logo
АиРЭО_Як18Т

Основные технические данные

Напряжение питания, В 27±10%

Потребляемый ток, А:

электродвигателем 0,15

двумя лампами 5

Частота проблесков маяка, проблеск/мин . . до 90±13 Максимальная сила света каждой лампы маяка,

кв. св, не менее 1500

Полный угол рассеяния маяка в вертикальной плоскости, град, не менее 15

Сигнальный маяк включается автоматом защиты сети «Ма­як» на правом электрощитке.

Аэронавигационные огни АНО служат для обозначения са­молета в воздухе при ночных полетах и для определения с зем­ли направления полета самолета.

Бортовые аэронавигационные огни БАНО-45 установлены на концах отъемных частей крыла. На левой отъемной части уста­новлен БАНО-45 с красным светофильтром, на правой — с зе­леным. В БАНО-45 применена лампа СМ22-28. Арматура БАНО-45 (рис. 98) состоит из основания 6 с патронодержате-лем 1, резиновой прокладки 5 и светофильтра 3.

Основание имеет кронштейн с резьбой под винт 4 свето­фильтра. В патронодержатель впрессована гильза патрона. Хво­стовой огонь ХС-39 устанавливается на задней кромке руля по­ворота. Лампа ХС-39 (рис. 99) состоит из корпуса 1, двухкон­тактного патрона 2, белого рифле­ного стекла 8 и конусного кольца 6 крепления стекла. Патрон крепится в корпусе винтами 3. Конусное кольцо соединяется с корпусом ар­матуры штыковым затвором с вин­тами 5.

Между торцовой частью кор­пуса и стеклом имеются фибро­вые прокладки 9, обеспечивающие плотное прилегание стекла.

Аэронавигационные огни вклю­чаются автоматом защиты сети «АНО», расположенным на правом электрощитке.

Рис- 98. Арматура БАНО-45:

/ — штыковой патрон; 2 — лампа с зеркальным отражателем; 3 — све­тофильтр; 4 — винт светофильтра; 5 — резиновая прокладка; 6 — осно­вание

Освещение кабины. Приборная доска самолета освещается с по­мощью светильников красного све­та АПМ, СВ и СТ. Светильники АПМ служат для подсвета надпи­сей, выполненных на светопроводе. В АПМ установлена одна лампа СМ-37. Светильники всех щитков

Рис. 99. Хвостовой огонь ХС-39:

1 — корпус; 2 — двухконтакт-тактный штыревой патрон; 3, 4 и 5— винты лампы; 6 — конусное крепление стек­ла; 7 —лампа; 8 — белое ри­фленое стекло; 9 — фибровая прокладка

управления включаются автоматом защиты сети «Освещение основное». Щелевой вертикальный светильник СВ служит для освещения магнитного компаса КИ-13К. В нем применена одна лампа СМ-37.

Светильники СТ предназначены для освещения прибо­ров, щитков управления, панелей пультов и приборных досок. В корпусе светильника крепятся две лампы СМ-37, закрытые красным светофильтром. Схема предусматривает основное и аварийное освещение. При аварийном освещении горят лишь два светильника. Включаются СТ двумя автоматами защиты сети «Освещение основное» (061) и «Авар.» (060), располо­женными на правом электрощитке. В этом случае горят все СТ. Регулировка освещения осуществляется потенциометром «Регулировка освещения», расположенным на правой панели приборной доски (см. рис. 1). Электрическая схема освещения представлена на рис. 100.

Кабина освещается плафоном, который установлен вверху задней части кабины. Для подсвета карты имеется светильник на штанге. Плафон и светильник включаются с помощью пере­ключателя на три положения, расположенного на центральном пульте. Переключатель подключен непосредственно к аккуму­лятору, минуя переключатель «Аккум».

Внутренняя сигнализация. В ее состав входят: сигнализация положения шасси; табло сигнализации; лампы сигнализации «Опасная скорость» и «Отказ ПТ-200».

Рис. 100. Схема освещения

Сигнализация поло­жения шасси состоит из трех ламп с красным свето­фильтром, трех ламп с зеле­ным светофильтром (убранно­го и опущенного положения шасси) и трех ламп внешней сигнализации СМ28-10, уста­новленных в стойках шасси. Лампы внутренней сигнализа­ции установлены на левой па-

нели приборной доски. Фидер сигнализации шасси (см. рис. 96) обеспечивает световую сигнализацию выпущенного и убранного положения шасси, а также световую сигнализацию положения тормозного щитка и триммера руля высоты.

При включенной бортовой сети и выпущенном шасси кон­цевые выключатели С21, С19 и С12 замыкают цепи питания сигнальных ламп С30, С26 и С34 с зеленым светофильтром. При убранном шасси концевые выключатели С20, С18 и С22 замыкают цепи питания сигнальных ламп с красным светофиль­тром С23, С24 и С32. Проверка ламп сигнализации положе­ния шасси осуществляется при нажатии кнопки КП2 с помо­щью реле С46 и С48 при включенном автомате зашиты сети «Сигн. шасси», расположенном на левом электрощнтке. При этом горят все шесть ламп сигнализации.

Лампы внешней сигнализации положения шасси С55, С54 и С53 получают питание через автомат за­щиты сети «Сигн. шасси» С35, нормально разомкнутые контак­ты концевых выключателей С21, С19 и С12 и контакты 23, 56, 89 реле С56. Реле С56 срабатывает при включении ав­томата защиты сети «АНО» С36.

При выпущенном положении тормозного щитка концевой выключатель С78 замыкает контакты и подает напряжение на сигнальную лампу С79 «Щиток выпущ.». При нейтральном по­ложении триммера руля высоты концевой выключатель С38 контактами 34 замыкает цепь сигнальной лампы «Тримм. нейтр.» С16.

При достижении скорости, заданной сигнализатором опас­ной скорости ССА-0,7-2,2, Р25 замыкает свои контакты. При этом питание через нормально замкнутые контакты реле С90 подается на сигнальную лампу «Опасная скорость» Р24. Одно­временно включается звуковая сигнализация. Отключение зву­кового сигнала производится выключателем «Опасная ско­рость» Р27, расположенным на правом электрощитке. Провер­ка ламп сигнализации на табло осуществляется кнопкой КП1 при включении автомата защиты сети «Приборы двигат. и ЭУП».

Сигнализатор «Стружка в двигателе». Фильтр-сигнализатор служит для раннего обнаружения дефектов, свя­занных с износом или разрушением деталей. Он состоит из фильтрующей и сигнализирующей частей. В сигнализатор вхо­дят стойка-контакт, блок пластин, регулировочные кольца, тек­столитовая втулка, металлическая шайба. Весь пакет крепится на стойке при помощи гайки. На стойку-контакт устанавлива­ется наконечник. Блок пластин состоит из 17 латунных пластин, разделенных между собой картонными секторами-изоляторами (по три сектора между пластинами). Секторы-изоляторы кре­пятся к пластинам при помощи эпоксидной смолы.

Фильтр-сигнализатор включен в электрическую сеть посто­янного тока напряжением 27 В. Электрический ток от источни­ка питания поступает на клемму наконечника и проходит через стойку-контакт, блок пластин, корпус, далее на корпус маслоотстойника. Когда зазор между пластинами заполняется стружкой, электрическая цепь замыкается и загорается лампа на табло сигнализации в кабине пилота. Таким образом повы­шается надежность контроля за работой авиационного двига­теля.