logo
АиРЭО_Як18Т

7. Вариометр вр-10м

Назначение и устройство. Вариометр предназначен для изме­рения и указания вертикальных скоростей полета самолета, т. е. скорости подъема и снижения. Принцип действия его основан на измерении перепада между атмосферным давлением и дав­лением внутри корпуса прибора, который сообщается с атмос­ферой через капилляр.

Чувствительным элементом прибора (рис. 21) является мем­бранная коробка, внутренняя полость которой соединяется при помощи медной трубки со статической камерой приемника воз­душных давлений. Корпус прибора сообщается со статической камерой ПВД при помощи капилляра.

Если самолет летит горизонтально, давление внутри мемб-ранной коробки и корпуса прибора равно атмосферному давле­нию на данной высоте. Мембранная коробка не испытывает при этом никакой разности давлений и стрелка стоит на нуле.

При подъеме самолета атмосферное давление уменьшается. Воздух из корпуса начинает выходить наружу через капилляр, одновременно выходит воздух и из мембранной коробки. Ка­пилляр имеет малое сечение, поэтому давлений воздуха внут­ри корпуса не успевает выравниваться до атмосферного дав­ления, вследствие чего возникает разность между давлениями в корпусе прибора и мембранной коробке. Она пропорциональ­на скорости подъема самолета. В результате мембранная короб­ка начнет сжиматься. Движение ее передается через передаточ­ный механизм на стрелку, которая показывает подъем.

Рис- 21. Устройство вариометра ВР-10М:

1 — передаточный механизм; 2 — штуцер; 3 — капиллярная трубка; 4 — пружина; 5 — мембранная коробка; 6—юстировочное устройство

Рис. 22. Шкала вариометра ВР-10К

При снижении самолета давление быстрее увеличится внут­ри мембранной коробки, мембранная коробка расширится. Дви­жение ее передастся на стрелку, которая покажет снижение.

Шкала прибора имеет градуировку от 0 до 10 м/с, цену де­ления 1 м/с, оцифровку через 5 м/с (рис. 22). На лицевой сто­роне имеется юстировочный винт, с помощью которого перед полетом устанавливают стрелку на нуль, если она смещена (см. рис. 21). Для этого сначала выворачивают котировочный винт, вытягивают на себя. При этом котировочное приспособление перемещает мембранную коробку вверх или вниз, вызывая по­ворот стрелки. Во время полета винт отворачивать нельзя.

Методические и инструментальные ошибки возникают вслед­ствие запаздывания показаний прибора из-за наличия капилля­ра и изменения вязкости воздуха. Эти ошибки не превышают 0,5 м/с и практического значения не имеют.

Инструментальные ошибки вариометра такие же, как и у указателя скорости, и практически не учитываются. Допусти­мые ошибки при температуре 15° С равны 0,3 м/с на нулевом делении шкалы и 1 м/с на остальных делениях. При темпера­туре от +50 до —45° С ошибки могут возрастать в 1,5 раза.

Работа с вариометром. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Стрел­ка должна стоять на нуле. Если она отклонена от нулевого по­ложения больше, чем на одно деление, прибор следует прове­рить в лаборатории, если меньше, то надо установить стрелку на нуль. Для этого нужно отвернуть юстировочный винт, повер­нуть стрелку, нажать на винт и завернуть его.

При отказе указателя скорости с помощью вариометра можно поддерживать определенную скорость полета. Если стрелка отклоняется вверх, значит скорость полета уменьшает­ся, если стрелка отклоняется вниз, скорость полета увеличи­вается.