13. Курсовая система гмк-1а
Назначение и принцип действия. Курсовая система ГМК-1А представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств (магнитных, гироскопических и астрономических), позволяющих определить курс самолета, а при совместной работе с автоматическим радиокомпасом выдать магнитные (или истинные) пеленги и курсовые углы радиостанции и самолета. В зависимости от решаемых задач и условий полета система может работать в одном из трех режимов: гирокомпаса ГПК, магнитной коррекции МК, астрономической коррекции АК (режим АК на самолете Як-18Т не используется).
Основным режимом работы курсовой системы является режим гирополукомпаса, при котором система выдает ортодро-мический курс самолета, который контролируется и периодически корректируется по сигналам от магнитного корректора индукционного датчика ИД-3.
Курсовая система ГМК-1А основана на использовании свойств гироскопа с тремя степенями свободы, а также свойств
Рис. 37. Курсовая система ГМК-1:
1 — коррекционный механизм КМ-8; 2 — автомат согласования аС-1; 3 — пульт управления ПУ-26; 4 — пгроагрегат ГА-6; 5 — указатель УГР-4УК; 6 — индукционный дат-
чик ИД - 3
чувствительного элемента индукционного датчика ИД-3, которые позволяют определять магнитный курс относительно плоскости магнитного меридиана.
В комплект курсовой системы ГМК-1А (рис. 37) входят: индукционный датчик ИД-3, коррекцнонный механизм КМ-8, гироагрегат ГА-6, пульт управления ПУ-26, автомат согласования АС-1 и указатель АГР-4УК. Кроме того, в комплекте курсовой системы используется выключатель коррекции ВК-53РШ, который является гироскопическим измерителем угловой скорости разворота самолета и служит для отключения цепей коррекции гироскопических приборов при выполнении самолетом разворотов и виражей. Выключение коррекции происходит при угловой скорости, превышающей 0,1—0,3 град/с.
Рис. 38. Индукционный датчик ИД-3.
Индукционный датчик ИД-3 (р.пс. 38) предназначен для определения магнитного курса самолета, необходимого для корректировки гироскопического курса, снимаемого с гироагрегата ГА-6. Он установлен на правой ОЧК между нервюрами № 9 и 10. Индукционный датчик состоит из следующих основных узлов: карданного подвеса, поплавка, чувствительного элемента и корпуса с крышкой. Карданный подвес датчика позволяет сохранить горизонтальное положение чувствительного элемента при наклонах корпуса в любую сторону на 15°. Чувствительный элемент датчика ИД-3 состоит из трех магнитных зондов 10, закрепленных на платформе под углом 60°, образуя так называемый индуктивный треугольник (рис. 39), Каждый магнитный зонд состоит
Рис. 39. Устройство индукционного датчика ИД-3: / — крышка; 2 — компенсационная камера; 3 — девиационный прибор; 4 — стойка; 5 — кольцо; 6 — разъем; 7 — платформа; 5 — жгут; 9 — груз; 10 — зонд; 11 — подвеска; 12~— корпус; 13— основание
из двух параллельно расположенных сердечников, выполненных из пермаллоя. Сердечники имеют две обмотки: намагничивающую и сигнальную. Обмотки намагничивания всех трех зондов соединены последовательно и питаются переменным током напряжением 1,5 В с частотой 400 Гц.
Сигнальные обмотки охватывают оба сердечника, соединены звездой и тремя проводами электрически связаны со статорны-ми обмотками сельсин-приемника коррекционного механизма КМ-8. Для крепления датчика к самолету в основании его сделаны три овальных отверстия, позволяющих устранять установочные ошибки в пределах ±20°. Сверху на крышке расположен девиационный прибор, предназначенный для уменьшения полукруговой девиации. Прибор состоит из двух продольных и двух поперечных валиков с заделанными в них магнитами. Поперечные валики уменьшают девиацию в направлении «Север — Юг», продольные — в направлении «Запад — Восток».
Принцип работы чувствительного элемента индукционного датчика заключается в следующем. Если магнитный зонд поместить в магнитное поле земли с напряженностью горизонталь-
ной составляющей Н3, то в сердечниках произойдет концентрация земного магнитного поля и возникнет постоянный магнитный поток Ф3, пропорциональный магнитной проницаемости материала сердечников.
Переменный ток с частотой f, протекающий по намагничивающей обмотке 2 (рис. 40), периодически намагничивает сердечник и изменяет магнитную проницаемость. При максимальных значениях намагничивающего тока происходит насыщение сердечников, резко уменьшается их магнитная проницаемость и, следовательно, уменьшается в сердечниках магнитный поток Ф3. При уменьшении намагничивающего тока и прохождении его через нулевые значения, магнитная проницаемость сердечников увеличивается и достигает максимального значения. При этом магнитный поток Ф3 становится максимальным.
Таким образом, постоянный магнитный поток в сердечниках преобразуется в переменный пульсирующий и по закону электромагнитной индукции в сигнальных обмотках возникает э.д.с., зависящая от угла, заключенного между направлением продольной оси зонда и направлением горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. За один период изменения намагничивающего тока дважды изменяется магнитная проницаемость сердечников (магнитный поток). Таким образом, если намагничивающий ток изменяется с частотой f, то магнитный поток Ф3 в сердечниках изменится с двойной частотой 2f и наведет в сигнальных обмотках э.д.с. с частотой 2f.
Рис. 40. Схема магнитного зонда индукционного датчика ИД-3 и диаграмма напряжений в сигнальной обмотке
магнитного зонда:
1 — пермаллоевые стержни; 2 —
намагничивающая обмотка; 3 —
сигнальная обмотка
Намагничивающие обмотки соединены так, что при питании их переменным током в сердечниках создаются встречные переменные магнитные потоки Ф, направленные навстречу друг другу. Эти потоки взаимно компенсируются и не наводят э.д.с. в сигнальных обмотках. Намагничивающие обмотки нужны только для преобразования постоянного магнитного поля Земли в сердечниках в переменное пульсирующее магнитное поле. Если ось сердечников совпадает с направлением магнитного поля Земли, то э.д.с. максимальная, если ось пер-лендикулярна к направлению магнитного поля, то э.д.с. равна нулю.
Коррекционный механизм КМ-8 (см. рис. 37), расположенный на правой панели приборной доски,
Рис. 41. Схема коррекционного механизма
предназначен для связи индукционного датчика ИД-3 с гироагрегатом ГА-6, устранения четвертной девиации и инструментальных погрешностей с помощью лекального устройства, ввода магнитного склонения, приведения в полете магнитного курса к ортодромическому, осуществления контроля и коммутации электрических цепей при проверке контрольных узлов, указания магнитного курса.
•Принципиальная схема коррекционшого механизма представлена на рис. 41. Она состоит из следующих частей: узла отработки магнитного курса, в который входят сельсин-прием-ник М2, усилитель и отрабатывающий двигатель М1; узла контроля, в который входят реле Р1, Р2, Р3 и Р4; узла связи кор-рекцнонного механизма с гироагрегатом, которая осуществляется сельсином М3.
Усилитель служит для усиления и преобразования сигналов с частотой 800 Гц, поступающих от индукционного датчика, до мощности, необходимой для подачи на управляющие обмотки двигателя М1. Усилитель состоит из избирательного усилителя, делителя частоты и усилителя -мощности. Собран на транзисторах ПП1, ПП2, ППЗ, ПП4, ПП5, ПП6 типа МП15, ПП7 и ПП8 типа МП-24Г. Для устранения четвертной девиации и инструментальной погрешности в корпусе коррекционного механизма помещается лекальное устройство.
На лицевой части прибора находятся две шкалы: внешняя и внутренняя. Отсчет магнитного курса производится по внеш-
ней шкале с помощью стрелки. Шкала имеет градуировку от 0 до 360° с оцифровкой через 30°, цена делания 2°.
В коррекционном механизме КМ-8 предусмотрена возможность ввода угла условного магнитного склонения в пределах ±180°, что позволяет приводить магнитный курс к ортодроми-ческому, а при необходимости вводить поправки на магнитное склонение. Для этой цели с помощью кремальеры поворачивается отметчик, который показывает вводимый угол магнитного склонения относительно неподвижной внутренней шкалы. В коррекционном механизме имеется схема контроля, которая обеспечивает выдачу контрольных углов 0±10° и 300±10° при проверке курсовой системы на работоспособность перед полетом.
Гироагрегат ГА-6 (см. рис. 37) предназначен для осреднения показаний магнитного курса, снимаемого с индукционного датчика ИД-3 в режиме МК, выдачи гироскопического курса в режиме ГПК, определения углов разворота самолета, для дистанционной выдачи магнитного и гироскопического курса и углов отклонения от него на указатель УГР-4УК.
Принцип действия гироагрегата ГА-6 основан на свойстве гироскопа с тремя степенями свободы, у которого главная ось вращения расположена горизонтально и стремится сохранить свое направление в пространстве (в азимуте) постоянным.
Электрическая схема гироагрегата ГА-6 показана на рис. 42. В качестве гиромотора М1 используется асинхронный трехфазный двигатель переменного тока ГМВ-524. Частота вращения ротора гиромотора 22000—23000 об/мин. Для уменьшения трения на горизонтальной оси гироскопа применены вращающиеся подшипники, вращение которых осуществляется двигателями М2 и М3 типа ДИД-0,1ТА. Изменение направления вращения двигателей М2 и М3 осуществляется узлом реверса, состоящим из микропереключателей В2, В3 и реле Р3 и Р4. Стабилизация оси вращения гиромотора в вертикальной плоскости осуществляется с помощью маятникового жидкостного переключателя В1 и мотора-корректора М4 (рис. 43).
Жидкостный переключатель — это медный сосуд, заполнен-ный токопроводящей жидкостью (рис. 44). В верхней части сосуда имеется воздушный пузырек. В основании сосуда закреплены две пары контактов, из которых одна пара не используется. Жидкостный маятниковый переключатель является чувствительным элементом системы горизонтальной коррекции. Он укреплен в нижней части гиромотора.
Мотор-корректор представляет собой двухфазный реверсивный асинхронный электродвигатель, работающий в режиме короткого замыкания и являющийся исполнительным элементом. Ротор мотора-корректора укреплен на внешней карданной раме, а статор — на корпусе прибора.
Принцип работы системы горизонтальной коррекции заключается в следующем. Когда главная ось горизонтальна, жидко-
Рис. 42. Схема гироагрегата ГА-6
стный переключатель тоже горизонтален. Пузырек воздуха находится в центре. Токопроводящая жидкость равномерно перекрывает контакты. По управляющим обмоткам мотора-корректора протекают одинаковые по амллитуде, но противоположные по направлению токи. Результирующий момент мотора-корректора равен нулю.
При отклонении главной оси гироскопа (из-за трения и не-сбаланса трех осей гироскопа и т. д.) от горизонтального положения один контакт закроется полностью, например, такопроводящей жидкостью, а другой — пузырьком воздуха. При этом электрические сопротивления контактов станут неодинаковыми, и по управляющим обмоткам пойдут токи различной амплитуды. Возникает момент мотора-корректора, который вызывает прецессию гироскопа, главная ось которого возвращается в горизонтальное положение.
Для компенсации «кажущегося ухода» гироскопа в режиме ГПК, обусловленного суточным вращением Земли, т. е. для устранения так называемой широтной погрешности в гироагрегате имеется система азимутальной коррекции, состоящая из мосто-
вого датчика сигналов, азимутального мотор-корректора М5 и термокомпенсатора (рис. 45).
Рис. 43- Схема горизонтальной коррекции:
1 — обмотка возбуждения; 2—управляю-ющие обмотки; 3 — исполнительный элемент; 4 — чувствительный элемент; 5 — контакты; 6 — пузырек воздуха; 7 — токо-проводящая жидкость; 8 — гиромотор; Н — начало обмотки; К — конец обмотки
Мостовой датчик предназначен для выдачи сигналов напряжения в управляющую обмотку азимутального мотора-корректора и расположен в пульте управления ПУ-26. Одна из диагоналей измерительного моста питается переменным током напряжением 36 В с частотой 400 Гц, а вторая диагональ подсоединена к концам управляющей обмотки азимутального мотор-корректора. Мостовой датчик имеет четыре переменных резистора, из которых два называют потенциометрами — широтный 2 и поправочный 9 а два других реостатами — регулировочный 4 и подстроечный 1.
Широтный потенциометр служит для подачи сигналов напряжения на управляющую обмотку в зависимости от широты ме-ста, поправочный потенциометр — для подачи дополнительного напряжения на управляющую обмотку азимутального мотор-корректора при разбалансировке гироскопа в процессе эксплуатации. Регулировочный реостат служит для регулировки напряжения, подаваемого на измерительный мост переменного тока, подстроечный реостат — для окончательной балансировки измерительного моста при установке шкалы широт на отметку 0.
Рис. 44. Жидкостный переключатель
Рис- 45. Схема широтной коррекции:
/ — мостовой датчик сигналов; // — двигатель азимутальной коррекции; /// — термокомпенсатор; 1 — подстроечный реостат; 2 — широтный потенциометр; 3 и 10 — движки потенциометров; 4—регулировочный реостат; 5 — терми-стор; 6 — управляющая обмотка; 7 — обмотка возбуждения; 8 — сопротивление шунта; 9 — попра.вочный потенциометр
Температурная стабилизация момента (а следовательно, и скорости прецессии), создаваемого мотор-корректором М5 при работе его в различных температурных условиях, осуществляется терморезисторами R3 и R6 (см. рис. 42), включенными в цепи обмоток управления и возбуждения мотора-корректора, параллельно резисторам R2 и R5 соответственно.
Рис. 46. Пульт управления ПУ-26:
/ — лампы подсвета; 2 — переключатель широты; 3 — лампа «Завал ГА» ; 4 — ручка широтного потенциометра; 5 — шкала широт; 6 --переключатель режимов работы; 7 — переключатель 3К; 8 — переключатель «Контроль»
Принцип работы азимутальной коррекции заключается в следующем. При установке на пульте управления ПУ-26 ручки широтного потенциометра на нужную широту напряжение с шпротного потенциометра, пропорциональное «кажущемуся уходу» гироскопа на данной широте, поступает па управляющую обмотку азимутального мотора-корректора, ротор которого укреплен на горизонтальной оси гироагрегата ГА-6. При этом мотор-корректор начнет работать и создаст момент, который вызовет прецессию гироскопа в нужном направлении и с необходимой скоростью. Прецессия гироскопа скомпенсирует «кажущийся уход» гироскопа, вызванный наличием вращения Земли.
Узел быстрого согласования состоит из сельсин-датчика и электродвигателя ДИД-0,5ТА с редуктором. Однофазная роторная обмотка сельсин-датчика крепится на оси карданной рамы, а трехфазная статарная обмотка — на корпусе гироагрегата. Узел быстрого согласования работает только при нажатии влево и вправо переключателя задатчика курса ЗК, расположенного на пульте управления ПУ-26. В остальное время узел согласования не работает, так как управляющий сигнал на ДИД-0,5ТА не поступает. Резисторы R7, R8 и R10 являются ограничивающими в цепи мотора М5 и обеспечивают необходимую прецессию гироскопа гироагрегата.
Режим работы гироагрегата определяется состоянием реле Р1 и Р2, срабатывающих от командных сигналов +27 В, поступающих из курсовой системы. В режиме быстрого согласования сельсина М7 по курсу используется двигатель М6 (ДИД-0,5ТА). Конденсаторы С1 и С2 задают необходимый сдвиг фазы напряжения на управляющих обмотках двигателя М6 при его работе от усилителя автомата согласования. Сигнал курса выдается указателю с сельсина М7.
Гироагрегат ГА-6 состоит из следующих узлов: корпуса прибора, гироузла, горизонтальной и азимутальной коррекции и узла быстрого согласования. Для предохранения деталей прибора от воздействия коррозии, контактных пар от окисления и подгорания, а также для улучшения условий работы гиромо-тора корпус прибора закрывается герметично.
Пульт управления ПУ-26 (рис. 46) предназначен для выбора режима работы: магнитной коррекции МК, гирополукомпаса ГПК, астроксррекции АК; ввода широтной коррекции в гироскоп (вследствие суточного вращения Земли) как в северном, так и в южном полушариях; компенсации уходов гироскопа в азимуте от его несбалансированности; установки шкалы указателя на заданный курс в режиме гирополукомпаса; включения быстрого согласования в режиме магнитной коррекции; контроля работы системы в полете и на земле; контроля завала гироскопа гироагрегата.
Пульт управления ПУ-26 имеет встроенный красный подсвет. На лицевую панель пульта выведены:
переключатель режимов 6 (МК, ГПК, АК);
переключатель 2 широтной коррекции. При полете в северном полушарии он должен быть установлен на отметку «Сев.», при полете в южном полушарии — на отметку «Южн.»;
переключатель ЗК 7, предназначенный для быстрого согласования по магнитному курсу (выполняет функции кнопки быстрого согласования) в режиме МК и установки шкал указателей на заданный курс (выполняет функции задатчика курса) в режиме ГПК;
переключатель «Контр.» 8 для проверки работоспособности курсовой системы в режиме МК;
шкала 5 и ручка 4 широтного потенциометра для ввода широтной коррекции в гироскоп;
два ламподержателя 1 с лампами СМК-37 для подсветки лицевой панели красным светом;
ламподержатель 3 с лампой СМ-37 и светофильтром с надписью «Завал ГА».
На светопроводе нанесены поясняющие надписи.
Автомат согласования АС-1 (см. рис. 37) предназначен для: обеспечения режима пуска, включения и отключения быстрого согласования при переключении режимов работы системы, отключения коррекции по сигналу, поступающему от выключате-
Рис. 47. Указатель УГР-4УК
ля коррекции, усиления сигналов в следящей системе сель-син-датчик гироагрегата — сельсин-приемник коррекцион-ного механизма. Автомат согласования состоит из корпуса, на котором укреплены две платы, закрытые кожухом. На одной плате смонтирован усилитель, собраный на полупроводниковых триодах, на другой — блок реле времени.
Указатель УГР-4УК (см. рис. 37) предназначен для отсчета курса самолета, углов разворота, пеленгов и курсовых углов радиостанции.
Рис. 48. Структурная схема курсовой системы ГМК-1А
В корпусе (рис. 47) закреплен статор сельсин-приемника, ротор которого и шкала курса установлены на курсовой оси. Курсовая ось через редуктор связана с отрабатывающим двигателем. Обмотки статора электрически связаны с обмотками статора сельсина-датчика гироагрегата. Сигнал рассогласования с ротора снимается, через коллектор и щетки поступает на вход усилителя, смонтированного в указателе. Отрабатывающий двигатель ДИД-0,5 вращает ось вместе со шкалой курса* до тех пор, пока сигнал рассогласования станет равен нулю. Отсчет курса производится по внутренней шкале против треугольного индекса, нанесенного на неподвижной шкале.
Для запоминания заданного курса в указателе имеется кур-созадатчик, закрепленный на зубчатом колесе, которое фрикци-онно связано с курсовой осью. Для установки курсозадатчика на заданный курс необходимо нажать на кремальеру до упора и повернуть ее.
Усилитель выполнен на полупроводниковых приборах и смонтирован на отдельной плате. Узел дистанционной связи с радиокомпасом состоит из сельсина-приемника БС8-АМ. На оси ротора сельсина укреплена стрелка, с помощью которой по шкале курса отсчитываются пеленги радиостанции и самолета, а по неподвижной шкале — курсовые углы радиостанции.
Структурная схема курсовой системы ГМК-1А показана на рис. 48. В курсовой системе ГМК-1А, как и в большинстве современных дистанционных гиромагнитных компасов, использует-
ся принцип работы курсового гироскопа с индукционным датчиком курса ИД-3. Этот принцип заключается в том, что индукционный датчик выдает сигналы, соответствующие по напряжению и фазе курсу самолета. Сигналы поступают в курсовой гироскоп гироагрегата для определения и стабилизации показаний указателя. Курсовая система ГМК-1А, установленная на самолете Як-18Т, имеет два режима работы, устанавливаемых переключателем на пульте управления: МК и ГПК.
Режим магнитной коррекции. Режим работы курсовой системы, при котором осуществляется непрерывная совместная -работа курсового гироскопа с индукционным датчиком, называется режимом магнитной коррекции. В режиме МК решается задача по определению магнитного курса. Роль магнитного корректора в этом режиме выполняет индукционный датчик ИД-3 с коррекционным механизмом КМ-8. Электрические сигналы магнитного курса, вырабатываемые индукционным датчиком, поступают в коррекционный механизм и затем в гироагрегат. Дистанционная электрическая передача ИД-3 — КМ-8 — ГА-6 обеспечивает непрерывное автоматическое ориентирование курсового гироскопа по магнитному меридиану.
При работе курсовой системы в режиме МК значение магнитного курса воспроизводится указателем курса через цепь последовательных следящих систем, которые состоят из следующих звеньев: ИД-3 —КМ-8; КМ-8 —ГА-6 и ГА-6 — УГР-4УК.
При включении переключателя на пульте управления ПУ-26 в положение МК включается режим магнитной коррекции. Следящая система ИД-3 — КМ-8 работает следующим образом. При повороте индукционного датчика относительно плоскости магнитного меридиана в сигнальных обмотках датчика наводится переменная э. д. с., пропорциональная углу поворота, и следящая система рассогласуется. Напряжение сигнала рассогласования по трем проводам поступает на статарные обмотки сельсин-приемника коррекционного механизма. Токи, протекающие по обмоткам статора, возбуждают в нем переменный магнитный поток, который индуктирует в обмотке ротора сельсин-приемника КМ-8 переменную э.д.с., пропорциональную углу поворота индукционного датчика.
Напряжение сигнала с роторной обмотки сельсин-приемника КМ-8 снимается и подается на вход полупроводникового усилителя, расположенного в коррекционном механизме, где сигнал усиливается и с выхода усилителя поступает на управляющую обмотку электродвигателя ДИД-0,5ТА, который через редуктор поворачивает ротор сельсин-приемника КМ-8 на угол, равный углу поворота индукционного датчика в азимуте. Следящая система индукционный датчик — коррекционный механизм согласуется, и электродвигатель ДИД-0,5ТА останавливается. В этом случае ротор сельсин-приемника КМ-8 займет вполне определенное положение относительно магнитного меридиана. На оси
ротора сельсин-приемника КМ-8 укреплена стрелка, с помощью которой по шкале, расположенной на лицевой части прибора, можно отсчитать ненаправленный магнитный курс, т. е. курс, не учитывающий четвертной девиации и инструментальных погрешностей дистанционных передач.
Таким образом, всякому повороту чувствительного элемента индукционного датчика ИД-3 на какой-либо угол относительно-плоскости магнитного меридиана Земли будет соответствовать, поворот на тот же угол ротора сельсин-приемника коррекцион-ного механизма КМ-8.
Для передачи сигнала курса на гироагрегат ГА-6 в коррек-ционном механизме КМ-8 имеется второй сельсин-приемник, статор которого электрически связан со статором сельсин-датчика гироагрегата. Сельсин-датчик гироагрегата совместно со вторым сельсин-приемником коррекциоиного механизма, электродвигателем ДИД-0,5ТА гироагрегата и усилителем автомата согласования АС-1 образуют следящую систему коррекционный механизм— гироагрегат.
При повороте ротора сельсин-приемника коррекционного ме-ханизма КМ-8 на некоторый угол произойдет рассогласование между сельсин-датчиком гироагрегата и вторым сельсин-приемником коррекционного механизма. При этом сигнал рассогласования снимается с обмотки ротора сельсин-датчика и подается на вход усилителя автомата согласования АС-1, где усиливается. С выхода усилителя он поступает на управляющую обмотку электродвигателя ДИД-0,5ТА, который поворачивает статор сельсин-датчика гироагрегата до тех пор, пока напряжение на обмотке ротора сельсин-приемника КМ-8 не будет равно нулю, т. е. когда статор сельсин-датчика займет определенное (согласованное) положение относительно магнитного меридиана.
Следовательно, следящая система КМ-8 — ГА-6, согласуется и электродвигатель ДИД-0,5ТА останавливается. Статор сельсин-датчика гироагрегата электрически связан со статором сельсин-приемника указателя УГР-4УК. Согласование следящей системы гироагрегат —указатель УГР-4УК происходит аналогично.
Для быстрого согласования системы по магнитному курсу необходимо нажать переключатель «ЗК» на пульте управления ПУ-26 до упора в любую сторону. При этом напряжение + 27 В со второго контакта этого переключателя подается на реле гироагрегата. Реле срабатывает и подключает управляющую обмотку двигателя к выходу усилителя АС-1. При наличии рассогласования в следящей системе двигатель ДИД-0,5ТА будет разворачивать статор сельсин-датчик а с большой скоростью до согласованного положения.
При отпускании переключателя «ЗК» обмотка реле гироагрегата обесточивается и система переходит в режим коррекции по магнитному курсу с нормальной скоростью согласования.
Режим гирополукомпаса. Режим работы курсовой системы, при котором система выдает ортодромический курс самолета, контролируемый по сигналам индукционного датчика, называется режимом гирополукомпаса. Режим ГПК является основным режимом работы курсовой системы. В режиме ГПК решается задача по определению условного или ортодромического курса следования самолета.
Для включения режима ГПК необходимо переключатель режимов работы на пульте управления ПУ-26 (см. рис. 46) установить в положение «ГПК». В режиме ГПК точность выдачи курса курсовым гироскопом гироагрегата (предварительно откорректированным по датчику) зависит от собственного ухода главной оси гироскопа в азимуте и от точности ввода в гироскоп широтных поправок, устанавливаемых в зависимости от широты места полета.
Уход главной оси гироскопа в азимуте (из-за трения, несбалансированности трех осей гироскопа и других факторов) при работе курсовой системы в режиме ГПК в нормальных условиях не должен превышать 1° в течение 30 мин полета. При длительных полетах в режиме ГПК уходы гироскопа накапливаются и могут достичь недопустимых значений, в связи с чем необходима эпизодическая корректировка показаний гироагре-гата.
Для корректировки показаний гироагрегата в курсовой системе используется индукционный датчик ИД-3. Как известно, курсовому гироскопу даже при идеальном сохранении постоянства направления главной оси гироскопа в мировом пространстве свойствен «кажущийся» уход оси гироскопа, вызываемый вращением Земли. Этот «кажущийся» уход оси гироскопа равен вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли и поэтому зависит от широты места. Для устранения погрешностей гироагрегата в курсовой системе предусмотрена широтная коррекция.
При установлении широтного потенциометра (см. рис. 46) на значение широты места напряжение с него, пропорциональное «кажущемуся» уходу гиррскопа на данной широте, поступает на управляющую обмотку азимутального мотора-корректора. В последнем возникает момент силы, который принуждает гироскоп следовать с определенной точностью за вращением Земли.
При выполнении самолетом длительных виражей и разворотов могут возникать ошибки в указателе из-за негоризонтального положения индукционного датчика. Для отключения горизонтальной и азимутальной коррекции при разворотах служит выключатель коррекции ВК-53РШ (см. рис. 35).
Кроме основных режимов, курсовая система имеет вспомогательные режимы: пуска, автоматического согласования и контроля. Режим пуска обеспечивает автоматическое согласование
системы по магнитному (стояночному) курсу независимо от того, в каком положении находится переключатель режимов на пульте управления. В режиме автоматического согласования включается устройство быстрого согласования при установке переключателя режимов из положения «ГПК» в положение «МК». Режим контроля осуществляется в режиме МК и обеспечивает быструю и эффективную проверку курсовой системы как перед полетом, так и во время полета.
Основные технические данные:
курсовая система ГМК-1А питается от бортовой сети постоянного тока напряжением 27±2,7 В и от сети трехфазного тока напряжением 36±1,8 В и частотой 400±8 Гц;
потребляемая мощность по постоянному току 25 Вт, по переменному току 60 В.А;
погрешность выдачи сигналов магнитного курса не более ±1,5°;
погрешность от ухода оси гироскопа гироагрегата ГА-6 в азимуте при его работе в режиме ГПК за 1 ч работы в нормальных условиях не более ±2,5° и в условиях окружающей температуры от —60 до +50° С — не более ±3,5°;
дистанционная погрешность при выдаче углов отклонения в азимуте с сельсин-датчика гироагрегата ГА-6 не более ±0,6°;
погрешность определения курсовых углов радиостанции не более ±2,5°;
время готовности к работе в режиме МК не более 3 мин; в режиме ГПК не более 5 мин.
Проверка работоспособности курсовой системы перед полетом выполняется следующим образом:
включить автоматы защиты сети с надписью «ГМК» и «ПТ-200Ц» на правом злектрощитке;
на пульте управления ПУ-26 (см. рис. 46) переключатель широт «Сев.-Южн.» установить в положение «Сев.» при полете в северных широтах, а широтный потенциометр—на широту исходного пункта маршрута. На коррекциионном механизме КМ-8 отметчик магнитного склонения установить на «0». Через 3 мин с момента включения в режиме МК и через 5 мин в режиме ГПК курсовая система приходит в состояние готовности;
установить переключатель режимов в положение «МК», нажимной переключатель «0—контр.— 300» — в положение «0». Коррекционный механизм КМ-8 и указатель УГР-4УК должны отработать угол рассогласования и установиться на курс 0±10°. Переключатель «0 —контр.— 300» установить в положение «300». Коррекционный механизм КМ-8 и указатель УГР-4УК должны показать 300°±10°. При положении переключателя «0 — контр.— 300» на отметках «0» или «300» должна гореть лампа сигнализации «Завал ГА»;
установить переключатель «0 — контр.— 300» в среднее положение. При этом коррекционный механизм КМ-8 должен отработать угол рассогласования и установиться по магнитному стояночному курсу самолета;
установить переключатель «ЗК» в любое крайнее положение указателя. УГР-4УК должен с большой скоростью отработать угол рассогласования и показать магнитный стояночный курс самолета;
установить переключатель режимов в положение «ГПК», переключатель «ЗК»—в левое крайнее положение. При этом указатель УГР-4УК должен отработать курс в сторону увеличения показаний. Установить переключатель «ЗК» в крайнее правое положение. Указатель УГР-4УК должен отработать курс в сторону уменьшения показаний;
установить переключатель режимов в положение «МК». Произойдет быстрое автоматическое согласование, и указатель УГР-4УК покажет стояночный магнитный курс.
Проверка работоспособности системы ГМК-1А в полете производится в режиме МК путем отработки контрольных курсов «0 и 300°». Для проверки ГМК-1А в режиме ГПК:
установить переключатель режимов в положение «МК»; согласовать систему по магнитному курсу с помощью переключателя «ЗК» на пульте управления;
установить переключатель режимов в положение ГПК и произвести отсчет курса по шкале указателя УГР-4УК; через 30 мин установившегося полета по заданному курсу произвести отсчет курса по шкале указателя. Разность между первым и вторым отсчетом курса не должна превышать ±1,25° при нормальной температуре и ±1,75° при температуре, отличной от нормальной. После выполнения разворотов систему необходимо согласовать по магнитному курсу.
Работа с системой в полете (т. е. установка самолета на курс следования, изменение направления и выполнение полета) производится в соответствии с действующими руководствами и наставлениями. Наиболее рациональный режим работы курсовой системы, обеспечивающий наибольшую точность выдерживания курса на всех этапах полета и полет по наикратчайшему расстоянию — это режим ГПК, который является основным. Режим МК является вспомогательным и служит для периодической корректировки уходов главной оси гироскопа гироагрегата ГА-6 курсовой системы в заранее намеченных точках корекции маршрута.
Магнитный курс читается по внутренней шкале против верхнего двойного треугольного индекса (см. рис. 41). Магнитный пеленг радиостанции МПР — это угол, образованный направлением северного магнитного меридиана места самолета и направлением на радиостанцию; читается по внутренней шкале против острого конца стрелки АРК. Магнитный пеленг самолета МПС — это угол, образованный направлением северного магнитного меридиана места самолета и направлением от радиостанции на самолет; читается по внутренней шкале против тупого конца стрелки АРК.
Курсовой угол радиостанции КУР — это угол, образованный продольной осью самолета и направлением на радиостанцию; читается по внешней шкале против острого конца стрелки АРК. Для выхода самолета на заданный курс необходимо установить с помощью кремальеры стрелку курсозадатчика на нужное деление шкалы и разворотом самолета добиться совмещения стрелки курсозадатчика с треугольным индексом.
Основные неисправности. После включения питания коррек-ционный механизм и указатель УГР-4УК не согласуются по стояночному магнитному курсу. Лампа «Завал ГА» не светится при положении переключателя «0 — контр.— 300» на отметках «0 или 300». Причины могут быть следующие:
перегорели предохранители в цепи питания постоянным током — необходимо их заменить;
перегорели предохранители в цепи питания переменным током — тоже заменить;
при положении переключателя «0 — контр.— 300» на отметке «0» и «300» лампа сигнализатора не светится. Причина: перегорела лампа сигнализатора — надо заменить ее;
не светится лампа подсвета пульта. Причина: перегорела лампа подсвета.
Все неисправности устраняются только на земле.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета