2.4.1.2. Эфирное телевидение
Существуют три способа телевизионного вещания: наземное, спутниковое и кабельное.
На сегодняшний день эфирное или наземное (terrestrial) телевидение остается самым распространенным средством доставки зрителям вещательных программ. Для передачи программ в эфир используют электрические колебания высокой частоты, которые, в отличие от низкочастотных аудио- и видеосигналов, могут свободно распространяться в окружающем пространстве на значительные расстояния в виде радиоволн. Сигналы изображения и звука излучаются передающими антеннами телецентров каждый на своей радиочастоте, называемой сигналом несущей изображения и звука соответственно. Эти сигналы мы и принимаем на свои телевизоры с помощью телевизионной антенны. Такой вид передачи телевизионных сигналов называется наземным или эфирным телевидением. Частоты сигналов несущих имеют строго оговоренные стандартом значения. Пара сигналов несущих изображения и звука, служащих для передачи одной телепрограммы, называется радиоканалом эфирного телевидения или, говоря проще, телевизионным каналом.
Сигналы эфирного телевидения передаются при помощи ультракоротких радиоволн (УКВ) в полосе частот от 48 до 862 МГц. Эта полоса частот условно разделена на 5 диапазонов, объединенных в две группы: метровый, или МВ (VHF),– диапазоны I, II, III; дециметровый, или ДМВ (UHF),– диапазоны IV, V.
В разных странах существуют некоторые различия в распределении телевизионных каналов между диапазонами. В стандарте, используемом в странах СНГ, метровый диапазон включает в себя 1–12-й каналы, дециметровый 21–60-й каналы.
Кроме этих диапазонов, для телевидения также используются диапазоны, получившие название S (Sonderkanal) и H (Hyperband). Они отделены от диапазонов МВ и ДМВ и могут использоваться для кабельного телевидения или для приема на отдельно установленную антенну. Диапазон S (каналы S1 – S8) находится между II и III диапазонами, т. е. его способен принимать любой современный телевизор. H-диапазон (каналы S11 – S40) зарезервирован для студий кабельного телевидения (между III и IV диапазонами). Многие модели телевизоров позволяют принимать сигналы в этом диапазоне.
Приняв из окружающего пространства при помощи приемной телевизионной антенны радиосигналы различных телеканалов, телевизор выделяет сигналы именно того канала, на который он в данный момент настроен. В телевизионном приемнике принятый из эфира сигнал усиливается, из него выделяется сигнал звукового сопровождения, синхроимпульсы строчной и кадровой разверток и видеосигнал. Далее в телевизоре происходит обратное преобразование принятого сигнала в видимое изображение и звук.
Из-за особенностей распространения ультракоротких радиоволн качественный прием программ эфирного телевидения может осуществляться только в зоне прямой видимости между приемной и передающей антеннами, называемой зоной уверенного приема. В зависимости от рельефа местности и высоты передающей и приемных антенн, эта зона обычно имеет радиус 60–80 км (рис. 156). Останкинская телебашня, расположенная в Москве, имеет общую высоту с антенными устройствами 533 м и обеспечивает уверенный прием в радиусе примерно 100 км в диапазоне МВ и около 60 км в диапазоне ДМВ.
Рис. 156. В зависимости от расстояния для приема телевидения используются разные антенны
Для увеличения зоны уверенного приема на ее границе могут устанавливаться небольшие ретрансляционные телевизионные станции (ретрансляторы), которые принимают сигнал от телевизионного центра и после усиления передают его по другому телевизионному каналу в эфир. Радиус действия ретранслятора обычно оставляет 10–15 км. В этой зоне можно вести прием на обычную телеантенну.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221