2.2.3.2. Цифровой сканер
Д ругим способом получения цифровых изображений является использование цифрового сканера.
И Рис. 61. Пантелеграф
В начале века немецким физиком Корном был создан фототелеграф, который ничем принципиально не отличается от современных барабанных сканеров. На рисунке 62 приведена схема телеграфа Корна и портрет изобретателя, отсканированный и переданный на расстояние более 1000 км 6 ноября 1906 г.
В Рис. 62. Схема телеграфа Корна и портрет изобретателя
Развитие современных полупроводниковых технологий позволило объединить несколько фотоприемников в одну линейку и обойтись перемещением только по одной координате. Это привело к рождению планшетных, рулонных, проекционных и ручных сканеров. Их оптическая схема абсолютно одинакова и может быть представлена в виде объектива, фокусирующего строку изображения на линейку фотоприемников. Различие заключается в способе перемещения фотографии, линейки фотоприемников и объектива. Обычно объектив и линейка фотоэлементов жестко связаны и перемещаются относительно фотографии. Разрешение подобных устройств лимитировано числом чувствительных элементов в линейке, и если ширина фотографии меньше рабочей поверхности сканера, то используется только часть фотоэлементов.
В предельном случае механическое перемещение фотоприемника и источника света вообще отсутствует, и происходит электронное сканирование всего изображения целиком. К подобным устройствам относятся телевизионные камеры и большинство цифровых фотоаппаратов. Такие устройства обычно имеют матрицу, содержащую небольшое количество чувствительных элементов. Существуют и гибридные устройства, в которых матрица совершает микроперемещения, при этом сперва считываются, например, все четные точки, а потом – все нечетные.
Цветные сканеры принципиально ничем не отличаются от полутоновых и производят ввод изображения либо через цветные фильтры в три приема, когда при каждом проходе перед фотоприемником устанавливается синий, зеленый или красный фильтр, либо имеют три чувствительных элемента, перед которыми расположены соответствующие фильтры.
Технические характеристики сканеров определяются разрешающей способностью (числом точек на единицу площади изображения), числом оттенков, которые могут быть представлены в цифровой форме (24, 30, 36 бит на точку в зависимости от используемого АЦП), и диапазоном плотностей, зависящим от динамического диапазона системы «осветитель – фотоприемник».
Планшетные сканеры наиболее универсальны. Они могут быть использованы не только для сканирования фотографий, но и вместе с принтером для копирования документов или вместе с соответствующими программами для распознавания текста и ввода его в текстовом формате в компьютер. Сегодня оптическое разрешение сканеров составляет порядка 2400 точек на дюйм. Большинство из них может быть укомплектовано приставкой для сканирования прозрачных материалов – слайд-модулем.
С помощью планшетного сканера можно преобразовать любое плоское изображение в цифровую форму, используя метод эпипроекции (максимальный размер оригинала и разрешающая способность изображения зависит от конкретной модели сканера). Многие модели планшетных сканеров комплектуются дополнительными приспособлениями для сканирования негативов и слайдов (сканирование проходящим сквозь полупрозрачный объект световым потоком – диапроекция), но качество оцифрованного материала не позволяет использовать его для последующей качественной фотопечати.
Рассмотрим схему сканирования с использованием планшетного сканера, приведенную на рисунке 63.
В этой схеме задействованы три воздушных среды и два стекла. Первое пограничное отражение происходит на границе В3 – С1, второе – на границе С1 – В2, третье – В2 – С2 и, наконец, четвертое – С2 – В3. Если вникнуть в эту проблему основательно, то выяснится, что различны характеристики не только стекол, но и воздушных сред. Все это приводит к невозможности прогнозирования характеристик сред, задействованных в оптической системе, и соответственно невозможности не только нейтрализации, но даже учета их в проработке оптической системы.
Существуют и другие, более совершенные технологии сканирования негативов и слайдов. Например, технология E.D.I.T. (Emulsion Direct Imaging Technology) означает сканирование со слоя эмульсии (рис. 64). Прозрачный оригинал – это полимерная пленка с нанесенными на ней светочувствительными слоями – эмульсией. Применение данной технологии позволяет исключить потери на границе сред и сканировать изображение прямо с эмульсионного слоя. При сканировании на привычном планшетном сканере со слайд-модулем приходится мириться с четырьмя такими пограничными отражениями.
Помимо технологии E.D.I.T., сканеры используют еще одну технологию – Flip Mirror – вращающееся зеркало. Оно (зеркало 5 на рис. 64) используется для перенаправления светового потока в зависимости от типа используемого оригинала. Рассмотрим схему работы сканера с технологией Flip Mirror. В зависимости от типа оригинала вращающееся зеркало 5 занимает положение «а» или «б» и световой поток изменяет свое направление. При работе с пленкой вращающееся зеркало 5 находится в положении «а», при работе в отраженном свете – в положении «б». Использование данной системы перенаправления светового потока позволяет добиться оптимальных характеристик при работе с оригиналами любых типов.
Среди особенностей использования сканера необходимо отметить также возможность создать весьма выразительные композиции, просто разложив различные предметы на стекле планшетного сканера. Глубина резко изображаемого пространства у сканеров невелика, но все же позволяет получить вполне реалистичные снимки плоских предметов – монет, срезов камней, листьев и т. п.
Если необходимо перевести в цифровой формат негативы или слайды, полученные с помощью пленочных фотоаппаратов или хранящиеся в фильмотеке, можно воспользоваться слайд-сканером для 35-миллиметровых пленок. Многие современные модели слайд-сканеров позволяют получить цифровые изображения высокого качества, не уступающие снимкам цифровых камер.
- Введение
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.1. Аудиовизуальная информация
- 1.1.1. Классификация информации и ее функции
- 1.1.2. Преобразователи и носители аудиовизуальной информации
- Вопросы для самопроверки
- 1.2. Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения
- 1.2.1. Технические средства передачи учебной информации
- 1.2.2. Технические средства контроля знаний
- 1.2.3. Тренажерные технические средства
- 1.2.4. Вспомогательные технические средства
- 1.2.5. Комбинированные технические средства
- Вопросы для самопроверки
- 1.3. Аудиовизуальная культура
- 1.3.1. История становления и развития аудиовизуальной культуры
- Фотография
- Аппаратура статической проекции
- Кинематограф
- Звукозапись
- Радио и телевидение
- Видеозапись
- Мультимедиа
- 1.3.2. Концепции аудиовизуальной культуры
- Вопросы для самопроверки
- 1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
- 1.4.1. Слуховой анализатор человека
- 1.4.2. Зрительный анализатор человека
- 1.4.2.1. Психологические особенности восприятия цвета
- 1.4.2.2. Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения
- Вопросы для самопроверки
- 2.1.1.2. Диаскопическая проекция
- 2.1.2. Динамическая проекция
- 2.1.3. Общие требования к экранам и расположению проектора в помещении
- Вопросы для самопроверки
- 2.2. Фотография и фотографирование
- 2.2.1. Устройство фотоаппарата
- Допустимые кружки нерезкости для различных расстояний рассматривания
- 2.2.2. Фотографические материалы
- Оценка возможности съемки на пленку различной чувствительности
- 2.2.3. Основы цифровой фотографии
- 2.2.3.1. Цифровая фотография
- 2.2.3.2. Цифровой сканер
- 2.2.4. Основы светотехники Основы теории света
- Спектр электромагнитных волн
- Единицы света и законы освещенности
- Источники освещения
- Коррекционные светофильтры при съемке с люминесцентными лампами
- Вопросы для самопроверки
- 2.3. Звукозапись аналоговая и цифровая
- 2.3.1. Основы записи-воспроизведения звука
- Основные характеристики звука
- Диапазон звуковых частот
- Характеристика оценки звука по уровню интенсивности относительно порога слухового восприятия
- Спектр звука
- Взаимосвязь параметров звуковых колебаний и звуковосприятия человека
- Амплитудно-частотная характеристика
- 2.3.2. Аппаратура для преобразования и усиления звука
- 2.3.2.1. Микрофоны
- 2.3.2.2. Усилители
- 2.3.2.3. Громкоговорители
- 2.3.4. Аналоговый способ записи-воспроизведения звука (на примере магнитной записи)
- Система динамического подмагничивания Dolby hx Pro
- Системы автоматической оптимизации записи
- 2.3.5. Цифровой способ записи-воспроизведения звука (на примере системы «Компакт-диск»)
- Структура записываемого сигнала и система защиты от ошибок
- Защита от копирования
- Вопросы для самопроверки
- 2.4. Основы телевидения и видеотехника
- 2.4.1. Основы телевидения
- 2.4.1.2. Эфирное телевидение
- 2.4.1.3. Кабельное телевидение
- 2.4.1.4. Спутниковое телевидение
- 2.4.1.5. Сотовое телевидение
- 2.4.1.5. Интерактивное телевидение
- 2.4.2. Системы и стандарты телевидения
- 2.4.2.1. Аналоговые системы цветного телевидения
- 2.4.2.2. Цифровое телевидение
- Основные форматы цифрового телевизионного изображения*
- Удаление временной избыточности
- 2.4.2.3. Телевидение высокой четкости
- 2.4.3. Видеотехника
- 2.4.3.1. Телевизоры
- Основные характеристики телевизоров
- Характеристики видеопроекторов
- Технология «Телетекст»
- Технология «100 Герц»
- Технология «Кадр в кадре»
- Кинескопы
- Плазменные панели
- Жидкокристаллические панели
- Проекционные телевизоры и видеопроекторы
- Выбор телевизора
- 2.5.3.2. Видеомагнитофоны и видеоплееры
- Видеомагнитофон и видеоплеер
- 2.5.3.3. Видеокамеры
- 2.5.3.3.1. Аналоговые видеокамеры
- Сравнительные характеристики аналоговых форматов видеозаписи
- 2.5.3.3.2. Цифровые видеокамеры
- Видеокамеры с жестким диском и флеш-камеры
- 2.5.3.4. Оборудование для приема спутникового телевидения
- Сервисные возможности проигрывателей dvd
- Подключение dvd-проигрывателей и другой видеоаппаратуры к телевизору
- Системы домашнего кинотеатра (Home Cinema)
- 2.5.3.6. Системы многоканального звука
- Вопросы для самопроверки
- 2.5. Компьютеры и мультимедийные средства
- Устройство современного компьютера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения
- 3.1. Типология аудиовизуальных учебных пособий и компьютерных материалов
- 3.2. Банк аудио-, видео и компьютерных материалов
- 3.3. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий
- 3.4. Интерактивные технологии обучения
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Оглавление
- Глава 1 научно-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения 5
- Глава 2 аудиовизуальные технологии 53
- Глава 3 аудиовизуальные технологии обучения 221