Удаление временной избыточности
Данный способ основан на том обстоятельстве, что различие между двумя последовательными изображениями очень мало, поскольку, по принципу кинематографа, для обеспечения иллюзии движения на экране два соседних кадра должны незначительно отличаться друг от друга. Таким образом, нет необходимости передавать содержание каждого видеокадра полностью, поскольку большая часть текущего кадра просто повторяет предыдущий кадр. Временное сжатие выполняется на группе изображений GOP (group of pictures), состоящей из 12 кадров (рис. 171). Вначале опр еделяется опорный кадр – I-кадр (intra frame). Он несет в себе полную информацию об изображении. В фильме за одну секунду проходит примерно два опорных кадра. Затем осуществляется построение Р-кадров (predicted – предсказываемый). Каждый последующий Р-кадр несет в себе информацию об изменении состояния предыдущего кадра.
Затем восстанавливаются В-кадры (Bidirectional Predicted Frames – двунаправленный предсказываемый кадр, поскольку его содержимое зависит как от предыдущего кадра, так и от последующего), количество которых в GOP наибольшее, но объем данных в них наименьший. Они строятся кодировщиком с учетом информации, содержащейся в предыдущих и последующих I- или Р-кадрах. В отличие от кадров I и Р кадры В нельзя использовать как эталоны. Они также требуют хранения двух кадров в памяти изображения. На рисунке 172 показана типовая последовательность из 12 кадров I, P и В (0–11).
Поток данных MPEG-2 содержит, таким образом, непрерывную последовательность кодированных кадров, состоящих из комбинации предсказываемых кадров и эталонных кадров. Поскольку предсказываемые кадры Р и В обеспечивают более эффективное сжатие данных, желательно, чтобы предсказываемые кадры передавались гораздо чаще.
Компенсация движения используется для того, чтобы корректировать ошибки, которые могут появиться в предсказываемых кадрах. Кодировщик, сравнивая положение объекта в последовательных кадрах, пытается объединить макроблоки, которые перемещаются одновременно. Если он находит такие макроблоки на протяжении нескольких кадров, то они могут быть описаны векторами смещения – это существенно уменьшает количество данных. В связи с тем, что не все изменения можно рассчитать через вектор смещения, остается ошибочная картинка, из которой (наряду с вектором смещения) рассчитываются I- и Р-кадры. Если же кодировщик не находит совпадения, то он считает этот кадр началом новой сцены и маркирует его как I-фрейм и т. д.
В настоящее время осуществляется переход на новые цифровые стандарты аудиовизуальных технологий. Наиболее вероятным кандидатом на роль эфирного ТВ нового поколения считается стандарт DVB-T (табл. 15).
Для передачи телевизионных программ будут использоваться в первую очередь существующие наземные вещательные станции. DVB-T транслируется в метровом диапазоне на каналах с 5-го по 10-й и в дециметровом – на каналах с 21-го по 69-й. Напомним, аналоговое телевидение использовало только первые шестьдесят каналов, но цифровая техника вещания и приема позволяет без проблем освоить девять дополнительных. Стандарт DVB-T позволяет вести одновременные трансляции до 32 программ.
Антенны, которые до сих пор применялись для приема аналоговых сигналов, можно использовать и с цифровым телесигналом. Большая часть аналогового распределительного оборудования и антенных усилителей в состоянии обрабатывать цифровой сигнал.
Таблица 15
Стандарты цифрового телевидения
| DVB-S (спутник) | DVB-C (кабель) | DVB-T (антенна) |
Стандарты | ETS 300 421 | ETS 300 429 | prETS 300 744 |
Тип модуляции | QPSK | QAM | COFDM |
Диапазон частот, МГц | 10,7-12,75 | 47-470 | 174-230 |
Ширина канала, МГц | 33-36 | 7-8 | 7-8 |
Максимальная скорость передачи, Мбит/с | 55 | 41 | 39 |
Типичная скорость передачи, Мбит/с | 38 | 38 | 14–24 |
DVB-T отстает от DVB-S и DVB-C по типичной скорости передачи данных. Число телепрограмм изначально ограничено спецификацией стандарта |
Цифровое телевидение дает много возможностей передавать, кроме самих программ, разнообразную дополнительную информацию. Наряду с такими технологиями, известными из эпохи аналогового телевидения, как телетекст, VPS (ТВ-сигнал на старт записи видеомагнитофона) и двухязыковой звук, новая цифровая телевизионная техника предлагает, например, электронную программу передач EPG, мультимедийную платформу МНР и объемный звук формата Dolby Digital.
Повсеместное введение DVB-T в европейских странах планируется на 2010–2012 гг. В настоящее время цифровое ТВ транслируется по спутниковым или кабельным каналам.
Большинство современных спутниковых систем телевещания так же, как и проигрыватели DVD-дисков, используют цифровое кодирование сигнала. С помощью таких систем цифровой сигнал на выходе устройства конвертируется в аналоговую форму для отображения на аналоговых телевизорах. При этом качество изображения повышается по сравнению с аналоговыми системами, но оно все еще ограничивается необходимостью преобразования сигнала в аналоговую форму. Сейчас на смену аналоговым телевизорам приходят цифровые телевизионные системы, способные воспроизводить цифровой сигнал.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221