Основные характеристики телевизоров
Диапазоны принимаемых волн. Большинство современных телевизоров позволяют принимать программы в диапазонах метровых волн (МВ (в английской транскрипции – VHF)) и дециметровых (ДМВ или UHF) волн. Частотный диапазон метровых волн, включающий в себя 1–12-й каналы, составляет 48–230 МГц, дециметровых (21–60-й каналы) – 470–790 МГц. Кроме этих диапазонов, многие телевизоры имеют возможность принимать сигналы в диапазонах кабельного телевидения Sonderkanal (S) и Hyperband (H).
Количество запоминаемых каналов. Современные телевизоры позволяют запоминать частоты около 100 и более (в зависимости от модели) каналов.
Чувствительность характеризует возможности телевизионного приемника усиливать слабые сигналы и выражается наименьшим значением напряжения радиосигнала на входе телевизора, необходимым для получения нормального изображения и звука. Чем меньше числовое значение чувствительности, тем более слабые сигналы может принимать телевизор. Чувствительность большинства телевизионных приемников находится в пределах 20–200 микровольт (мкВ). Различают чувствительность канала изображения, ограниченную шумами, и чувствительность канала изображения, ограниченную синхронизацией. Первая характеризуется наименьшим значением сигнала на входе телевизора, при котором обеспечивается нормальное воспроизведение изображения, и должна составлять не менее 70 мкВ в диапазоне МВ и не менее 100 мкВ в диапазоне ДМВ. Вторая определяется наименьшим значением входного сигнала, при котором сохраняется устойчивая синхронизация (не наблюдается искривления вертикальных линий, «выбивания» строк и подергиваний изображения). Она должна иметь значения не менее 40 мкВ в диапазоне МВ и не менее 70 мкВ для ДМВ.
Формат, форма и размеры экрана. До последнего времени основным форматом телевизионного изображения был формат 4:3. Хотя при описании телевизоров во многих источниках указывается именно этот формат, на самом деле большинство телевизионных кинескопов имеют формат 5:4. При использовании таких кинескопов происходит «обрезка» незначительных частей кадра слева и справа, так как из-за нестабильности генератора строчной развертки боковые края изображения могут быть неровными.
В последние годы, в связи с развитием технологий телевидения высокой четкости и появлением стандартов с улучшенным качеством изображения, получил распространение формат экрана 16:9. Следует отметить, что на территории стран бывшего СССР новый формат пока остается актуальным в основном лишь при приеме телепрограмм со спутников и просмотре записей с видеодисков. Наземные станции на территории стран СНГ вещание в формате 16:9 в настоящее время не ведут.
Большинство современных телевизионных приемников оснащаются кинескопами с плоским экраном (flat). В более старых и недорогих моделях применяются кинескопы с экранами, представляющими собой сегмент сферы или сегмент цилиндра.
Размеры экранов современных телевизоров могут составлять от нескольких сантиметров для миниатюрных моделей, до метра и более – для проекционных телевизоров и телевизоров на плазменных панелях.
Частота смены полей изображения традиционно составляет 50 (60) Гц. В престижных моделях телевизоров с цифровой обработкой сигналов может использоваться технология, увеличивающая частоту смены полей до 100 Гц (технология «100 Гц»), что существенно уменьшает нагрузку на зрение телезрителя.
Яркость изображения измеряется в канделах, деленных на метр квадратный (кд/м2). Для большинства телевизионных кинескопов яркость изображения имеет значения от 150 до 300 кд/м2 и более. Современные плазменные панели обеспечивают яркость в пределах 200–700 кд/м2. Установлено, что для просмотра телепрограмм в помещении со средней освещенностью достаточна яркость изображения около 30–50 кд/м2.
Контрастность изображения определяется как отношение максимальной яркости в поле изображения к минимальной яркости, выраженное в процентах. Контрастность изображений современных кинескопов обычно составляет 100 % и более (в настоящее время чаще указывают значение контрастности как отношение, например 100 % – 100:1 и т. д.). Максимальная контрастность изображения плазменных панелей может иметь значения от 300:1 до 3000:1 и более.
При чрезмерной контрастности полутона исчезают и остаются только светлые и темные участки изображения. Просмотр программ с повышенной яркостью и контрастом в плохо освещенном помещении быстро приводит к утомлению глаз. Для просмотра программ при интенсивном дневном освещении необходимы повышенные яркость и контрастность изображения.
Разрешающая способность показывает, насколько мелкие детали будут различимы на экране телевизора. Оценивается по максимальному количеству черных и белых линий, которые можно раздельно различить на изображении при определенных условиях наблюдения. Определяется при помощи телевизионной испытательной таблицы. Разрешающая способность по горизонтали для аналоговых телевизионных приемников составляет около 500 линий. Разрешающая способность по вертикали определяется в основном количеством строк изображения, т. е. используемым телевизионным стандартом.
В плазменных панелях максимальное разрешение определяется количеством элементарных ячеек – пикселей и составляет около 850–1400 элементов по горизонтали и 450–800 элементов по вертикали.
Следует учитывать, что разрешающая способность цветовой составляющей изображения по вертикали чаще всего хуже общей разрешающей способности по вертикали и определяется используемой системой цветного телевидения.
Диапазон воспроизводимых частот звука характеризует полноту звуковой картины, воспроизводимой акустикой телевизора, и может составлять 500–3000 Гц у простых переносных моделей и 20–20 000 Гц и более для высококачественного воспроизведения звука в престижных моделях. Для телевизоров среднего класса обычно составляет от 80–100 до 10 000–12 500 Гц.
Коэффициент гармонических искажений звука в канале звукового сопровождения по звуковому давлению характеризует величину искажений при воспроизведении звука. Обычно имеет значения от десятых долей до единиц процентов. Чем меньше коэффициент гармоник, тем более естественно звучание. Коэффициент гармоник нормируется для определенной громкости звука. Чем больше громкость звукового сопровождения, тем больше, как правило, коэффициент гармоник.
Номинальная выходная мощность звука – мощность на головке громкоговорителя, при которой коэффициент гармоник не превышает заданного значения. Часто указывается значение максимальной мощности, развиваемой акустической системой телевизора. Мощность звуковой системы телевизора может составлять от десятых долей ватта для переносных и миниатюрных телевизоров до десятков и более Вт у престижных телевизоров с большим экраном.
Стационарные телевизоры среднего класса обычно имеют мощность звуковой системы 2–5 Вт.
Напряжение питания – напряжение, при котором телевизор сохраняет работоспособность. Блоки питания современных телевизоров обычно позволяют использовать питающее напряжение, изменяющееся в широком диапазоне (обычно 110–240 В). Во многих моделях переносных и миниатюрных телевизоров предусматривается возможность низковольтного питания от сети автомобиля.
Потребляемая мощность чаще всего прямо пропорциональна размерам его экрана. Чем больше экран, тем больше потребляемая телевизором мощность. Современный телевизор с размером экрана 54 см по диагонали потребляет около 60–70 Вт. Мощность, потребляемая телевизорами в дежурном режиме, составляет около 1 Вт. Плазменные телевизоры потребляют 300–700 Вт и более.
Габариты и вес современных телевизоров определяются в основном конструкцией и размерами экрана. Чем больше экран, тем больше габариты и вес. Для телевизоров, в которых используются кинескопы, размер «в глубину» приблизительно равен диагонали экрана. Постоянное совершенствование конструкции телевизоров приводит к значительному снижению их веса.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221