Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
Тип лампы и цветовая температура (ориентировочно) | Фильтр для пленки 5500К | Увеличение экспозиции (ступени EV) | Фильтр для пленки 3200К | Увеличение экспозиции (ступени EV) |
Дневного света: ЛД (6750 К 800 К) (Россия); ЛДЦ (6750 К 800 К) (Россия) (свет этих ламп довольно близок к среднему дневному свету при сплошной облачности); Daylight (6500K) (D) (Philips) | 40M+30Y | 1 | 85B+30M+10Y | 1 2/3 |
Белая: ЛБ (3500К З00 К) (Россия) (свет этих ламп приближается к свету сильно перекаленных ламп накаливания); Natural (3700 К) (N) (Philips); Home Light Warm (3500 К) (HL W) (Philips) | 20С+30М | 1 | 40M+40Y | 1 |
Теплая белая: ЛТБ (2800 К) (Россия) (с очень грубым приближением их можно характеризовать цветовой температурой 2800 К); Warm White (3000 K) (WW) (Philips) | 40С+40М | 1 1/3 | 30M+20Y | 1 |
Теплая белая de lux: Home Light Warm Deluxe (3000 K) (HL WX) (Philips) | 60С+30М | 1 2/3 | 10Y | 1/3 |
Холодная белая: ЛХБ (4300 400 K)( Россия) (цветопередача этих ламп близка к среднему солнечному свету); Home Light Cool (4100 К) (HL Cool) (Philips); Cool White (4100 K) (CW) (Philips) | 30М | 2/3 | 50M+60Y | 1 1/3 |
Холодная белая de lux: Deluxe Cool White (4100 K) (CWX) (Philips) | 30С+20М | 1 | 10M+30Y | 2/3 |
Последние разработки производителей люминесцентных ламп привели к тому, что появились лампы с «правильной» цветопередачей, не требующие корректировки светофильтрами. Именно такие люминесцентные лампы используются в новых осветительных приборах для фото- и видеосъемок, в сканерах, эталонных просмотровых столиках. Их люминофоры, сложные по своему составу, куда входят редкоземельные химические элементы, позволяют получить в видимой зоне спектр излучения очень близкий к дневному свету.
Ртутные лампы высокого давления
В этих лампах (рис. 114) электрический разряд происходит между двумя электродами внутри кварцевой колбы, заполненной парами ртути. С изменением давления в ртутных лампах сильно изменяется спектральный состав излучения. При низком давл ении излучение сосредоточено в узких спектральных зонах, в основном в ультрафиолетовой части спектра. Излучение в видимой части составляет всего около 2 %. При повышении давления доля излучения в видимой области спектра растет, спектральные области расширяются и появляется непрерывный фон, заполняющий интервалы между линиями. Световая отдача ртутного разряда при высоких давлениях растет с ростом давления. Цветность излучения также заметно меняется от голубой при низких давлениях до белой с зеленовато-голубым оттенком при высоких давлениях. Внешняя стеклянная колба лампы защищает внутренний баллон от механических повреждений, но пропускает ультрафиолетовые лучи. Такие лампы используются в основном для научных целей и для стимулирования флюоресценции в костюмах и декорациях при проведении массовых развлекательных мероприятий, если были использованы флюоресцирующие краски.
М еталлогалогенные лампы, или HMI (Hydrargyrum Medium-arc Iodine) (рис. 115), представляют собой современный компактный вариант электрической дуги. Их ценят за то, что они дают очень яркий свет с той же цветовой температурой, какой обладает солнечный. Фактически металлогалогенная лампа – это дуга, заключенная в герметичную капсулу. Шаровая металлогалогенная лампа имеет кварцевую, сравнительно толстостенную колбу, в которую введены два вольфрамовых электрода. В колбе имеется небольшое количество ртути и галогениды (обычно йодиды) различных металлов, таких, например, как диспрозий, гольмий, тулий; кроме того, в колбу вводится вспомогательный газ – ксенон или аргон.
Спектр излучения металлогалогенной лампы является линейчатым с довольно значительным фоном. Подбором галогенидов металлов удается получить излучение, которое характеризуется цветовой температурой 5000–6000 К, т. е. близкое к дневному свету. На ультрафиолетовое излучение (начиная с 220 нм) затрачивается около 11 %, на инфракрасное – около 42 % и на видимое – около 44 % мощности, подводимой к лампе. Лампы разгораются не мгновенно: в течение 1 мин достигается 90 % светового потока и около 3 мин проходит до полной стабилизации спектрального состава излучения. Повторное зажигание неостывшей лампы осуществляется с использованием высокого напряжения (до 60 кВ). Чтобы устранить возможное мигание электрического разряда, на лампу подается питание с повышенной частотой (250–400 Гц) от специальных генераторов. Лампы имеют очень высокую светоотдачу, что делает их особенно выгодными в условиях недостатка электроэнергии при выездных фото- и киносъемках. Например, металлогалогенная лампа мощностью 2500 Вт обеспечивает почти такую же освещенность, что и галогенная лампа мощностью 10000 Вт.
Ксеноновые лампы
Шаровая ксеноновая лампа (рис. 116) с короткой дугой имеет шарообразную толстостенную кварцевую колбу с двумя вольфрамовыми электродами, между концам и которых в атмосфере чистого ксенона при очень высоком давлении возникает дуговой разряд большой яркости. Спектральный состав излучения ксеноновой лампы в видимой части близок к дневному свету с цветовой температурой около 6000 К и практически не изменяется при изменении силы тока; это является чрезвычайно ценным свойством для использования ламп при цветных съемках, позволяя при необходимости изменять световой поток лампы в больших пределах. Яркость разряда высока, что позволяет с успехом использовать лампу в проекторах и прожекторах. После включения лампа разгорается практически мгновенно; для зажигания лампы применяется высокочастотный импульс высокого напряжения (до 30 кВ). Основными недостатками ксеноновых ламп являются: взрывоопасность, заставляющая даже в нерабочем состоянии соблюдать специальные меры предосторожности при эксплуатации (лампы, например, снабжаются защитными кожухами-футлярами из органического стекла, которые удаляются только после установки лампы в закрытую аппаратуру); низкое рабочее напряжение (около 30 В на дуге) и, следовательно, большая сила тока; необходимость применения искусственного воздушного или водяного охлаждения и др.
Натриевые лампы
Э ти лампы (рис. 117) обычно используются при освещении улиц и автострад, где качество цветопередачи не играет большого значения, зато их свет очень хорошо проходит сквозь туман и пыль, улучшая освещение дорожного покрытия. Желтый свет этих ламп, с максимальным пиком в интервале 589–589,6 нм, вызван свечением паров натрия, заполняющих колбу лампы. Для изготовления колб этих ламп используется натрийстойкое стекло. Для защиты ламп от влияния изменений температуры окружающей среды ее помещают в оболочку из простого стекла. Эти лампы отличаются большой светоотдачей (свыше 200 лм/Вт) и занимают одно из лидирующих положений по энергосбережению. КПД около 90 %.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221