14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
Указатель поворота и скольжения ЭУП-53М предназначен для определения величин и направлений поворота и бокового скольжения самолета, т. е. он показывает направление и величину угловой скорости самолета вокруг вертикальной оси. Прибор сочетает в себе указатели поворота и скольжения.
Указатель поворота. Принцип его работы основан на свойстве прецессии гироскопа с тремя степенями свободы. Прибор состоит из гиромотора и успокоителя. Ось вращения ротора гиромотора является главной осью гироскопа и перпендикулярна продольной оси самолета. Ось внутренней рамки расположена параллельно продольной оси самолета. Третьей осью вращения является вертикальная ось самолета при развороте.
Работу указателя поворота можно пояснить следующим образом (рис. 49). Если самолет делает левый разворот, то вектор угловой скорости вынужденного вращения (поворота самолета) ? окажется направленным вверх. Ось вращения ротора гиромотора стремится совместиться с осью вынужденного вращения, т. е. с вертикальной осью. Этому противодействует пружина. Чем больше угловая скорость поворота самолета, тем больше возникающий при этом гироскопический момент растягивает пружину и тем на больший угол поворачивается гироскоп вокруг оси рамки. Угол поворота передается на стрелку.
Рис- 49. Принцип действия указателя поворота:
1 — пружина; 2 — успокоитель
Рис. 50 Шкала указателя ЭУП-53М
После окончания разворота гироскопический момент исчезает и пружина возвращает стрелку в первоначальное положение.
При кренах самолета угол поворота непостоянен, поэтому при одинаковых угловых скоростях разворота стрелка прибора отклоняется по-разному. Для устранения колебаний стрелки имеется успокоитель.
Он состоит из цилиндра, в дне которого сделано небольшое отверстие, и перемещающегося в цилиндре поршня, связанного с осью стрелки. При медленных перемещениях поршня воздух свободно входит и выходит через отверстие в цилиндре. При быстрых колебаниях оси стрелки поршень также стремится быстро переместиться. Но так как отверстие, сообщающее внутреннюю полость цилиндра с атмосферой, мало, то быстрое прохождение воздуха по нему затруднено и резкие перемещения поршня тормозятся. Следовательно, прекращаются колебания оси со стрелкой, связанной с поршнем.
В указателе ЭУП-53М в качестве гиромотора используется двигатель постоянного тока, который питается от бортовой сети 27±10% В. Потребляемый ток 0,13 А. Частота вращения ротора 6000—8000 об/мин. Кожух гиромотора является внутренней рамкой гироскопа и связан со стрелкой (рис. 50). Шкала имеет градуировку от 0 до 45° влево и вправо, цена деления 5°. Погрешность при нормальных условиях с кренамн 15, 30 и 45° и угловыми скоростями соответственно 1,1 2,3 и 4 град/с при скорости полета 200 км/ч—±1,5°. Включается указатель поворота автоматом защиты сети «Приб. двиг. и ЭУП», расположенным на левом электрощитк.е (см. рис: 1).
Указатель скольжения предназначен для указания скольжения самолета и работает по принципу маятника. Чувствительным элементом указателя скольжения является шарик, перемещающийся внутри стеклянной трубки, заполненной жидкостью — толуолом. Для отметки среднего положения шарика по-
Рис- 51. Схема действия указателя скольжения:
а. — горизонтальный полет; б — скольжение на крыло; в — правильный вираж
середине трубки симметрично расположены две визирные проволоки. Для термокомпенсации объема жидкости трубка имеет отросток с воздушным пузырьком. Отклонение шарика вправо и влево от среднего положения как при прямолинейном полете, так и при вираже указывает на соответствующее скольжение самолета.
В горизонтальном полете самолета на шарик указателя скольжения действует только сила тяжести, равная его весу и направленная вертикально. При этом шарик находится в середине трубки на линии отвеса, проходящей через центр кривизны трубки (рис. 51). Если самолет находится в поперечном крене, стеклянная трубка наклоняется и шарик под действием силы тяжести стремится занять в ней самое низкое положение, при котором центр тяжести шарика совпадает с линией отвеса — с истинной вертикалью (рис. 51, б).
'Рис- 52. Совместные показания ука-зателя поворота и указателя сколь жения: / — прямолинейный полет; // — левый вираж; /// — правый вираж; а — скольже-ние на левое полукрыло; б, д, з — без скольжения; в — скольжение на правое полукрыло; г, и — внутреннее скольжение; е, ж — внешнее скольжение
В полете необходимо пользоваться одновременно показаниями указателя поворота и указателя скольжения. При пользовании показаниями только одного прибора нельзя получить полного представления о характере полета и можно допустить ошибку в пилотировании. Наиболее характерные случаи полета самолета, при которых необходимо пользоваться совместными показаниями обоих приборов, следующие (рис. 52).
Прямолинейный полет без крена. Стрелка указателя поворота стоит против среднего индекса шкалы, а шарик находится в центре трубки. В этом случае на шарик указателя скольжения действует только сила тяжести, которая удерживает его в самой нижней точке, т. е. в центре трубки.
Прямолинейный полет с левым креном. Стрелка указателя поворота находится против среднего индекса, так как самолет не поворачивается вокруг своей вертикальной оси. Шарик указателя скольжения под действием силы тяжести скатывается влево от центра трубки. При полете самолета с правым креном шарик скатывается вправо от центра трубки.
Левый вираж без скольжения. Вираж без скольжения называется правильным виражом. При левом вираже стрелка указателя поворота отклоняется влево от среднего индекса шкалы в результате прецессии гироскопа. Шарик указателя скольжения остается в центре трубки, т. е. на шарик действует не только сила тяжести, но и центробежная сила, возникающая при развороте самолета. Шарик устанавливается по равнодействующей этих двух сил, которая проходит через центр трубки.
Левый вираж с внешним скольжением. Внешнее скольжение самолета возникает, если вираж выполняется с большой угловой скоростью и малым креном. На самолет действует большая центробежная сила, которая и вызывает внешнее скольжение. При левом вираже самолета стрелка указателя поворота отклоняется влево от среднего индекса шкалы, а шарик указателя скольжения под действием увеличивающейся центробежной силой — вправо от центра трубки.
Левый вираж с внутренним скольжением. Внутреннее скольжение самолета возникает в том случае, когда вираж выполняется с малой угловой скоростью и с большим креном. Величина центробежной силы, действующей на шарик указателя скольжения, при этом будет небольшой, а шарик отклонится от центра трубки влево, т. е. в сторону разворота. При правом вираже прибор работает аналогично, но стрелка указателя поворота отклоняется вправо.
Таким образом, сопоставление показаний указателя поворота и указателя скольжения позволяет поддерживать прямолинейный горизонтальный полет и совершать правильные (координированные) развороты.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета