом инвесторов на развитые рынки. Конкуренция иностранных бирж может иметь отрицательные последствия для российских торговых систем: уход с российского рынка иностранных инвесторов и финансовых институтов и его провинциализацию.

Таким образом, в результате реформы финансовая система стала хуже выполнять свои функции в экономике, хотя последние годы наблюдаются определенные улучшения в ее функционировании.