logo search
пособие_ТиАСО

1.1.1. Классификация информации и ее функции

Информация может характеризоваться рядом признаков в зависимости от смыслового значения, времени ее создания, места хранения. Условно можно, например, разделить информацию на управляющую и содержательную; ретроспективную (историческую) и текущую; удаленную и местную. Все эти пары признаков независимы друг от друга. Содержательная информация может быть ретроспективной или текущей, может храниться в местном удаленном хранилище. Например, титульный лист, указатель, номера страниц в книге – элементы управляющей информации; предисловие, основной текст – элементы содержательной информации. В персональном компьютере (ПК) диск содержит «исторические» записи, а оперативная память имеет дело с текущей информацией. В аудиотехнике телефон используется для получения удаленной информации, магнитофон – местной.

Среди различных видов информации можно выделить два: биологический и социальный. Под биологической информацией понимают такую информацию, которая обеспечивает существование отдельно взятого живого организма. К разновидности биологической информации относится генетическая информация, обеспечивающая сохранение вида. Материальными носителями биологической информации являются высокомолекулярные химические соединения, сигналы химической и электрохимической природы.

Социальная информация неразрывно связана с практической деятельностью человека, поэтому можно выделить столько типов и разновидностей, сколько имеется видов деятельности человека (например, политическая, экономическая, технологическая, научно-техническая, эстетическая, этическая и др.). Возможны различные классификации по различным признакам. Например, можно выделить два основных класса социальной информации: массовая (общая) и специальная информация. Массовая информация – социальная информация, адресованная всем членам общества независимо от их положения и рода занятий. Специальная информация адресована не всем членам общества, а определенным социальным группам (ученым данной специальности, экономистам и т. д.). Для восприятия этой информации необходим первоначальный запас специальных знаний и владение профессиональным языком.

Наиболее важные разновидности специальной социальной информации:

1. Научная информация получается в результате научно-исследовательской деятельности. Ее можно определить как передаваемое в информационном процессе научное знание. Является результатом абстрактно-логического мышления и должна быть получена научными методами;

2. Техническая информация создается в сфере техники и предназначена для решения технических задач (разработка новых технических изделий, материалов, технологических процессов и т. п.);

3. Технологическая информация непосредственно используется в сфере материального производства для создания материальных благ (пища, одежда, машины и т. д.);

4. Планово-экономическая информация дает сведения о состоянии и перспективах развития предприятия, отрасли; используется для планирования и управления.

Информация обладает некоторыми общими для всех ее видов свойствами:

а) структурированность – свойство, которое позволяет системе выделять информацию из физических процессов или объектов, воспринимать некоторые явления внешнего мира как сигналы;

б) ценность информации выражается в таких понятиях, как содержательность, своевременность, полнота, достоверность, оперативность;

в) смысл.

В системе социальной информации в качестве основополагающей выделяют функцию управления. В управлении социальными процессами (в частности, развитием личности) большую роль играют все виды информации. Формы ее различны: вербальная, визуальная, аудиовизуальная и др. Соответственно различными будут и носители этих форм информации. С точки зрения удовлетворения человека необходимой для его развития информацией надо отметить такие факторы, как число источников, доступных пользователю, продолжительность воздействия информации, ее характер, удобство восприятия и прочие.

Главной функции подчинены и остальные. Эвристическая функция реализуется блоком научно-познавательной информации, объединяющей такие ее виды, как естественнонаучная, гуманитарная и др.

Эстетическая функция находит свое проявление в блоке информации, отражающей художественное содержание всех видов искусства.

Функция социализации личности проявляет себя в таком информационном обеспечении, благодаря которому человек получил бы необходимые знания и навыки для творческого труда, для проявления социальной активности.

Технологическая функция информации направлена на обучение человека точному и рациональному выполнению операций по производству материальных ценностей, научной организации труда.

Аудиовизуальная информация (от лат. слов audio – слышу и visualis – зрительный) – это информация, которую мы получаем с помощью слухового и зрительного анализаторов. Кроме того, ученые уже давно установили, что именно эти органы чувств (слух и зрение) являются для людей основными источниками получения информации. Восприятие информации человеком зависит от степени развитости соответствующих органов чувств и является индивидуальной характеристикой каждого человека. В среднем мы получаем 70 % информации через зрение и около 20 % через слух (остальные 10 % приходятся на другие органы чувств). Из психологии известно, что зрительный анализатор обладает значительно большей пропускной способностью, чем слуховой. Так, зрение способно воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения учебного материала достигается при непосредственном сочетании слов учителя и предъявляемого учащимся изображения. Технические и аудиовизуальные средства обучения позволяют более полно использовать возможности зрительного и слухового анализаторов обучаемых.

В мире наблюдается стремительный рост всевозможных источников аудиовизуальной информации, которая может быть представлена в различных медиаформатах: статические изображения, фотографии, графика, 3D-модели, аудио, видео, мультимедиа.

Обычно аудиовизуальная информация предназначена для непосредственного восприятия человеком. Однако увеличивается и число таких ситуаций, когда эта информация создается, передается, извлекается и повторно используется различными техническими системами.