Основные технические данные
Общее число каналов связи 720
Разнос частот между соседними каналами, кГц 25 Время перехода с волиы на волну, с, не более 6
» » с режима на режим передачи и
обратно, с, не более 0,5
Чувствительность приемника, мкВ, не хуже . . 7 Выходная мощность передатчика, Вт .... 5 Дальность двусторонней связи при работе с наземными радиостанциями типа РАС-УКВ при высоте полета 1000 м, км, не менее . . . 100 Потребляемая мощность от бортовой сети напряжением 27±10%, В:
в режиме «Прием» Вт, не более ... 50 » » «Передача», Вт, не более . . 120 Время готовности к работе после включения питания, мин:
в нормальных условиях 2
при температуре —40° С 5
Масса комплекта без амортизационной рамы, антенны и соединительных проводов, кг 6
Рис. 104. Функциональная схема радиостанции «Ландыш-5»
Функциональная схема радиостанции (рис. 104). В радиостанции «Ландыш-5» применена амплитудная модуляция. Режим работы симплексный. Во время полета может быть выбран любой из 720 каналов связи.
В радиостанции полностью отсутствуют какие-либо элементы электромеханической перестройки частоты. Выбор нужной волны и перестройка контуров осуществляются электронным способом. Функционально радиостанция состоит из трактов приема и передачи и общих блоков: системы перестройки, блока питания, кварцевых генераторов, схемы управления. Вся схема радиостанции, за исключением усилителя мощности, выполнена на транзисторах. Стабильность частоты радиостанции обеспечивается применением кварцевых генераторов.
Приемный тракт радиостанции выполнен по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты. Входной сигнал от антенного реле поступает на вход двухкас-кадного усилителя высокой частоты УВЧ, который обеспечивает усиление приходящего сигнала. Настройка полосовых фильтров УВЧ на соответствующую частоту диапазона осуществляется электронным способом.
После усиления до необходимого значения с выхода УВЧ сигнал поступает на первый смеситель приемника. Одновременно с сигналом на первый смеситель приемника подается напряжение первого гетеродина. Частота первого гетеродина формируется путем смешивания частот генераторов грубой и средней сеток. Генератор грубой сетки ГГС выдает одну из девяти частот в зависимости от волны связи. Генератор средней сетки ГСС выдает одну из 20 частот. Выбор той или иной частоты ГГС и ГСС осуществляется при настройке радиостанции на требуемый канал связи.
Напряжения с генераторов грубой и средней сеток поступают на смеситель гетеродина. Нагрузкой смесителя гетеродина служит полосовой фильтр, настроенный на частоту первого гетеродина, равную сумме частот ГГС и ГСС. С выхода фильтра смесителя сигнал частоты первого гетеродина поступает на вход усилителя гетеродина. Нагрузкой усилителя генератора является полосовой фильтр, настроенный на частоту первого гетеродина, равную сумме частот ГГС и ГСС. С выхода усилителя гетеродина напряжение с разносом между соседними частотами, равным 0,1 МГц, поступает на вход первого смесителя приемника.
В результате взаимодействия частот первого гетеродина и сигнала на нагрузке первого смесителя выделяется первая промежуточная частота, равная разности частот сигнала и первого гетеродина. Нагрузкой первого смесителя является фильтр, настроенный на первую промежуточную частоту. С выхода фильтра первой промежуточной частоты напряжение поступает на вход второго смесителя приемника. Одновременно на второй смеситель поступает напряжение второго гетеродина-генератора точной сетки ГТС с разносом между соседними частотами 25 кГц.
В результате взаимодействия частот первой промежуточной и второго гетеродина в нагрузке второго смесителя выделяется вторая промежуточная частота, равная разности частот первой промежуточной и второго гетеродина: fпрII = fпрI - fгетII. Нагрузкой второго смесителя является фильтр с полосой пропускания 40 кГц.
С выхода фильтра второй промежуточной частоты сигнал поступает на трехкаскадный усилитель второй промежуточной частоты, где усиливается до значения, обеспечивающего нормальную работу детектора. С выхода УПЧ сигнал поступает на детекторы сигнала системы АРУ и подавителя шума. Продетек-тированный сигнал через эмиттерный повторитель и диодный ключ подавителя шума поступает на вход трехкаскадного усилителя низкой частоты УНЧ. Для устранения шума в телефонах предусмотрен подавитель шума.
Коммутирующим элементом является диодный ключ. Управление диодным ключом осуществляется подавителем шума. При малом уровне сигнала промежуточной частоты и большом уровне шума подавитель шума закрывает диодный ключ и отключает выход детектора от входа усилителя низкой частоты. При достижении соотношения уровней сигнала промежуточной частоты и шума значения, достаточного для обеспечения необходимой разборчивости принимаемого сигнала, подавитель шума открывает диодный ключ и подключает выход детектора к входу усилителя низкой частоты, где происходит окончательное усиление сигнала.
Сравнение уровней промежуточной частоты и шума производится следующим устройством сравнения. На усилитель шума напряжение поступает с эмиттерного повторителя через фильтр верхних частот, обеспечивающий необходимое ослабление речевых составляющих приходящего сигнала и пропуск высокочастотного спектра шума. С выхода устройства сравнения управляющее напряжение постоянного тока поступает на вход пускового устройства, выходное напряжение которого прикладывается к диодному ключу, открывая или закрывая его в зависимости от соотношения уровней сигнала и шума. С выхода УНЧ напряжение поступает на регулятор громкости и затем на телефоны авиагарнитуры.
Для обеспечения нормальной работы приемника в широком интервале уровней входного сигнала применена АРУ (напряжение промежуточной частоты с выхода УПЧ поступает на детектор АРУ). Постоянная составляющая продетектированного сигнала усиливается в УПТ и поступает на каскады, охваченные системой АРУ, изменяя их усиление в зависимости от значения приходящего сигнала.
Передающий тракт радиостанции. В передающем тракте радиостанции осуществляется: формирование сетки частот; предварительное усиление сигнала высокой частоты;
усиление по мощности; модуляция выходного сигнала. Для формирования сетки частот передатчика используется частота первого гетеродина, общая для приемника и передатчика. Напряжение первого гетеродина поступает на вход смесителя передатчика одновременно с напряжением генератора точной сетки ГТС. В зависимости от набранного канала генератор точной сетки выдает одну из четырех частот с интервалом между соседними частотами 25 кГц.
В результате взаимодействия частот первого гетеродина и ГТС на нагрузке смесителя передатчика выделяется суммарная частота, равная частоте выходного сигнала: fc = fгетI + fгтс с интервалом между соседними частотами 25 кГц. Нагрузкой смесителя передатчика является полосовой фильтр, настроенный на частоту сигнала радиостанции. С нагрузки смесителя напряжение поступает на вход усилителя напряжения. Нагрузкой усилителя служит полосовой фильтр.
Настройка фильтров смесителя и усилителя передатчика электронная и осуществляется через 1 МГц подачей напряжения смещения в соответствии с выбранным каналом связи. После необходимой фильтрации напряжение сигнала поступает на четырехкаскадный широкополосный возбудитель передатчика. С выхода возбудителя сигнал поступает на вход высокочастотной головки передатчика, где производится его окончательное усиление.
Модулируется сигнал в двух каскадах усилителя высокой частоты передатчика: предоконечном и оконечном каскадах усилителя мощности передатчика. Для выравнивания коэффициента модуляции передатчика при слабых и сильных входных модулирующих сигналах в модуляторе применена система автоматической регулировки модуляции АРМ, изменяющая коэффициент усиления модулятора в зависимости от значения входного сигнала.
С выхода усилителя мощности напряжение высокой частоты, промодулированное по амплитуде, поступает на вход фильтра нижних частот, где ослабляются гармонические составляющие несущей частоты. С выхода фильтра нижних частот сигнал поступает в антенно-фидерную систему.
Для контроля передачи по высокой частоте сигнал с выхода усилителя мощности передатчика подается на детектор са-мопрослушивания. С выхода детектора сигнал поступает на вход усилителя низкой частоты, а затем на телефоны авиагар-нитуры.
Система перестройки и управления радиостанцией. В радиостанции применена электронная перестройка частоты. Выбор частоты связи производится с пульта дистанционного управления ПДУ. Включение режима «Прием» или «Передача» осуществляется подачей питания на соответствующие каскады радиостанции. В режиме «Прием» подается питание на УВЧ прием-
Рис. 105. Передняя панель пульта управления радиостанции «Ландыш-5»
ника, УПЧ, УНЧ, матрицу электронной перестройки, генераторы, УВЧ гетеродина. Каскады передатчика обесточены. Преобразователь высокого напряжения не работает. В режиме «Передача» снимается питание с каскадов приемника и подается на каскады передатчика, включается преобразователь анод-но-экранного напряжения и подается питание на модулятор и двигатель-вентилятор.
Управление радиостанцией включает следующие операции: ее включение и выключение; выбор одного из каналов связи; переключение радиостанции с режима приема на режим передачи; включение и выключение подавителя шумов (ПШ).
Пульт дистанционного управления конструктивно выполнен отдельным блоком. Передняя панель ПДУ показана на рис. 105. Элементы, устанавливаемые на передней панели, снабжены соответствующими надписями и имеют красный подсвет. Переключение каналов осуществляется двумя ручками. Левая ручка связана с переключателем грубого ствола (с ее помощью можно набрать сотни, десятки и единицы МГц), правая ручка управляет переключателями точного и среднего стволов (с ее помощью можно набрать десятые, сотые и тысячные доли МГц). Отсчет частоты производится счетчиком, соединенным зубчатыми колесами с осями переключателей. Кроме того, на передней панели расположены ручка ручной регулировки громкости РРГ и переключатель включения подавителя шумов Работа с радиостанцией «Ландыш-5» производится в следующем порядке:
управление радиостанцией «Ландыш-5» осуществляется как с левого, так и с правого сиденья пилотов;
перед включением радиостанции органы управления на ее пульте должны находиться в следующих положениях: переключатель «ПШ» — в положении «Выкл.»; регулятор громкости — в положении максимальной громкости;
включить автоматы защиты сети «УКВ», «СПУ» — через 2 мин после включения радиостанция готова к работе;
произвести набор требуемой частоты на пульте управления радиостанции;
нажать кнопку «Радио» на штурвале, произвести передачу, отпустить кнопку—произвести прием.
Для включения подавителя шумов установить переключатель ПШ в положение «ПШ».
Проверка работоспособности радиостанции производится следующим образом:
включить автоматы защиты сети «УКВ» и «СПУ»;
на пульте управления радиостанцией переключатель ПШ поставить в положение «Выключено»;
регулятор громкости поставить в положение максимальной громкости. Через 2 мин после включения радиостанция готова к работе;
установить левой ручкой первые три цифры заданной частоты связи, правой — последние три цифры;
на абонентском щитке СПУ переключатель РК установить в положение «Радио» (вниз);
нажать кнопку «Радио» на штурвале, произвести передачу, отпустить кнопку, прослушать ответный сигнал с командного пункта;
работу ручного регулятора громкости проверить по снижению и полному пропаданию собственных шумов приемника в режиме «Прием». При этом переключатель ПШ поставить в положение «Выключено»;
проверить работу подавителя шумов в режиме «Прием» при отсутствии сигнала связи на входе приемника по полному пропаданию шумов в телефонах при установке переключателя ПШ в положение «ПШ»;
поставить автомат защиты сети УКВ в положение «Выключено».
Все неисправности, возникающие в процессе эксплуатации радиостанции, устраняются на земле.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета