logo search
Экономическая теория

8.5. Регулирование заработной платы. Социальные фонды

Уровень заработной платы регулируется на основе трудовых соглашений, которые могут иметь форму индивидуального трудового договора между работником и администрацией предприятия или форму коллективного договора. Коллективные договоры могут заключаться на предприятии, но могут выходить и за пределы отдельного предприятия: отраслевые договоры, региональные, общенациональные соглашения. В заключении трудовых договоров, соглашений участвуют представители наемных работников (профсоюзы), работодателей, в ряде случаев – государственных органов (трехсторонние комиссии).

Содержанием трудовых договоров, соглашений являются не только уровень и соотношения в оплате труда, но и многие другие вопросы, относящиеся к найму и увольнению работников, условиям труда, продолжительности и оплате отпусков, оплате нетрудоспособности, сверхурочных работ и др.

В регулировании заработной платы участвует и государство. Оно устанавливает уровень минимальной заработной платы, а также правовые нормы, регулирующие трудовые отношения.

В большинстве развитых стран для регулирования заработной платы используются тарифные системы. Они вводятся по соглашению между профсоюзами и предпринимателями (в ряде случаев – с участием государственных органов), или решением государственных органов. Государственные тарифные системы обычно носят обязательный характер только для государственных учреждений, для негосударственных предприятий они могут иметь рекомендательный характер.

Тарифная система включает в себя:

1) Тарифно-квалификационный справочник, содержащий перечень требований, которыми должен обладать работник для того, чтобы ему была присвоена та или другая квалификация.

2) Тарифные ставки или должностные оклады работников 1 разряда.

3) Тарифные коэффициенты, показывающие во сколько раз ставка (оклад) работника того или другого разряда превышает ставку (оклад) работников первого разряда.

4) Региональные коэффициенты к заработной плате.

Заработная плата, соответствующая тарифной ставке (окладу), называется основнойзаработной платой. Основная заработная плата, как правило, не совпадает с фактической. В среднем она составляет от 50 до 80 % ее величины. Остальную часть образует дополнительная заработная плата, которая складывается из различных премий и приработков.

В нашей стране государственная тарифная система была введена впервые в мире в первые годы Советской власти. В настоящее время она в той или другой форме существует во всех развитых странах. Для государственного сектора государственная тарифная система носит обязательный характер, а для негосударственных предприятий – рекомендательный. В связи с приватизацией и рыночной реформой в нашей стране регулирующая роль тарифной системы существенно ослабла. В негосударственном секторе более сильное влияние на уровень оплаты труда оказывают рыночные факторы, о которых говорилось выше.

Во всех развитых странах государство устанавливает размер минимальной оплаты труда. Минимальная заработная плата в СССР в 1990 г. составляла, например, 80 рублей в месяц, что было выше стоимости нынешнего официального прожиточного минимума в 1,7 раза. В настоящее время минимальная заработная плата в России примерно в 4 раза меньше стоимости официального прожиточного минимума. Размер минимальной заработной платы в России явно занижен и она не играет никакой реальной регулирующей роли, поскольку за такую оплату никто не согласится работать. Фактическая минимальная заработная плата значительно выше ее официального минимума.

Занижены и тарифные ставки единой тарифной сетки, применяемой в государственном секторе. Так, согласно введенной в конце 2005 г. тарифной сетки, тарифная ставка превышает стоимость прожиточного минимума (явно заниженного) только, начиная с 15 разряда. В высшей школе этому разряду соответствует доцент, кандидат наук. (В 1990 г. ставка доцента, кандидата наук превышала стоимость нынешнего прожиточного минимума примерно в 8 раз). Ставки 1–14 разрядов ниже стоимости прожиточного минимума. Ставка наиболее высокого, 18 разряда, который может быть присвоен работнику образования (в вузе это – ректор, имеющий звание профессора и степень доктора наук), лишь примерно на 700 руб. выше прожиточного минимума.

Регулирование заработной платы государством является составной частью государственной политики доходов. Другой формой этой политики являются социальные фонды. Социальные фондыпредназначены для финансирования образования, здравоохранения, социального обеспечения (выплата пенсий, пособий, предоставление льгот и т.п.) и ряда других общественных потребностей. СССР – первая страна в мире, в которой было введено бесплатное образование и здравоохранение, предоставление жилья (за счет государственного финансирования), государственное социальное обеспечение и страхование. Социальные фонды в Советском Союзе назывались общественными фондами потребления и составляли в среднем около 25% всех доходов граждан. В ходе рыночной реформ реальные размеры социальных выплат резко сократились. В настоящее время (2004 г.) их удельный вес в сумме доходов населения равен 13,8%34.

Система социальных фондов существует и развивается во всех развитых странах. Причем доля этих фондов в экономике растет. Так, например, в США социальные фонды составляли в 1940 г. около 4% валового национального продукта, а в 1980-е гг. – уже 18% от его величины35, и их удельный вес продолжает возрастать. Это характерно для всех развитых стран.

Рост социальных фондов объясняется тем, что частная собственность становится все более не в состоянии обеспечить нормальное воспроизводство жизни работников (их обучение, лечение, поддержание трудоспособности). И выполнение этих функций во все возрастающей степени осуществляется за счет государства.