Радио и телевидение
Радио – одно из величайших достижений человечества – было изобретено в нашей стране в 1895 г. А. С. Поповым. С изобретением радио человечество получило самое совершенное средство связи. Радиосвязь осуществляется при помощи радиоволн (электромагнитных волн). Термин «радио» происходит от латинского слова radio – излучать. Это способ передачи и приема электрических сигналов без проводов посредством излучения радиоволн. Звуковые колебания при передаче речи или музыки вызывают соответствующие колебания тока в микрофоне. Ток от микрофона воздействует через модулирующее устройство на мощный генератор колебаний высокой частоты, и в радиопередатчике возникают колебания переменной амплитуды. Модулирующее устройство и генератор колебаний высокой частоты образуют радиопередатчик. Происходит образование модулированных колебаний высокой частоты, которые подводятся к передающей антенне радиопередатчика.
Антенна радиопередатчика излучает в окружающее пространство радиоволны, т. е. модулированные колебания высокой частоты, распространяющиеся со скоростью света на большие расстояния. Волны достигают приемной антенны радиоприемника и создают в ней модулированные колебания высокой частоты. В радиоприемнике этот ток усиливается и подводится к детектору, преобразующему ток высокой частоты снова в переменный ток низкой частоты, который соответствует передаваемым звуковым колебаниям. От детектора переменный ток низкой частоты поступает на усилитель низкой частоты, а затем к громкоговорителю или телефонным наушникам. В громкоговорителе этот ток преобразуется в звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха человека. Усилитель высокой частоты, детектор и усилитель низкой частоты образуют радиоприемник.
В мире одновременно работают много передающих радиостанций. Радиоволны каждой из них создают в приемной антенне токи высокой частоты. Однако радиоприемник обладает избирательностью, т. е. способностью выделять из большого числа сигналов нужные.
На передаче и приеме электрических сигналов без проводов основаны такие области радиотехники, как радиосвязь и радиовещание, телевидение, радиолокация, радионавигация, радиотелеуправление, радиотелеметрия, служба времени и др.
Т елевидение – это передача на расстояние изображений движущихся и неподвижных объектов с помощью радиоволн или электрических сигналов по кабельным линиям.
В Рис. 15. Один из первых телевизионных приемников
Значительно позже изобретения радиосвязи возникла мысль о возможности передачи изображения по радио. Этому предшествовали многочисленные открытия в области физики. Изобретенная еще в 1897 г. немецким физиком Карлом Фердинандом Брауном катодная осциллографическая трубка была впервые использована для демонстрации изображения в 1907 г. отечественным ученым Борисом Львовичем Розингом. Днем рождения электронного телевидения считают 9 мая 1911 г. В этот день профессор Петербургского технологического института Б. Л. Розинг провел первые опыты по разработанному им методу передачи изображения на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Первые телепередачи были осуществлены в Москве в 1931 г. В 30–80-е годы XX в. велась разработка систем электронного аналогового телевидения.
В основу телевидения положены следующие физические процессы:
1) преобразование оптического изображения (световой энергии) в электрические сигналы (электрическую энергию);
2) передача электрических сигналов по каналу связи;
3) прием электрических сигналов;
4) обратное преобразование их в видимое оптическое изображение (световую энергию).
В 50-е годы телевидение стало массовым, и «движущиеся картинки» пришли в каждый дом. Телевидение прошло те же этапы, что и кино: сначала оно было черно-белым, затем довольно быстро стало цветным и стереофоническим, а в конце прошлого века – широкоэкранным. После появления телевидения многие предрекали быстрый закат традиционного кинематографа. Однако киноиндустрия смогла выдержать натиск телевидения. Этому способствовали следующие факторы. Во-первых, фильмы не предоставлялись кинокомпаниями для телепоказа до завершения их проката в кинотеатрах. Во-вторых, качество картинки и звука в кинотеатрах было несравнимо лучше телевизионного. В-третьих, поход в кинотеатр был в определенной мере значимым событием в отличие от просмотра телепрограмм. В итоге телевидение увело у публичных кинотеатров лишь небольшую часть зрителей.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221