Основные технические данные генератора
Номинальное напряжение, В 28,5
Номинальный ток нагрузки, А 100
Номинальная мощность, Вт 3000
Максимальный ток нагрузки в течение 2 мин, А 150
Генератор представляет собой электрическую машину постоянного тока с параллельным возбуждением, преобразующую
Рис. 70. Генератор ГСР-3000М.
Рис. 71. Фундаментальная схема ге-нератора постоянного тока
часть механической энергии авиадвигателя в электрическую энергию. Принцип работы основан на явлении электромагнитной индукции (рис. 71). Рамка abcd вращается в магнитном поле постоянного магнита. Согласно закону электромагнитной индукции, в проводнике возникает э.д.с. Е = Blv, где В — индукция магнитного поля; l — длина активного проводника; v — линейная скорость движения проводника.
За один оборот рамки в каждом ее проводнике наводимая э.д.с. дважды меняет свое направление (рис. 72). При этом э.д.с. активных проводников ab и cd изменяются по синусоидальному закону и складываются.
Рис. 72. Наводимая в проводнике за один оборот э.д.с. рамка (а) и пульсирующий ток во внешней цепи (б)
Для выпрямления переменной э. д. с. в генераторах постоянного тока применяется коллектор, который собирается из отдельных пластин (ламелей), выполняющих роль полуколец. Для снятия тока имеются угольно-медные щетки, которые устанавливаются так, что переходят с одного полукольца на другое в момент, когда э.д.с. рамки равна нулю. В этом случае к каждой щетке подводится э.д.с. одного направления. Таким образом, от каждой щетки во внешней сети будет протекать пульсирующий ток одного направления (рис. 72,б), Для уменьшения пульсаций и для увеличения результирующей э.д.с. применяется большое число рамок, равномерно распределенных в пазах
Рис. 73- Конструкция генератора ГСР-3000М:
1 — фланец; 2 — маслосбрасывающая гайка; 3 — корпус; 4 — обмотки возбуждения; 5 — якорь; 6 — коллектор; 7 — коллекторный щит; 8 — защитная лента; 9 — патрубок
Рис. 74. Схема генератора ГСР-3000М
якоря, и соответствующее количество пластин, располагаемых на коллекторе машины.
Устройство генератора. Для изготовления самолетных генераторов применяют высококачественные материалы — специальные электротехнические и легированные стали, кадмиевую медь для коллекторов и т. д. Генератор (рис. 73) состоит из корпуса-статора. Внутри корпуса установлены четыре полюса шунтовой обмотки и четыре полюса с катушками дополнительной обмотки. Основные полюсы набраны из листовой электротехнической стали, а дополнительные изготовлены монолитными также из электротехнической стали. Полюсные наконечники дополнительных полюсов обращены к одноименным магнитным полюсам, что уменьшает потоки рассеяния и создает лучшие условия коммутации.
Электрическая схема генератора ГСР-3000М представлена на рис. 74. Ротор генератора состоит из якоря, обмотки и коллектора. Пакет якоря собирается из штампованных листов электротехнической стали и напрессован на пустотелый стальной вал. Пакет якоря имеет 25 полузакрытых пазов, в которых размещаются обмотки якоря и три вентиляционных канала для прохождения охлаждающего воздуха. С одной стороны пакет упирается нажимной шайбой в бортик на валу, а с другой стороны удерживается напрессованной нажимной шайбой, закрепленной в трех точках. (Омотка якоря — волновая, в виде от-
дельных секций. Концы секций припаяны к коллекторным пластинам. В пазах она удерживается клиньями из электрокартона толщиной 0,3 мм. Обмотка якоря пропитывается бакелитовым лаком.
Коллектор состоит из 75 пластин, изолированных слюдяными прокладками друг от друга. Коллекторные пластины собраны на стальной втулке и закреплены специальной шайбой и гайкой. Коллекторная втулка укреплена на ребрах алюминиевой втулки звездообразной формы и образует с последней сквозные каналы для прохождения охлаждающего воздуха. Коллектор напрессован на полый вал, выполненный из углеродистой стали. Внутри полого вала расположен гибкий вал с конусом и резьбовым концом на одной стороне и шлицами на другой для сочленения с редукторам двигателя.
К корпусу генератора крепится коллекторный щит. Он отлит из алюминиевого сплава. Торцовая часть щита имеет четыре окна, через которые охлаждающий воздух свободно поступает из патрубка внутрь генератора. В центре щита имеется гнездо, в которое впрессована стальная втулка и шарикоподшипник. К приливам внутренней части щита крепятся щеткодержатели со спиральными пружинами. Щеткодержатели попарно соединены междущеточными соединениями, выполненными из листовой латуни. На штуцере щита хомутом закрепляются провода, подсоединяющие генератор к схеме. Для доступа к коллектору и щеткам в щите имеются окна, закрываемые защитной лентой. Защитная лента служит для прикрытия окон в щите и выполнена из тонкого листа углеродистой стали. С внутренней стороны к ленте прикреплена текстолитовая прокладка.
Самолетные генераторы при относительно большой мощности нагружены большим током, поэтому сильно нагреваются. Интенсивное охлаждение обеспечивается встречным потоком воздуха, который охлаждает внутреннюю часть генератора. Схема охлаждения представлена на рис. 75.
Рис. 75. Схема охраждения генератора ГСР-3000М
Большое значение для генератора имеет маслозащитное устройство, которое служит для предохранения от попадания внутрь генератора масла при неисправности уплотнений редуктора двигателя. Маслоза-щитные устройства конструктивно выполнены следующим образом. На полый вал генератора навернута гайка. На наружной поверхности гайки ,имеется резьба с направлением, обратным вращению вала. При вращении вала, а вместе с ним и гайки, резьба отгоняет наружу масло, проникающее в за-
зор между гайкой и фланцем. Стопорная шайба предохраняет гайку от самоотвертывания.
Генератор работает в тяжелых условиях и нуждается в систематическом уходе и наблюдении, поэтому очень важно своевременно обнаруживать и устранять неисправности, обеспечивая надежную его работу. В процессе эксплуатации следует проверять состояние щеток и коллектора, исправности контров-ки, болтовых соединений, затяжку наконечников выводных проводов, прочность крепления шланга воздухопровода к патрубку генератора. При нормальной работе генератора на поверхности коллектора образуется блестящий налет с легким потемнением, но без следов подгорания и загрязнения. Если на пластинках имеется черный жирный налет, то коллектор следует протереть мягкой хлопчатобумажной тканью, слегка смоченной бензином. При значительном подгорании и износе коллектора генератор подлежит ремонту в мастерских. При осмотре следует следить за высотой щеток. Если высота щетки меньше минимально допустимой, то щетки заменяют однотипными.
Перед установкой генератора на самолет необходимо проверить ,плавность вращения якоря, легкость перемещения щеток, в щеткодержателях и состояние щеток.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета