logo
АиРЭО_Як18Т

Действия пилота при отказе средств связи

Если после взлета самолета обнаружено, что связь потеряна, необходимо проверить соединение разъема переходного шнура авиагарнитуры, радиосвязь на других каналах и не выключились ли автоматы защиты сети «УКВ». «СПУ». Убедившись в отказе радиостанции, пилот обязан выполнить полет по кругу, усилить осмотрительность и при наличии соответствующих метео­рологических условий произвести посадку на аэродроме взлета или следо­вать на ближайший запасной аэродром.

Если при полете по маршруту обнаружено, что связь потеряна, т. е- эки­паж не имеет возможности получить диспетчерское указание и информацию, а диспетчер не получаст от экипажа подтверждения о приеме его указа­ний и информации, то в этом случае необходимо проверить: включение ра­диостанции; положение переключателя на абонентском щитке СПУ-9; состо­яние проводки к авиагарпитуре и разъемы проводки. Если все перечислен­ное исправно, необходимо использовать для прослушивания диспетчерских указаний и информации автоматический радиокомпас. Если это сделать невозможно, прекратить выполнение задания и следовать по ИВП на аэро­дромы первой посадки или на ближайший запасной аэродром, где погода позволяет совершить посадку по ПВП.

Действия пилота при отказе приборного и радиоэлектронного оборудования

При отказе указателя скорости:

прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и сле­довать па свой аэродром посадки;

режим работы сохранять по показаниям вариометра и режиму работы двигателя.

При отказе высотомера ВД-10К:

прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и сле­довать на свой аэродром посадки;

контроль высоты вести по радиовысотомеру и вариометру и относи­тельно других самолетов.

При отказе авиагоризонта АГД-1:

Выключить прибор;

прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и сле­довать на свой аэродром посадки;

углы крена контролировать по указателям скольжения и поворота, углы тангажа — по вариометру, указателям высоты и скорости.

При отказе курсовой системы ГМК-1А:

выключить систему ГМК-1А;

прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов;

следовать на аэродром посадки по магнитному компасу КИ-13К, ав­томатическому радиокомпасу АРК-9, данным радиопеленгатора и по коман­дам руководителя полетов.

При отказе генератора:

выключить генератор;

доложить руководителю полетов и выслушать ответ;

выключить максимум потребителей, за исключением автоматов защиты сети -«Зажигание», «Сигнализация шасси», «Приб- двиг. и ЭУП»;

прекратить выполнение задания и произвести посадку па своем аэро­дроме;

кратковременно, поочередно, при необходимости включать передатчик командной радиостанции и автоматический радиокомпас.

При отказе преобразователя ПО-250:

выключить автоматы защиты сети «ПО-250», «АРК» и «РВ»;

доложить руководителю полетов об отказе;

вывести самолет на аэродром по курсовой системе ГМК-1А, данным радиопеленгатора и по командам руководителя полетов.

При отказе преобразователя ПТ-200Ц:

выключить автоматы защиты сети «ПТ-200», «АГД» п «ГМК»;

доложить руководству полетов об отказе;

пилотировать визуально и по указателю поворота и скольжения;

вывод самолета на аэродром посадки осуществлять по автоматическо­му радиокомпасу АРК-9 (АРК-15), магнитному компасу КИ-13К, по данным радиопеленгатора и командам руководителя полетов.

При отказе радиостанции «Ландыш-5» («Баклан-5»):

проверить соединение разъема переходного шнура авиагарнитуры или шлемофона;

проверить, переведен ли регулятор громкости на максимальную слыши­мость;

проверить радиосвязь па других каналах связи, проверить, не выключа­лись ли автоматы защиты сети «УКВ» и «СПУ». Убедившись в отказе ра­диосвязи, пилот обязан прекратить выполнение задания, усилить осмотри­тельность и произвести посадку на своем аэродроме.

При отказе радиокомпаса АРК-9 необходимо проверить:

автоматы защиты сети «СПУ», «ПО-250», «АРК»;

положение переключателя рода работы па пульте управления АРК;

положение ручки «Громкость»;

положение переключателя па абонементском щитке СПУ-9;

состояние проводки к авиагарпитуре и разъемы проводки. Убедившись в отказе радиокомпаса АРК-9 (АРК-15), выход на аэродром посадки произ­водить по курсовой системе, данным радиопеленгатора и по командам руко­водителя полетов.

Предполетная проверка приборного и радиоэлектронного оборудования

Перед началом осмотра самолета необходимо убедиться:

сняты ли все чехлы и заглушки и приняты ли меры предосторожности по предупреждению непроизвольного складывания шасси, случайного запус­ка двигателя, включения отдельных электрических агрегатов, а также выпус­ка щитка, дли чего проверить: выключены ли все автоматы защиты сети, переключатели и выключатели на электрощитке; установлен ли переключа­тель магнето в положение «О» (выключено);

установлен ли кран шасси в положение «Вып.» и законтрен ли защел­кой, находится ли кран щитка в убранном положении.

Внешний осмотр. При осмотре центроплана снизу проверить, правильно ли закрыты лючки. При осмотре правой половины крыла проверить целость и крепление АНО. При осмотре правой стороны фюзеляжа проверить на­дежность крепления антенны радиостанции и нет ли ее повреждений. При осмотре хвостового оперения проверить, нет ли повреждений ХС-39 и про­блескового маяка. При осмотре левой стороны фюзеляжа проверить надеж­ность крепления к фюзеляжу и нет ли повреждений антенн радиовысотоме­ра, радиокомпаса и маркерного приемника. При осмотре левой половины крыла проверить состояние левого АНО, приемника воздушного давления (ПВД), снят ли с него чехол, не имеет ли повреждений фара.

Осмотр и проверка в кабине. Перед вылетом (после застегивания ремней сиденья) пилоту необходимо:

1) соединить полуразъем шнура авиагарнитуры или шлемофона с по­луразъемом бортового шнура радиостанции;

  1. проверить внешнее соединение пилотажно-навигационных приборов, приборов, контролирующих работу двигателя и вспомогательных приборов;

  2. установить стрелки высотомера на нуль и проверить, соответствует ли барометрическое давление на высотомере фактическому давлению на уровне аэродрома в данный момент;

  3. проверить показание часов, при необходимости завести их и поста­ вить точное время;

  4. установить на электрощитке выключатель «Аккум.-Аэр. пит.» в поло­ жение «Аккум.», включить автоматы защиты сети «Сигнал, шасси», «Приб. двиг. ЭУП» и проверить:

сигнализацию шасси (горят ли три зеленые лампы), исправность крас­ных ламп (нажать на кнопку);

управление триммером руля высоты (при установке триммера в ней­тральное положение сигнальная лампа с зеленым светофильтром «Тримм. нейтр.» должна гореть);

состояние электрических приборов (находятся ли стрелки приборов в исходном положении);

работу бензиномера (при установке переключателя бензиномера в же­лаемое положение — суммарное и отдельно в левом и правом баках)—стрел­ка должна показывать фактическое наличие топлива в литрах;

напряжение бортовой аккумуляторной батареи под нагрузкой, для чего включить на электрощитке на 10—15 с автомат защиты сети «АНО», нажать на кнопку вольтамперметра (напряжение должно быть не менее 24 В). За­тем подготовить и проверить пилотажно-навигационное и радиотехническое оборудование самолета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Чтобы не разрядить бортовой аккумулятор, под­готовку и проверку пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудо­вания производить при неработающем двигателе от аэродромного источника питания или при работающем двигателе (частота вращения 44%) от гене­ратора.

Проверка авиагоризонта АГД-1: включить АЗС «АГД» и «ПТ-200» на правом электрощитке. При включении загорается сигнальная лампочка на лицевой стороне прибора, которая должна погаснуть не позже чем через 15 с. Через 1 —1,5 мин после включения авиагоризонт должен пра­вильно показывать стояночные углы тангажа и крена.

Проверка ГМК-1К: включить автоматы защиты сети «ГМК» и «ПТ-200» на правом электрощитке;

на пульте управления ПУ-26 переключатель широт «Сев.-Южн.» устано­вить в положение «Сев.» при полете в северных широтах, широтный потен­циометр — на широту исходного пункта маршрута. На корреадионном меха­низме КМ-8 отметчик магнитного склонения установить на «0». Через 3 мин в режиме «МК» и через 5 мин в режиме «ГПК» с момента включения пи­тания курсовая система приходит в состояние готовности;

установить переключатель режимов в положение «МК», нажимный пе­реключатель «0—контр. 300» в положение «0». Коррекционный механизм КМ-8 и указатель УГР-4УК должны отработать угол рассогласования и ус­тановиться на курс 0±10; переключатель «0 — контр. 300» установить в по­ложение «300». Коррекционный механизм КМ-8 и указатель УГР-4УК дол­жны показать 300±10. При нахождении переключателя «0 — контр. 300» на отметках «0» или «300» должна гореть лампа сигнализации «Завал ГА»;

отпустить переключатель «0 — контр. 300». При этом Коррекционный ме­ханизм КМ-8 должен отработать угол рассогласования и установиться по магнитному стояночному курсу самолета;

установить (нажать) переключатель «ЗК» в любое крайнее положение. Указатель УГР-4УК должен быстро отработать угол рассогласования и ус­тановиться по магнитному стояночному курсу самолета;

установить переключатель режимов в положение «ГПК»; нажать пере­ключатель «ЗК» влево. При этом указатель УГР-4УК должен отработать курс в сторону увеличения показаний курса;

нажать переключатель «ЗК» вправо. УГР-4УК должен отработать курс в сторону уменьшения показаний курса;

поставить переключатель режимов в положение «МК».

Указатель УГР-4УК быстро отработает и покажет стояночный магнит­ный курс.

Проверка тахометра ИТЭ-1. Во время пробы двигателя необходимо убе­диться в работоспособности тахометра по положению стрелки указателя, ко­торая должна перемещаться по шкале плавно, без рывков и колебаний при изменении положения ручки управления газом.

Проверка генератора и регулирующих устройств проводится после опробования двигателя в такой последовательности:

установить частоту вращения 58—61%;

убедиться, что генератор подключался к бортовой сети (лампа «Отказ генератора» погасла);

проверить напряжение бортовой сети по ВА-3 (оно должно быть 27— 29 В);

изменяя частоту вращения, убедиться в постоянстве напряжения;

включить потребители («ПО-250», «РВ», «АРК», «СПУ», «УКВ», «ПТ-200», «ГМК-1», «АДГ-1») и убедиться в постоянстве напряжения;

уменьшить частоту вращения, по загоранию лампы убедиться, что гене­ратор отключился от бортовой сети.

Проверка СПУ-9:

включить автоматы защиты сети «СПУ», «УКВ», «ПО-250» и «АРК»;

проверить наличие телефонной связи между курсантом и инструктором при нажатии кнопок «СПУ» на штурвалах;

отрегулировать громкость внутренней связи регулятором громкости на абонентских щитках;

в режиме внешней связи проверить СПУ совместно с АРК-9 (АРК-15) и УКВ радиостанцией;

поставить переключатель «Рез-Вык» на абонентском щитке курсанта в положение «Рез». Передачи, прослушиваемые инструктором, прослушать в телефонах курсанта;

поставить переключатель «Рез-Вык» на абонентском щитке инструктора в положение «Рез». Передачи, прослушиваемые курсантом, прослушать в те­лефонах инструктора;

нажать кнопку «Радио» на штурвале курсанта. Счет раз, два, три про­слушать в телефонах курсанта и инструктора;

нажать кнопку «Радио» на штурвале инструктора. Счет раз, два, три прослушать в телефонах инструктора и курсанта;

Проверка радиостанции «Ландыш-5 («Баклан-5):

включить АЗС «УКВ» и «СПУ»;

на пульте управления радиостанцией переключатель «ПШ» поставить в положение «Выключено»;

регулятор громкости поставить в положение максимальной громкости. Через 2 мин после включения радиостанция готова к работе;

набрать требуемую частоту левой и правой ручками;

на абонентском щитке СПУ переключатель «РК» установить в положе­ние «Радио» (вниз);

нажать кнопку «Радио» на штурвале. Прослушать в телефонах счет раз, два, три и ответный сигнал с командного пункта;

работу ручного регулятора громкости проверить по снижению и полно­му пропаданию собственных шумов приемника в режиме «Прием». При этом переключатель «ПШ» поставить в положение «Выключено»;

проверить работу подавителя шумов в режиме «Прием» при отсутствии сигнала связи на входе приемника по полному пропаданию шумов в теле­фонах при установке переключателя ПШ в положение «ПШ».

Проверка радиокомпаса АРК-9 (АРК-15):

включить АЗС «ПО-250», «АРК», «СПУ»;

переключатель на абонентском щитке СПУ поставить в положение

«РК»;

регулятор громкости на пульте управления АРК-9 поставить в положе­ние максимальном громкости;

перевести поочередно переключатель рода работы на пульте управления АРК-9 в положение «Комп», «Ант», «Рам» и удостовериться в работе ра­диокомпаса по свечению ламп подсвета (при включении АЗС «Освещение основное»), отклонение стрелок индикатора и появлению фона в телефонах;

установить переключатель рода работы в положение «Ант» и настроить приемник на какую-либо широковещательную станцию, находящуюся в диа­пазоне частот приемника;

поставить переключатель рода работы в положение «Комп». Острый ко­нец стрелки АРК в указателе УГР-4УК должен показать направление на данную радиостанцию;

убедиться в действии переключателя «ТЛФ-ТЛГ» по появлению в теле­фонах тона звуковой частоты в режиме «ТЛГ» и исчезновению его в режи­ме «ТЛФ»;

вращая ручку «Громк», убедиться в действии регулятора громкости во всех положениях переключателя рода работы;

убедиться в наличии ручного вращения рамки в режимах «Комп» и «Рам.» при нажатии переключателя «Рамка Л-П», а также убедиться в со­ответствии направления нажатия переключателя направлению поворота стрелки указателя.

Проверка радиовысотомера РВ-5:

включить АЗС «РВ» и «ПО-250». После прогрева радиовысотомера долж­на погаснуть красная лампа отказа и стрелка указателя должна установиться на нуль. Если показание радиовысотомера не равно нулю, то ручкой «Устан. высот» установить стрелку указателя па нуль;

нажать кнопку «Контроль» на указателе и не отпускать ее. При этом стрелка указателя должна показать высоту в пределах 15±1 м. Отпустить кнопку «Контроль», стрелка указателя высоты должна показать нуль высо­ты ±0,8 м;

установить ручкой «Установка высот» на указателе индекс опасной вы­соты против риски 8 м. При этом должна гореть лампа желтого цвета «Устан. высот»;

включить «АЗС», «СПУ». Нажать кнопку «Контроль» и не отпускать ее. Стрелка указателя должна показать высоту 15±1 м, а желтая лампа дол­жна погаснуть;

отпустить кнопку «Контроль». Стрелка начнет двигаться к нулю. В мо­мент прохождения стрелкой индекса опасной высоты должна загореться жел­тая лампочка сигнализации опасной высоты. Одновременно с загоранием лампы в телефонах должны быть слышны в течение 3—9 с непрерывные звуковые сигналы.

Проверка аппаратуры системы посадки «О с ь-1»:

включить АЗС «Ось». Через 5 мин аппаратура готова к работе;

проверить аппаратуру при помощи блока встроенного контроля;

на пульте управления переключатель курсовых частот установить в по­ложение 110,3 МГц;

нажать левую ручку «Контроль». При этом должны закрыться курсовой и глиссаднып бленкеры, стрелка курса должна отклониться влево и занять положение между 3 и 5 точками, а стрелка глиссады соответственно между 3 и 5 точками вверх. На световом табло должна загореться сигнальная лам­па «Маркер»;

нажать правую кнопку «Контроль». При этом стрелки курса и глиссады должны отклониться вправо вниз и занять положение между 3 и 5 точ­ками, бленкеры закрыться, а на световом табло должна гореть сигнальная-лампа «Маркер».