8. Аппаратура посадки «Ось-1»
Назначение, состав и основные характеристики. Бортовое оборудование «Ось-1» (рис. 125) предназначено для обеспечения захода самолетов па посадку по системам СП-50 и ILS. Аппаратура «Ось-1» является радиотехническим средством, состоящим из комплекта УКВ приемников, осуществляющих преобразования ВЧ сигналов наземных радиомаяков в сигналы постоянного тока, несущие информацию об отклонении самолета от линии курса и глиссады и пролета маркерных радиомаяков.
В комплект аппаратуры посадки «Ось-1» входят: курсовой КРП-69, глиссадным ГРП-66, маркерный МРП-66 приемники, пульт управления, блок встроенного контроля БВК-69, курсовая, глиссадная и маркерная антенны, указатель ПСП-48, табло сигнализации.
Блоки приемников КРП-69, ГРП-66, МРП-66 и блок встроенного контроля БВК-69 установлены в багажном отсеке между
Рис. 123. Комплект «Ось-1»:
1 — маркерный приемник МРП-66: 2 — пульт управления; 7 — курсовой приемник КРП-69; 4 — блок встроенного контроля БВК-69; 5 — глиссадный радиоприемник ГРП-66: о — указатель ПСП-48
Рис. 120. Структурная схема аппаратуры «Ось-1»
шпангоутами № 11 и 12, пульт управления — на центральном пульте, указатель ПСП-48 — на центральной панели приборной доски. Курсовая и глиссадиая антенны установлены на киле, маркерная антенна — в фюзеляже между шпангоутами № 15 и 16. Размещение комплекта аппаратуры «Ось-1» показано на рис. 126.
Основные технические данные аппаратуры «Ось-1»
Курсовой радиоприемник КРП-69
Диапазон частот, МГц 108,1—111,9
Чувствительность приемника, мкВ . . . 10
Напряжение питания, В 27±10%
Потребляемая мощность от сети постоян ного тока, Вт, не более 19
Масса приемника, кг 3,45
Глиссадный радиоприемник ГРП-66
Диапазон частот, МГц* 329,3-335
Чувствительность приемника, мкВ, не хуже 20
Напряжение питания, В 27±10%
Потребляемая мощность, Вт ... 6,5
Масса приемника, кг 2,17
Маркерный радиоприемник МРП-66
Фиксированная частота, МГц . ... 75 Чувствительность приемника, мкВ:
в режиме «Посадка» 1000±400
» » «Маршрут» 30—150
Частота модуляции, Гц 400; 1300; 3000
Напряжение питания, В 27±10%
Потребляемая мощность, Вт .... 5
Масса приемника, кг 1,48
Блок встроенного контроля БВК-69
Частоты контроля курсового канала, МГц 110,1 и 110,3
» » глиссадного » » 334,4 и 335
» маркерного » » 75
Напряжение питания, В 27±10%
Потребляемая мощность, Вт .... 3,5
Масса блока БВК-69, кг 1,45
* При работе по системе СП-50 используются 17 частот (три из них повторяются); при работе по системе ILS используются все 20 частот.
Дальность действия аппаратуры «Ось-1»:
в режиме работы по курсовому маяку не менее 70 км в направлении захода на посадку и в пределах сектора шириной 20° с центром на линии заданного курса при высотах полета, Определяемых углом места 7° над плоскостью установки маяка;
в режиме работы по глиссадному маяку не менее 18 км в секторах по 8° с каждой стороны линии глиссады, ограниченных по высоте углом над горизонтом, равным 0,3 угла глиссады, и углом над глиссадой снижения, равным 0,7 угла глиссады, при полете самолета на маяк.
Принцип работы аппаратуры «Ось-1» заключается в следующем (см. рис. 126). Высокочастотные сигналы наземного радиооборудования принимаются самолетными антеннами и поступают соответственно на вход приемников КРП-69, ГРП-66 и МРП-66. В курсовом приемнике на входе стоит фильтр нижних частот, который обеспечивает подавление сигнала УКВ связных радиостанций, работающих на близлежащих каналах. В курсовом приемнике происходит тройное преобразование частоты высокочастотного сигнала (блок ВЧ). Сигнал первого гетеродина с входным сигналом образуют сигнал первой промежуточной частоты, равной 30 МГц. Перекрытие диапазона частот 20 каналов приемника обеспечивается первым гетеродином с помощью четырех кварцев. Сигнал второго гетеродина с сигналом первой промежуточной частоты образует вторую промежуточную частоту, равную 4,7 МГц. Во втором гетеродине
пять кварцев делят рабочий диапазон частот приемника на 20 каналов. Сигнал третьего гетеродина со второй промежуточной частотой образует третью промежуточную частоту, равную 500 кГц. Третий гетеродин работает на одном кварце, он обеспечивает полосу пропускания приемника и избирательность по соседнему каналу. Продетектированный сигнал поступает на вход блока НЧ при работе по системе ILS и в блок НЧ курсовой - при работе по системе СП-50.
Режим работы задается с пульта управления с помощью переключателя «ILS-СП-50». При этом с помощью реле к выходу детектора блока ВЧ подключается соответствующий блок НЧ, а выход последнего также с помощью реле подключается к детекторной системе или курсовой стрелке индикатора.
Глиссадный приемник автоматически настраивается на частоту курсового маяка. В глиссадном приемнике происходит двойное преобразование частоты. Сигнал первого гетеродина с входным сигналов образует первую промежуточную частоту 55 МГц. Перекрытие диапазона частот 20 каналов приемника обеспечивается десятью кварцами в первом гетеродине. Сигнал второго гетеродина с первой промежуточной частотой образует вторую промежуточную частоту, равную 6,3 МГц. В гетеродине два кварца, которые делят рабочий диапазон частот на 20 каналов. С блока ВЧ на блок НЧ поступает суммарный сигнал частот 90 и 150 Гц. Разделение сигнала происходит в фильтрах, настроенных на частоты 90 и 150 Гц. Затем эти частоты преобразуются в постоянный ток, который подается на индикатор,
В маркерном приемнике происходит одно преобразование частоты в блоке ВЧ. Сигнал гетеродина с входным сигналом образует сигнал промежуточной частоты 6,3 МГц, который после усиления и детектирования поступает на блок НЧ. В зависимости от частоты (400, 1300 и 3000 Гц) сигнал поступает на один из трех каналов селекции, где преобразуется в постоянное напряжение, включающее лампу на табло. Одновременно с поступлением сигнала в каналы селекции сигнал с фильтра поступает на телефонный усилитель и, усиленный до необходимой мощности, поступает на телефоны пилота.
Блок встроенного контроля служит для проверки работоспособности аппаратуры «Ось-1». Сигналы с блока БВК-69 поступают на входы приемников КРП-69, ГПР-66 и МРП-66. Управление блоком БВК-69 осуществляется с помощью напряжения бортсети 27 В, коммутируемого кнопками Кн1 — Кн3, которые находятся на передней панели блока БВК-69 и на блоке управления, а также переключателем «СП-50—ILS» на блоке управления. В блоке маркера и курса низкочастотными генераторами вырабатываются сигналы с частотами 400, 1300 и 3000 Гц. Все генераторы заперты напряжением 27 В. При нажатии любой из кнопок Кн1 — Кн3 запирающее напряжение снимается с соответствующего генератора и сигнал генератора
Рис. 127. Пульт управления «Ось-1»
подается па модулятор, в котором осуществляется модуляция сигнала маркерного гетеродина, работающего на частоте 75 МГц. В том же блоке имитируется сложный сигнал, которым осуществляется модуляция курсового гетеродина в режиме «СП-50». Сигналы «Влево», «Зона», «Вправо» выдаются при нажатии кнопок Кн1—Кн3.
