logo
АиРЭО_Як18Т

5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств

Включение генератора ГСР-3000М. Генератор Э1 подклю­чении к разъему Э18 аэродромного источника питания заго­рается сигнальная лампа «Аэродромное питание» Э5, и сраба­тывает реле Э10, которое контактами 1 и 2 размыкает цепь включения генератора Э1 (рис. 86). При установке переключа­теля Э17 «Аккум.— Аэр. пит.» в положение «Аэр. пит.» полу­чает питание обмотка контактора Э7. Напряжение от аэродром­ного источника питания поступает на шины электрощитка пи­тания и приборной доски.

Для отключения аэродромного источника питания от борто­вой сети необходимо выключить все потребители, установить переключатель Э17 в положение «Выкл.» и отсоединить вилку разъема источника аэродромного питания от разъема Э18. Од­новременное включение аэродромного питания и бортовых ис­точников на самолете невозможно.

Включение бортовой аккумуляторной батареи. Для под­ключения бортовой аккумуляторной батареи 20НКБН-25 Э4 необходимо установить переключатель Э17 в положение «Ак­кум.». При этом срабатывает контактор Э6 и подключает акку­муляторную батарею Э4 к шинам электрощитка питания и при­борной доски. После подключения аккумуляторной батареи к бортовой сети самолета на приборной доске загорается сиг­нальная лампа С44 «Отказ генератора».

Рис.86. Принципиальная схема источников постоянного тока

Включение генератора ГСР-3000М. Генератор Э1 подклю­чается к бортовой сети самолета с помощью выключателя Э19. Подключение генератора возможно только при отключен­ном разъеме аэродромного источника, так как в этом случае контакты 2—1 реле Э10 замкнуты. Обмотка возбуждения гене­ратора получает питание от цепи: клемма «+» генератора Э1, клемма Б, угольный столб и клемма А регулятора напряжения Э2, контакты 4—3 контактора КР автомата защиты Э20, клем­ма Ш генератора Э1.

Генератор к бортовой сети подключается контактором III дифференциального минимального реле ДМР-200Д Э9. При включении выключателя Э19-напряжение на клемму «+» реле Э9 подается по цепи: клемма «+» генератора Э1, контакты 7—8 контактора КР и 4—5 реле Р2 автомата защиты Э20, контакты 1 и 2 реле Э10, выключатель Э19, клемма В реле 39. При подаче напряжения на клемму В ДМР-200Д (Э9) сраба­тывает реле I и своими контактами включает обмотку поляри­зованного реле II, а также подготавливает для включения цепь обмотки контактора II реле Э9.

Поляризованное реле II срабатывает, когда напряжение ге­нератора превысит напряжение аккумулятора на 0,3—0,7 В и своими контактами включает контактор III реле Э9. Контактор срабатывает, подключая генератор к бортсети через электро­щиток питания по цепи: клемма «+» генератора Э1, предохра-

нитель Э37, трансформатор Э34, клемма ГЕН, контакты кон­тактора III, клемма «Сеть» реле Э9 и шина электрощитка пи­тания. Кроме того, напряжение через контакты контактора III и клемму С реле Э9 поступает на обмотку реле Э8. Реле Э8 срабатывает и контактами 1 и 2 отключает клемму Б реле Э9 от бортовой сети самолета; контактами 23 подключает клем­му Б к клемме «+» генератора, контактами 4—5 размыкает цепь питания сигнальной' лампы С44 «Отказ генератора». Ток нагрузки аккумуляторной батареи Э4 и аэродромного источни­ка питания контролируется по вольтамперметру ВА-3 Э14 установленному на приборной доске.

Параллельная работа источников постоянного тока. Гене­ратор и аккумуляторная батарея работают параллельно на об-щую сеть. Для обеспечения этого служит следующая аппара­тура: угольный регулятор напряжения Э2, трансформатор Э34, дифференциальное минимальное реле Э9. Постоянство выходно­го напряжения генератора поддерживается регулятором напря­жения Э2 путем изменения тока в обмотке возбуждения гене­ратора. Необходимый уровень напряжения генератора устанав­ливается выносным сопротивлением ВС-25Б, расположенным на регуляторе.

Аварийное отключение генератора. Для защиты самолетной сети постоянного тока от аварийного повышения напряжения, связанного с перевозбуждением генератора и выходом из строя угольного регулятора Р-25АМ, установлен автомат защиты АЗП-1МБ Э20. Реле замедленного действия автомата Э20 сле­дит за значением и длительностью повышенного напряжения на обмотке возбуждения генератора. При повышении напряжения на обмотке возбуждения до 26—28 В реле Р1, в котором при­менен воздушный демпфер, связанный с якорной системой реле, срабатывает с определенной выдержкой времени. Реле Р1 не срабатывает при мгновенных повышениях напряжения, возни­кающих на генераторе в переходных режимах.

После включения реле Р1 срабатывает реле Р3 и контакта­ми 23 подает напряжение на обмотку кнопочного контакто­ра КР. Контактор КР срабатывает и своими контактами 34 размыкает цепь шунтовой обмотки генератора (включая допол­нительное сопротивление R5 в эту цепь для гашения магнитно­го поля обмотки возбуждения), контактами 7—8 контактора КР размыкает цепь подключения генератора к бортсети само­лета. После срабатывания контактора КР напряжение с его обмотки снимается, однако его контакты в исходное положение не возвращаются, так как контактор встал на механическую защелку. Вернуть контакты в исходное положение и тем самым включить генератор можно только на земле, нажав кнопку контактора.

Дифференциальное минимальное реле Э9, кроме подключе­ния генератора к бортсети, производит также отключение его

при обратном токе 10—15 А и при обрыве генераторной линии электропитания. При превышении напряжения сети под напря­жением генератора по сериесному витку поляризованного реле II потечет ток обратного направления. При достижении опреде­ленного значения тока реле П срабатывает и своими контак­тами размыкает цепь литания обмотки контактора III, который отключает генератор от бортовой сети.

При обрыве генераторной линии напряжение на генераторе возрастает вследствие сброса нагрузки. В результате по шунто-вой обмотке реле П потечет ток обратного направления. Кон­такты реле П разомкнутся и отключат контактор III.