1.4.1. Слуховой анализатор человека
Слуховой анализатор человека – это совокупность механических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком звуковых колебаний.
У человека слуховой анализатор состоит из трех частей: ушной раковины (также называемой внешним ухом), среднего уха и внутреннего уха – улитки. Проходя через различные части уха, звук претерпевает различные преобразования.
С наружи мы видим так называемое внешнее ухо (рис. 18). Звуковая волна проходит через ушную раковину и попадает в слуховой канал диаметром около 5 мм и длиной около 30 мм. Одна из функций внешнего уха – улучшение локализации источника звука в пространстве. Благодаря его несимметричной форме, АЧХ звуков, приходящих из разных направлений, изменяется по разному. Ушная раковина может влиять лишь на сигналы с длиной волны, сопоставимой с размерами внешнего уха (больше 3 кГц). Внешний ушной канал резонирует на частоте около 2 кГц, что дает повышенную чувствительность в данном диапазоне.
Д Рис. 18. Слуховой анализатор человека
В толще пирамиды, самой плотной части височной кости, располагается внутреннее ухо. Оно одновременно является органом двух сенсорных систем – слуха и вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия.
Внутреннее ухо (улитка) представляет собой трубку с жидкостью, закрученную в форме улитки, диаметром 0,2 мм, постепенно уменьшающимся, и длиной 30–40 мм. Улитка выполняет роль частотного анализатора. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью; удары стремечка по перепонке внутреннего уха вызывают ее колебания. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся 5 рядов клеток с тончайшими волосками (по 60–70 у каждой клетки). Это волосковые звуковые клетки, в улитке их около 24 000. Нижней стороной волосковые клетки крепятся к мембране, которая похожа на арфу и состоит из отдельных волокон. Ее «струны», как и у настоящей арфы, разной длины. Самые короткие (135 мкм) находятся у основания улитки, а самые длинные (234 мкм) – у ее вершины. Всего таких «струн» ровно столько, сколько и волосковых клеток. Различные области улитки входят в резонанс при получении сигнала соответствующей частоты.
Над ними нависает ряд других клеток, образующих покровную мембрану. При возникновении колебаний в жидкости улитки мембрана касается волосков слуховых клеток, порождая в них электрические импульсы различной интенсивности, а слуховой нерв передает их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга.
Чувствительность слухового анализатора человека зависит от частоты. Максимальная чувствительность наблюдается в районе 1–4 кГц, в этом диапазоне заключен человеческий голос и звуки, издаваемые большинством жизненно важных для нас процессов в природе. Корректная передача звуковоспроизводящей аппаратурой этого частотного диапазона – первое условие естественности звучания.
Человек обладает способностью определять направление на источник звука, благодаря бинауральному слуху (binauralis; лат. bini два, пара + auris ухо – относящийся к обоим ушам). Из-за того что уши расположены на некотором расстоянии друг от друга, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности, что ведет к различию сигналов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление на источник звука. Есть два принципа восприятия, которые соответствуют двум принципам передачи звуковой информации из уха в мозг.
Первый принцип – для частот ниже 1000 Гц. Эти частоты воспринимаются ударным способом, передавая в мозг информацию об отдельных звуковых импульсах. Временное различие передачи нервных импульсов позволяет использовать эту информацию для определения направления на источник звука. Если звук в одно ухо приходит раньше другого (разница порядка десятков микросекунд), наш мозг может определить его расположение в пространстве, так как запаздывание происходит из-за того, что звуку пришлось пройти еще дополнительно расстояние до другого уха, затратив на это какое-то время. Фаза сигнала левого и правого уха при этом не совпадает.
Второй принцип используется для всех частот, но в основном для тех, что выше 2000 Гц; происходит определение разницы в громкости между двумя ушами.
Еще один важный момент, который позволяет нам гораздо более точно определять местоположение источника звука,– возможность повернуть голову и сравнить изменение параметров звучания. Принято считать, что пространственное разрешение (способность к локализации источника звука) определяется с точностью до одного градуса.
Таким образом, для объемного восприятия во всем диапазоне звуковых частот важна громкость левого и правого каналов восприятия звука, а на частотах до 2000 Гц дополнительно анализируются и относительные фазовые сдвиги. Фазовая информация в диапазоне 1000–4000 Гц имеет приоритет над разницей в громкости.
Слуховой анализатор человека способен различать звуки по частоте, интенсивности, направлению на источник звука и др. Поэтому создание звуковоспроизводящей аппаратуры, способной воспроизводить звуки, не отличимые от естественных, является технически сложной задачей.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221