2.2.2. Фотографические материалы
Фотопленки делятся на негативные и обращаемые (позитивные), цветные и черно-белые.
Какое-то время все фотографы снимали на черно-белую пленку. Она до сих пор доступна, однако используется в основном энтузиастами и профессионалами (рис. 54). Сегодня самый популярный тип пленки – цветная негативная (рис. 55), на нее приходится около 90 % всех фотографий в мире. Цветная негативная пленка используется для печати фотографий, что часто отражается в ее названии.
Негативные фотопленки названы так потому, что на обработанной пленке цвета и оттенки имеют вид, обратный оригиналу, и только при печати на фотобумаге изображение становится позитивным (действительным) (рис. 56).
Широкое распространение цветная фотография получила благодаря появлению разнообразных фотоаппаратов, современных негативных материалов и, конечно, развитию широкой сети мини-фотолабораторий, позволяющих быстро и качественно печатать снимки популярных форматов. Несмотря на это существующая статистика утверждает, что на каждой пленке получается всего несколько хороших кадров, а остальные – неинтересные по композиции, неточные по экспозиции, нерезкие или неестественного оттенка. Чаще всего причиной этого является фотограф, который недостаточно внимательно ознакомился с инструкцией к фотоаппарату и неправильно выбрал фотопленку.
|
|
Рис. 54. Строение черно-белой негативной фотопленки: 1 – защитный слой; 2 – светочувствительный слой (микрокристаллы галогенидов серебра); 3 – подслой (желатин); 4 – подложка; 5 – подслой (желатин); 6 – противоореольный (противоскручивающий) слой
| Рис. 55. Строение цветной негативной фотопленки: 1 – защитный слой; 2 – эмульсия чувствительная к синему цвету; 3 – желтый фильтровой слой; 4 – разделительный слой; 5 – эмульсия, чувствительная к зеленому цвету; 6 – разделительный слой; 7 – эмульсия, чувствительная к красному цвету; 8 – разделительный слой; 9 – противоореольный слой; 10 – подложка |
а б
Рис. 56. Процесс получения фотографии: а – негатив; б – фотография (позитивное изображение)
Качество цветного изображения зависит от технологического процесса изготовления фотопленки, условий хранения на всех этапах – от заводского склада до потребителя, обращения с ней до и после съемки, условий съемки и от процесса обработки пленки.
Приобретая фотопленку, необходимо четко представлять себе, не только где, когда и что будете снимать, но и характер цветопередачи, который хотелось бы получить. Последнее во многом зависит от фирмы-производителя фотопленки.
Для большинства компактных камер используется фотопленка шириной 35 мм на 12, 24 и 36 кадров.
Фотопленки подразделяются на профессиональные и любительские. Профессиональные пленки рассчитаны на более точное экспонирование и обработку. Они выпускаются с более жесткими допусками по основным характеристикам и, как правило, требуют хранения при пониженной температуре. Любительские пленки менее требовательны к условиям хранения.
Слово «color» в названии цветных фотопленок разных фирм (Agfacolor, Fujicolor, Kodacolor) говорит о том, что эта цветная негативная пленка предназначена для печати фотографий, а слово «chrome» (Agfachrome, Fujichrome) относится к цветной обращаемой (слайдовой) пленке, предназначенной для просмотра снимков на просвет при помощи диапроектора.
На многие вопросы о фотопленке может ответить упаковочная коробка. Так, ее цвет говорит о фирме-производителе: желтый – фирма Kodak, зеленый – Fujifilm, красный – Agfa и синий – Konica. Рассмотрим, например, упаковочную коробку, показанную на рисунке 57. На ее лицевой стороне читаем надпись: Fujicolor New Superia 100. Это марка цветной негативной пленки чувствительностью ISO 100, а цвет коробочки – фирменная окраска упаковки Fujifilm. Мелкая надпись – Film for color prints – сообщает, что это негативная пленка, предназначенная для печати. Числа 135 и 24 означают формат и число кадров.