В глиссадном блоке имитируются сигналы частот 90 И 150 Гц с равной амплитудой и с небольшим превышением амплитуды сигнала 90 Гц, а также с превышением амплитуды сигнала 150 Гц. В системе «СП-50» этим (суммарным) сигналом моделируется сигнал глиссадного гетеродина.
Блок гетеродинов состоит из трех каналов: маркерного, курсового и глиссадного, каждый из которых включает в свой состав одинаковые по схемному решению каскады автогенератора и модулируемый. В выходных каскадах имеются резонансные контуры, настроенные в маркерном канале на частоту 75 МГц, в курсовом - на 110,3 и 110,1 МГц и в глиссадном — на 335,0 и 334,4 МГц. Частота гетеродинов в курсовом и глис-садном канале устанавливается в блоке управления.
Работа с аппаратурой Ось-1. На самолете Як-18Т установлена бортовая аппаратура Ось-1, которая предназначена для выполнения посадки самолета с использованием системы СП-50. Для включения аппаратуры необходимо включить автомат защиты сети с надписью «Ось». Время готовности аппаратуры к работе 5 мин.
Порядок проверки аппаратуры при помощи блока встроенного контроля перед полетом следующий: включить автомат защиты сети «Ось»;
на пульте управления (рис. 127) переключатель курсовых частот установить в положение «110,3 МГц»;
нажать левую кнопку «Контроль». При этом должны закрыться курсовой и глиссадный бленкеры, стрелка курса должна отклониться влево и занять положение между 3 и 5 точками, а стрелка глиссады соответственно между 3 и 5 точками вверх. На световом табло должна загореться сигнальная лампа «Маркер»;
нажать среднюю кнопку «Контроль». Стрелки курса и глиссады должны находиться в пределах белого кружка, бленкеры закрыты, а на световом табло приборной доски должна гореть сигнальная лампа «Маркер»;
нажать правую кнопку «Контроль». При этом стрелки курса и глиссады должны отклониться вправо, вниз и занять положение между 3 и 5 точками, бленкеры должны быть закрыты,
а на световом табло должна гореть сигнальная лампа «Маркер».
При работе с аппаратурой в полете необходимо включить автомат защиты сети «Ось-1» за 30 мин до посадки самолета. Переключатель курсовых частот па пульте управления установить в положение «110,3 МГц» и проверить аппаратуру при помощи блока встроенного контроля. Убедившись в исправной работе, переключателем курсовых частот на пульте управления установить частоту курсового маяка аэродрома посадки.
При входе самолета в зону действия курсового и глиссад-ного радиомаяков «СП-50» бленкеры закрываются. Курсовая (вертикальная) и глиссадная (горизонтальная) стрелки индикатора указывают местоположение равносигнальных зон курсового и глиссадного радиомаяков относительно самолета. При заходе на посадку пилот должен удерживать стрелки индикатора в нулевом положении. При отклонении самолета от посадочного курса или глиссады снижения курсовая или глиссадная стрелка прибора ПСП-48 соответственно отклоняется от нулевого положения.
Если самолет окажется правее или левее равносигнальной курсовой зоны, то курсовая вертикальная стрелка прибора ПСП-48 отклонится соответственно влево или вправо, т. е. покажет, куда следует довернуть самолет. Если самолет окажется ниже или выше глиссады снижения, глиссадная стрелка прибора ПСП-48 отклонится соответственно вверх или вниз. При пролете маркерных радиомаяков срабатывают звуковая и световая сигнализации. Выключение аппаратуры производится автоматом защиты сети «Ось».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если частота посадочного курсового маяка совпадает с одной из частот встроенного контроля 110,1 или 110,3 МГц, проверку аппаратуры от блока встроенного контроля следует производить только на частоте, отличной от частоты посадочного маяка.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета