3.1. Ранние экономические учения
Экономическая теория имеет длительную историю своего становления и развития. Первые дошедшие до нас древние рукописи, в которых так или иначе рассматривались экономические проблемы, относятся еще к 22 веку до н.э. (Древний Египет). Однако как самостоятельная наука экономика стала формироваться лишь, начиная с 4 века до н.э.
Термин «экономика» был введен в научный оборот греческим мыслителем Ксенофонтом (430-355 до н.э.). В переводе на русский язык он означает науку о законах ведения хозяйства. Примерно в то же время, в 4 веке до н.э., в Китае был составлен трактат «Гуань-Цзы», излагающий правила управления хозяйством, а в Индии написана книга под названием «Артхашастра» («наука о выгоде»), в которой рассматривались вопросы формирования и преумножения богатства государства1.
Хотя изначально под предметом экономической науки и понимались законы, или правила, ведения хозяйства, ученые-экономисты в своих исследованиях выходили за эти рамки. Они ставили вопросы о сущности экономических отношений и законах их функционирования и развития и пытались дать на них ответы.
Так, мыслителями Древней Греции (Ксенофонт, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.)) была установлена взаимосвязь развития общественного разделения труда и рыночных отношений; выделены две стороны товара: потребительная стоимость и меновая стоимость; поставлен вопрос о субстанции, делающей товары соизмеримыми в обмене, т.е. о субстанции стоимости; сформулированы основные функции денег и показано их происхождение из процесса развития товарного обмена. Если авторы «Гуань-Цзы» пришли к выводу о том, что источником богатства является труд; то в «Артхашастре» была выдвинута идея о том, что стоимость товара измеряется количеством дней работы, которое требуется для его изготовления, причем действительная (трудовая) стоимость товара может не совпадать с его рыночной ценой. Таким образом, уже в те давние времена появились зачатки трудовой теории стоимости, получившей развитие в 18-19 вв. и являющейся в настоящее время одной из основных фундаментальных концепций экономической науки.
Для экономической мысли того периода было характерно понимание богатства как совокупности материальных благ, а земледелия – как основной отрасли, где это богатство создается, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. Купеческая и ростовщическая деятельность оценивались негативно. Аристотелем даже было введено специальное понятие «хрематистика» – для обозначения деятельности, направленной на увеличение денежного богатства (т.е. купеческой и ростовщической), которую он считал противоречащей природе человека и не относящейся к экономике. Под экономикой же Аристотель понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, т.е. производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Представления, характерные для ранних экономических учений, сохранялись на протяжении многих веков, вплоть до конца 14 в., хотя в них и вносились некоторые дополнения и изменения.
Среди авторов, внесших определенный вклад в развитие ранних учений, выделяются итальянец по происхождению, теолог Фома Аквинский (1225/26-1274) и арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406).
Фома Аквинский, – в отличие от более ранних толкователей христианского учения, осуждавших купеческую прибыль, – обосновывал ее необходимость – для возмещения торговых издержек и обеспечения средств существования торговца, а также считал, что «справедливая цена» означает «равенство пользы» для продавца и покупателя. Идея о «равенстве пользы» значительно позднее, в 18-19 веках, получила развитие в теории предельной полезности.
Ибн Хальдун сделал существенный шаг в разработке идеи о труде как основании стоимости и взаимосвязи цены и стоимости товаров, но главная его заслуга состоит в том, что он впервые поставил вопрос об объективных закономерностях общественного прогресса. Он считал, что общество в своем развитии проходит две стадии: примитивность и цивилизацию. На первой стадии производительность труда людей низка, и они производят только необходимые для их жизни средства. Для этой стадии характерно, что основными занятиями людей являются земледелие и скотоводство, и между ними нет сословного неравенства. С ростом же производительности труда, по мысли Ибн Хальдуна, люди начинают создавать избыточный продукт, сверх необходимого для их жизни. Здесь появляются ремесла, торговля, наука, искусство, возникает сословное неравенство, отношения господства и подчинения, борьба за власть, дающую возможность присваивать избыточный продукт. Тем самым Ибн Хальдуном была высказана, хотя и в зачаточной форме, идея о том, что основой прогресса общества является развитие материального производства, что отношения в обществе в конечном счете определяются уровнем его производительных сил. Эта идея получила дальнейшее развитие в экономических учениях 18-20 веков.
- Тема 1. Материальное производство – основа жизни общества 7
- Тема 20. Конкуренция и монополизм. Монополистический капитализм 492
- Тема 1. Материальное производство – основа жизни общества
- 1.1. Понятие материального производства
- 1.2. Производство и потребление
- 1.3. Потребности. Полезность благ
- 1.4. Производственные ресурсы. Издержки производства и эффективность
- 1.5. Производственные возможности общества
- 1.6. Экономия рабочего время – основа развития производства
- Контрольные вопросы и задачи
- Тема 2. Система экономических отношений
- 2.1. Понятие экономических отношений
- 2.2. Экономические отношения и собственность
- 2.3. Типы ведения хозяйства и экономический строй общества
- 2.4. Социально-классовая структура общества и экономические интересы
- 2.5. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений
- 2.6. Экономические законы
- Контрольные вопросы, тесты
- Тема 3. Предмет и метод экономической теории: основные трактовки
- 3.1. Ранние экономические учения
- 3.2. Меркантилизм
- 3.3. Классическая буржуазная политическая экономия
- 3.4. Марксистское экономическое учение
- 3.5. Маржинализм и неоклассическая теория
- 3.6. Историко-социальное направление. Институционализм
- 3.7. Кейнсианство. Неоклассический синтез
- 3.8. Неоинституционализм
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Современные экономические системы
- 4.1. Тенденции развития современных экономических систем
- 4.2. Концепции смешанной экономики
- 4.3. Марксистское учение о смене способов производства и левый радикализм
- 4.4. Сущность рыночной реформы в России в 1990-е гг.
- 4.5. Характеристика экономического строя современной России
- Контрольные вопросы, тесты
- Тема 5. Товарное производство. Теория стоимости
- 5.1. Понятие, предпосылки и этапы развития товарного производства
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.3. Трудовая теория стоимости
- 5.4. Теория предельной полезности о ценности товара
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 6. Деньги
- 6.1. Развитие форм стоимости и возникновение денег
- 6.2. Функции денег
- 6.3. Основные этапы развития денег. Бумажные деньги
- 6.4. Особенности современных денежных систем
- 6.5. Особенности денежной системы России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 7. Капитал
- 7.1. Трактовка капитала в неоклассической теории
- 7.2. Капитал в марксистской теории
- 7.3. Рабочая сила как товар
- 7.4. Сущность капитала как экономического отношения. Основной экономический закон капитализма
- 7.5. Стадии развития капитализма в промышленности
- 7.6. Накопление капитала и его закономерности
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 8. Заработная плата
- 8.1. Трактовка заработной платы в неоклассической теории
- 8.2. Заработная плата в марксистской теории
- 8.3. Уровень заработной платы и факторы, его определяющие
- 8.4. Формы заработной платы
- 8.5. Регулирование заработной платы. Социальные фонды
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 9. Воспроизводство предприятия
- 9.1. Предприятие и его основные формы
- 9.2. Кругооборот производственных фондов как форма воспроизводства предприятия
- 9.3. Структура производственных фондов. Факторы, влияющие на скорость оборота производственных фондов
- Товарные фонды
- 9.4. Износ и амортизация основных производственных фондов
- 9.5. Особенности воспроизводства производственных фондов в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Глава 10. Издержки производства и прибыль
- 10.1. Издержки производства и прибыль в неоклассической теории
- 10.2. Издержки производства и прибыль в марксистской теории
- 10.3. Себестоимость продукции
- 10.4. Виды издержек производства
- 10.5. Доход предприятия и его использование
- 10.6. Эффективность производства на предприятии
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 11. Средняя прибыль и цена производства
- 11.1. Образование средней нормы прибыли и цены производства
- 11.2. Торговый капитал и торговая прибыль
- 11.3. Основные формы и тенденции развития торговли
- 11.4. Факторы, влияющие на уровень средней нормы прибыли
- 11.5. Функции и виды цен
- 11.6. Факторы, влияющие на уровень цен
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 12. Ссудный капитал и процент
- 12.1. Ссудный капитал и процент в неоклассической теории
- 12.2. Ссудный капитал и процент в марксистской теории
- 12.3. Соизмерение разновременных доходов и затрат
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 13. Кредит и денежное обращение
- 13.1. Сущность, функции и формы кредита
- 13.2. Кредитная система. Банки
- 13.3. Обращение наличных денег
- 13.4. Безналичные расчеты
- 13.5. Измерение денежной массы
- 13.6. Денежный рынок
- 13.7. Реформа кредитной системы и денежного обращения в России в 1990-е гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 14. Рынок ценных бумаг. Финансы
- 14.1. Виды ценных бумаг
- 14.2. Рынок ценных бумаг и его роль в экономике
- 14.3. Финансы, их структура и функции. Финансовый рынок
- 14.4. Государственные финансы
- 14.5. Налоговая система
- 14.6. Реформа финансовой системы России в 1990-х гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 15. Аграрные отношения
- 15.1. Понятие аграрных отношений и земельной ренты
- 15.2. Трактовка земельной ренты в неоклассической теории
- 15.3. Земельная рента в трудовой теории стоимости
- 15.4. Дифференциальная земельная рента
- 15.5. Абсолютная земельная рента
- 15.6. Цена земли
- 15.7. Закономерности развития аграрных отношений
- 15.8. Аграрная реформа в России в 1990-е гг.
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 16. Рынок
- 16.1. Понятие рынка. Спрос и его характеристики
- 0 Q
- 16.2. Трактовки сущности кривой спроса
- 16.3. Предложение товаров в условиях свободной конкуренции
- 16.4. Равновесие на рынке товара
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 17. Показатели общественного воспроизводства
- 17.1. Показатели, характеризующие материальное производство
- 17.2. Показатели, характеризующие результаты общественного труда в целом
- 17.3 Показатели эффективности общественного воспроизводства
- 17.4 Показатели общественного воспроизводства в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 18. Пропорции общественного воспроизводства
- 18.1. Сущность и виды пропорций общественного воспроизводства
- 18.2. Модель реализации совокупного общественного продукта, разработанная к. Марксом
- 18.3. Модель межотраслевого баланса
- 18.4. Модели равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке товаров
- 18.5. Кейнсианская модель общего экономического равновесия
- 18.6. Безработица
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 19. Экономический рост и экономические циклы
- 19.1. Экономические циклы
- 19.2. Показатели, типы и факторы экономического роста
- 19.3. Особенности экономического роста и экономического кризиса в России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 20. Конкуренция и монополизм. Монополистический капитализм
- 20.1. Монопольная власть и конкуренция
- 20.2. Проявления монопольной власти на рынке товаров
- 20.3. Проявления монопольной власти на рынке труда
- 20.4. Сущность и основные признаки монополистического капитализма
- 20.5. Особенности рыночных отношений в современной России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 21. Основы государственного регулирования экономики
- 21.1. Управление и регулирование в экономических процессах
- 21.2. Роль государства в современной экономике. Государственно-монополистический капитализм
- 21.3. Инфляция
- 21.4. Государственная экономическая политика
- 21.5. Изменение роли государства в экономике России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 22. Международные экономические отношения
- 22.1. Всемирное хозяйство
- 22.2. Мировая торговля
- 22.3. Международное движение капитала
- 22.4. Международная миграция рабочей силы
- 22.5. Международные валютные отношения
- 22.6. Закономерности развития всемирного хозяйства. Глобализация и ее противоречия
- 22.7. Внешнеэкономическое положение России
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Тема 23. Основы внешнеэкономической политики государства
- 23.1. Внешнеторговая политика
- 23.2. Платежный баланс
- 23.3. Валютный курс и его регулирование
- 23.4. Монетарная и фискальная политика в открытой экономике
- 23.5. Особенности российской внешнеэкономической политики
- Контрольные вопросы, тесты, задачи
- Заключение
- Ответы на задачи
- Рекомендуемая литература