Н а нижней стороне упаковочной коробки можно прочитать следующую информацию: CN-16 или С-41 (процесс обработки), «daylight» и/или значок солнца (пленка предназначена для съемки при дневном освещении), чувствительность – 100 единиц ISO или 21 DIN, DX (наличие DX-кода). Приводятся также срок годности (Process Before...) и некоторые другие сведения (рис. 57). Внутри упаковки печатается или вкладывается инструкция по параметрам экспонирования пленки при разных условиях освещения.
В Рис. 57. О фотопленке могут рассказывать все шесть сторон упаковочной коробки, однако основные сведения находятся на лицевой и нижней сторонах: 1 – название фотопленки, включающее в себя тип, марку и чувствительность; 2 – назначение фотопленки; 3 – количество кадров; 4 – формат пленки; 5 – процесс обработки; 6 – освещение, для которого предназначена пленка; 7 – чувствительность в единицах ISO и градусах DIN; 8 – значок, означающий, что кассета снабжена DX-кодом; 9 – срок, до которого пленку рекомендуется обработать; 10 – торговая марка
Фотопленки фирмы Agfa имеют привычную для европейского взгляда достаточно мягкую, близкую к естественной цветопередачу, особенно приятную при портретной съемке. Для цветных негативных пленок Kodak характерны насыщенные цвета. Пленки Konica и особенно Fujifilm поражают сочностью цветов и рекламной яркостью красок. Не в каждой мини-лаборатории устройства для автоматической печати имеют под эти пленки соответствующую цветовую настройку (цветовой канал), облегчающую фотопечать. Часто подобная настройка имеется в тех пунктах, где данная пленка продается.
Обращаемые, или позитивные, фотопленки названы так потому, что на обработанной пленке цвета соответствуют действительному – позитивному изображению.
Цветная обращаемая пленка, называемая часто пленкой для слайдов, используется в основном энтузиастами и профессионалами и позволяет достичь великолепных результатов по богатству цвета и четкости деталей.
Проявленная обращаемая пленка уже представляет собой конечный продукт – диапозитив (каждый кадр – единственный).
Под термином «слайд» понимаем диапозитив, обрамленный рамкой размером 50×50 мм (рис. 58).
Рис. 58. Слайд – это часть исходной пленки (24×36 мм), помещенная в рамку размером 50×50 мм
Слайды можно использовать для самых разных целей, в том числе с них можно печатать фотографии. Правда, для получения фотографий со слайдовой пленки используются либо достаточно дорогие материалы и более сложные процессы, либо цифровые технологии. Традиционно же основное применение слайдов – это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии.
Цветные слайды обладают большим богатством цветов и более широким динамическим диапазоном оттенков (т. е. разницей яркости самых светлых и самых темных участков) по сравнению с фотографией, потому что они рассматриваются в проходящем свете, а не в отраженном. Это значит, что при просмотре слайда на экране гораздо больше деталей в свете и тенях не станут совершенно белыми или черными, а будут четко различимы независимо от тональности.
Многим сюжетам фотосъемки характерны большие перепады яркости, которые могут быть адекватно переданы только слайдом. Съемка на слайды требует при экспонировании более высокой точности, аккуратности, некоторых практических навыков и теоретических знаний.
Просмотр кинофильмов на «большом экране» в кинотеатрах, по сравнению с экраном домашнего телевизора, привлекает нас гораздо больше, заставляет глубже погружаться в происходящее и эмоциональнее переживать вместе с героями. Причина этого проста – все дело в «эффекте присутствия», рождающемся благодаря большому видимому размеру изображения на экране и близкой к реальной тоно- и цветопередаче, а также темному залу, не отвлекающему внимание от сюжета.
Изображение, проецируемое на экран проектором, создает точно такой же эффект присутствия, заставляя зрителя поверить, что событие, запечатленное на слайде, на самом деле происходит сейчас и совсем рядом. Этому способствует достаточно большой размер изображения на экране по сравнению с фотографией 10×15 см и даже 20×30 см. Это уже целая световая картина, которую можно рассматривать как в общем, так и детально.
Обработка слайдовой пленки. Основная масса современных обращаемых пленок предназначена для проявления по стандартному процессу Kodak Е6 либо аналогичным процессам других фирм – CR56 (Fujifilm), АР44 (Agfa), CRK-2 (Konica). Соответственно, на упаковке и на кассете обращаемой пленки Kodak, обрабатываемой по процессу Е6, должна быть надпись «process Е6» (для пленок Fujichrome, Agfachrome и Konica-сhrome наряду с процессом Е6 будет обозначено и название соответствующего «родного» аналогичного процесса).
Возможность проявить пленку по процессу Е6 предлагают далеко не все фотолаборатории. Более вероятно такую услугу найти в профессиональных лабораториях.
Современные фотопленки упаковываются в металлические кассеты. На кассету всех современных 35-миллиметровых фотопленок наносится специальная кодировка (DX-код).
Система DХ-кода в окончательном виде предложена фирмой Истмен Кодак (Eastman Kodak Со, США) в середине 80-х годов ХХ в. для полной автоматизации процессов съемки и изготовления черно-белых и цветных снимков.
D Рис. 59. DX-кодирование шахматным кодом (1 и 7 – базовые участки соответствуют «1» двоичного кода; 2–6 – значение светочувствительности используемой фотопленки; 8–10 – длина пленки или число кадров; 11–12 – определяют фотографическую широту пленки, т. е. максимальное отклонение экспозиции от нормальной
Выбор чувствительности фотопленки. Чувствительность пленки характеризует экспозицию, которая может нормально передать на снимке фотографируемый сюжет, и выражается в единицах ISO (сокр. от International Standard Organization, т. е. Международная организация по стандартизации).
Шкала ISO является арифметической, т. е. удвоение значения соответствует удвоению чувствительности. Чувствительность пленки ISO 200 вдвое выше, чем пленки ISO 100, и вдвое ниже, чем ISO 400. Самая чувствительная пленка общего назначения – ISO 800.
Среди цветных негативных пленок три самые распространенные чувствительности – ISO 100, ISO 200 и ISO 400.
ISO 100 – фотопленка для съемок при яркой освещенности (на пляже, у воды или на горнолыжной трассе) дает наилучшее разрешение.
ISO 200 – многоцелевая фотопленка для съемки на открытом воздухе при сравнительно ярком освещении (на спортивном поле, во дворе и т. п.).
ISO 400 – фотопленка для съемки в помещении при слабом освещении, на открытом воздухе на заре, на закате, ночью или в любом месте в глубокой тени. Кроме того, отлично подходит для «замораживания» движущихся объектов (бегунов, футболистов, гимнастов, гоночных автомобилей и т. д.). Пленка ISO 400 также отлично подходит для съемки с фотовспышкой.
Чем меньше светочувствительность фотопленки в единицах ISO, тем меньше ее зернистость, особенно при больших увеличениях. Наоборот, чем выше чувствительность пленки, тем более зернистыми являются изображения.
Стоит взять за правило использовать пленку низшей чувствительности, пригодную для данной ситуации.
Параметр зернистости пленки говорит о визуальной заметности того факта, что изображение не непрерывно, а состоит из отдельных зерен (сгустков) красителя. Зернистость пленки выражается в относительных единицах зернистости – о.е.з. (RMS – в англоязычной литературе). Beличина эта достаточно субъективна, поскольку определяется визуальным сравнением под микроскопом тестовых образцов.
При покупке пленки надо точно знать диапазон чувствительности пленок, применяемых в вашем фотоаппарате, который приводится в инструкции к нему.
В компактных камерах могут использоваться пленки чувствительностью от 100 до 400 единиц.
Возможна ситуация, когда в простейших камерах не хватает диапазона экспозиционных параметров для конкретных условий съемки. Например, фотографируется сюжет на ярком солнце, а в фотоаппарате высокочувствительная пленка. Тогда, выбрав максимальную диафрагму и минимальную выдержку, автоматика не справится и даст передержку.
Правильно сориентироваться в выборе светочувствительности для планируемой съемки поможет таблица 3.
Таблица 3
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221