2.4.1.4. Спутниковое телевидение
Спутники сегодня составляют привычную часть мировой системы связи. Спутниковое телевидение является на сегодняшний день самым динамично развивающимся способом передачи телевизионных сигналов на большие расстояния. Теоретически спутник, находящийся на высоте около 36 000 км может охватить своим сигналом территорию приблизительно радиусом 9000 км. После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 г. появилась возможность воплотить эту идею на практике. Преимущества, связанные со спутниковой передачей, намного превышают затраты на запуск спутника в космос. Спутниковой связи, по сравнению с наземной, свойственны г ибкость, надежность и низкие эксплуатационные расходы. Один спутник, например, обеспечивает покрытие очень большой территории, используя существенно меньшую мощность, чем наземный передатчик, для которого требуется много ретрансляционных станций, а также подземная и подводная прокладка кабелей. В некоторых районах земного шара спутники являются единственным средством связи. Наряду с передачей сигналов между телевизионными станциями с помощью спутников широкое распространение получает индивидуальный прием программ непосредственно со спутников. Обладая комплектом оборудования спутникового телевидения, телезритель получает возможность смотреть множество программы с высоким качеством изображения.
Базовая система спутниковой связи состоит из двух наземных станций, передатчика и приемника вместе со спутником, находящимся на геостационарной орбите (рис. 157). Спутник, который называют ретранслятором, действует как преобразователь частоты, принимая сигналы от передающей станции (линия связи «Земля – спутник») на одной частоте и передавая их обратно (линия связи «спутник – Земля») на наземную принимающую станцию на другой, более низкой, частоте. Для прохождения ионосферы, окружающей Землю, частоты линий связи «Земля – спутник» и «спутник – Земля» выбираются выше 100 МГц.
Спутниковое вещание включает в себя два этапа. Сначала ТВ-сигналы посылаются на спутник, находящийся на геостационарной орбите. Особенностью этой орбиты является то, что спутники, находясь на ней, перемещаются в пространстве синхронно с вращением Земли. Для наблюдателя, находящегося на Земле, они кажутся неподвижными, как бы «подвешенными» в определенных точках небосвода. Это значительно облегчает прием программ со спутника, так как нет необходимости отслеживать приемной антенной его перемещения.
П осле вывода спутника на орбиту он продолжает вращаться вокруг Земли с постоянной скоростью без посторонней помощи вследствие действия центробежной силы Fc, стремящейся оттянуть его от Земли. Эта сила равна гравитационной силе Земли Fg (рис. 158). Чем ближе спутник к поверхности Земли, тем больше гравитационная сила Fg. Чтобы спутник оставался на орбите, центробежная сила также должна быть увеличена; это достигается путем увеличения скорости спутника, что заставляет его быстрее вращаться вокруг Земли. И наоборот, для спутника, находящегося на более удаленной от поверхности Земли орбите, потребуется меньшая скорость для удержания его на орбите, поэтому он будет реже совершать обороты вокруг Земли.
Н а расстоянии 35 786 км от поверхности Земли (и при скорости 3073 км/с) период вращения спутника вокруг Земли точно совпадает с периодом вращения Земли вокруг своей оси. В этом случае говорят, что спутник стационарен по отношению к Земле. Такую орбиту называют геосинхронной или геостационарной (ГСО). Если орбита располагается над экватором (рис. 159), то спутник будет стационарным по отношению к земному наблюдателю. Именно такие орбиты используют для спутникового телевещания. Геостационарную орбиту называют также орбитой Кларка по имени инженера и писателя Артура Кларка, который впервые изложил требования к спутниковой связи в журнале Wireless World («Беспроводной мир») в октябре 1945 г.
Принятый спутником сигнал передающей телестанции усиливается и на другой частоте передается в направлении Земли. Если спутниковая передача ориентирована на индивидуальных пользователей, так называемое вещание непосредственно на дом, то излучаемый спутником сигнал направлен не на конкретную приемную антенну, а на некоторую площадь, или зону, обслуживания. Для представления распределения испускаемой спутником мощности электромагнитного излучения используют контурные карты; каждый спутник формирует свою собственную зону обслуживания на земной поверхности. Применяют спутники высокой мощности, способные излучать мощность более 100 Вт. Эффективную излучаемую мощность можно существенно увеличить, используя на борту спутника параболический рефлектор; это устройство увеличивает мощность более чем в 104 раз. Такие высокие значения излучаемой мощности обеспечивают высококачественное изображение в частных домах при приеме на параболическую антенну с зеркалом в виде параболоида вращения (тарелку) диаметром всего 30 см.
Рис. 160. Спектр электромагнитного излучения: ОНЧ – очень низкая частота; КВЧ – крайне высокая частота; СВЧ – сверхвысокая частота
С путниковым телевизионным передачам отведены частоты в микроволновом диапазоне (рис. 160). Используются два диапазона сверхвысоких частот: С-диапазон (3,4–4,7 ГГц) и Кu-диапазон (10,95–17,7 ГГц). Рабочий диапазон, отведенный для европейского прямого спутникового вещания, составляет 11,7–12,5 ГГц; для телевидения высокой четкости (HDTV) предоставлен Ка-диапазон (21,4–22 ГГц).
Частоты, на которых передаются спутниковые программы, гораздо выше частот наземного телевидения, поэтому для их приема необходима специальная параболическая антенна. СВЧ-сигналы спутника отражаются параболическим приемным зеркалом в точку, соответствующую главному фокусу (рис. 161). Круглый в сечении рупорный приемник антенны может собирать сигналы с вертикальной или горизонтальной поляризацией. Используемый обычно рупорный приемник позволяет уменьшить диаграмму направленности и предотвратить прием фонового шума. Волноводный приемник, установленный в главном фокусе, принимает сигналы и посылает их в резонатор на входе малошумящего блока (МШБ).
Антенна спутника принимает частотно-модулированный сигнал (14,25–14,5 ГГц) линии связи «Земля – спутник», преобразует его в сигнал меньшей частоты (10,7–11,7 ГГц и 11,2– 11,45 ГГц) и посылает сигнал обратно на Землю (линия связи «спутник – Земля»). Изменение частоты происходит путем понижения частоты линии связи «Земля – спутник» на определенную величину (3 ГГц). Сигнал канала «спутник – Земля» принимается на домашнюю спутниковую антенну типа параболического зеркала и передается на малошумящий блок (МШБ), размещенный в самой приемной антенне. Основное назначение МШБ заключается в преобразовании сигналов сверхвысокой частоты (СВЧ) в более удобный для управления частотный диапазон 950–2150 МГц. После усиления преобразованный сигнал посылается по малошумящему коаксиальному кабелю в спутниковый приемник. Приемник выбирает канал, демодулирует сигнал и восстанавливает исходный видеосигнал.
Восстановленный таким образом исходный видеосигнал содержит две составляющие: полный видеосигнал и звуковой сигнал. Каждая составляющая обрабатывается отдельно.
После этого полный видеосигнал и звуковой сигнал принимает такую форму, что его можно передать по соединителю SCART на телевизор.
В спутниковом телевидении используются как традиционные аналоговые системы цветного телевидения NTSC, PAL и SECAM, так и цифроаналоговые и цифровые стандарты с улучшенным качеством изображения и звука.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221