2.1.1.2. Диаскопическая проекция
Диапроекцией называется получение на экране увеличенного изображения объекта, выполненного на прозрачной или полупрозрачной основе, изображение которого формируется световым потоком, проходящим от источника света сквозь объект проекции на экран.
Объектами диапроекции являются диафильмы, диапозитивы, кадры фильмов, транспаранты и другие объекты, выполненные на прозрачной основе.
Диапроекция применяется в диа- и кинопроекторах, видеопроекторах, фотоувеличителях, графопроекторах, микроскопах и др. Яркость изображения при диапроекции значительно выше, чем при эпипроекции, при равных светосиле оптической системы и мощности источника света, так как потери света при диапроекции значительно меньше.
Диапроектор – оптико-механический прибор, работающий по принципу диапроекции и предназначенный для получения на экране статического, увеличенного изображения объекта проекции. Оптическая схема диапроектора приведена на рисунке 24.
Для более рационального использования светового потока, создаваемого источником света, в диапроекторе применяются специальные приспособления. Источник света 2 (рис. 24), излучающий световую энергию во все направления, располагают в фокусе сферического зеркального отражателя 1. Благодаря этому, значительная часть излучаемого назад света направляется вперед на объект проекции. Перед источником света находится конденсор, обычно состоящий из двух линз. Источник света располагается в фокусе первой линзы 3 так, что лучи, выходящие из фокуса первой линзы, образуют параллельный световой поток. Вторая линза 5 преобразует этот световой поток в сходящийся. Объектив располагается приблизительно в фокусе второй линзы конденсора. В конструкцию конденсора, как правило, входит теплозащитный фильтр, предназначенный для предохранения диапособия от перегрева и деформации. Теплозащитный фильтр изготовляется из особого стекла, не пропускающего инфракрасное (тепловое) излучение.
Рис. 24. Осветительно-проекционная схема диапроектора: 1 – сферический зеркальный отражатель; 2 – источник света (лампа); 3 – первая линза конденсора; 4 – теплозащитный фильтр; 5 – вторая линза конденсора; 6 – объект проекции; 7 – объектив; 8 – изображение объекта проекции; 9 – экран
По степени автоматизации процесса смены кадров и фокусировки диапроекторы подразделяются на:
– неавтоматические – аппараты, в которых привод всех механизмов осуществляется вручную;
– полуавтоматические – аппараты, в которых процесс смены кадров осуществляется механизмами, управляемыми и контролируемыми человеком, а фокусировка производится вручную;
– автоматические – аппараты, в которых процесс смены кадров и фокусировка осуществляется механизмами, управляемыми специальными устройствами (магнитофоном, программатором и т. п.) или непосредственно человеком, например с пульта дистанционного управления.
Объектив – оптическая система, обращенная к объекту проекции (съемки или наблюдения) и образующая его оптическое изображение.
Световые лучи, параллельные оптической оси, после прохождения через объектив (рис. 25) собираются в точке F, называемой фокусом. Расстояние от фокуса до главной плоскости оптической системы называется фокусным расстоянием.
|
|
Рис. 25. Прохождение лучей через объектив: 1 – главная плоскость оптической системы; F – фокус объектива; f – фокусное расстояние |
Рис. 26. Определение размера проецируемого изображения: G – размер предмета; B – размер изображения; g – расстояние от предмета до главной плоскости оптической системы; f – фокусное расстояние; b – расстояние до изображения |
Объект проекции располагается перед объективом на расстоянии, составляющем от одного до двух фокусных расстояний . Изображение формируется за объективом на расстоянии, превышающем , и является действительным, увеличенным и перевернутым.
Фокусировка объектива (наводка на резкость) осуществляется перемещением оптического блока объектива или какой-либо его части вдоль оптической оси для совмещения создаваемого объективом оптического изображения объекта проекции с поверхностью экрана.
В соответствии с рисунком 26 имеем следующую формулу для увеличения линзы:
из чего следует, что
.
После деления на g и перестановки получаем основную формулу линзы:
.
Определение размера проецируемого изображения:
,
где – увеличение; b – расстояние до изображения; f – фокусное расстояние.
Преобразуя формулу линзы, получаем:
.
Отсюда .
Для приближенной оценки расстояния от объектива до экрана пользуются соотношением, полученным из условия хорошей видимости изображения:
,
где b – расстояние от объектива до экрана, h – высота изображения на экране.
Графопроектор (кодоскоп) – оптико-механический прибор, работающий по принципу диапроекции и предназначенный для проецирования на экран объектов, выполненных на прозрачной основе (пленке), непосредственно во время демонстрации или заранее подготовленных транспарантов. Прибор можно использовать в незатемненных помещениях, избегая попадания прямых солнечных лучей на экран.
Оптические схемы графопроекторов приведены на рисунках 27, 28. Графопроектор работает по принципу диапроекции. Графический материал, находящийся в кадровом окне, проецируется на экран. Так как объектив имеет зеркало, то изображение на экране получается прямым, а не перевернутым.
|
|
Рис. 27. Оптическая схема линзового графопроектора: 1 – сферический зеркальный отражатель; 2 – источник света; 3 – конденсор (линза Френеля); 4 – проецируемый оригинал; 5 – проекционный объектив; 6 – поворотное зеркало; 7 – экран |
Рис. 28. Оптическая схема зеркального графопроектора: 1 – асферическая линза; 2 – источник света; 3 – сферический зеркальный отражатель; 4 – поворотное зеркало; 5 – проекционный объектив; 6 – экран; 7 – проецируемый оригинал; 8 – конденсор (зеркало Френеля) |
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221