logo
АиРЭО_Як18Т

Основные технические данные генератора

Номинальное напряжение, В 28,5

Номинальный ток нагрузки, А 100

Номинальная мощность, Вт 3000

Максимальный ток нагрузки в течение 2 мин, А 150

Генератор представляет собой электрическую машину по­стоянного тока с параллельным возбуждением, преобразующую

Рис. 70. Генератор ГСР-3000М.

Рис. 71. Фундаментальная схема ге-нератора постоянного тока

часть механической энергии авиадвигателя в электрическую энергию. Принцип работы основан на явлении электромагнитной индукции (рис. 71). Рамка abcd вращается в магнитном поле постоянного магнита. Согласно закону электромагнитной индук­ции, в проводнике возникает э.д.с. Е = Blv, где В — индукция магнитного поля; l — длина активного проводника; v — линей­ная скорость движения проводника.

За один оборот рамки в каждом ее проводнике наводимая э.д.с. дважды меняет свое направление (рис. 72). При этом э.д.с. активных проводников ab и cd изменяются по синусои­дальному закону и складываются.


Рис. 72. Наводимая в проводнике за один оборот э.д.с. рамка (а) и пульси­рующий ток во внешней цепи (б)


Для выпрямления переменной э. д. с. в генераторах посто­янного тока применяется коллектор, который собирается из от­дельных пластин (ламелей), выполняющих роль полуколец. Для снятия тока имеются угольно-медные щетки, которые устанав­ливаются так, что переходят с одного полукольца на другое в момент, когда э.д.с. рамки равна нулю. В этом случае к каж­дой щетке подводится э.д.с. одного направления. Таким об­разом, от каждой щетки во внешней сети будет протекать пуль­сирующий ток одного направления (рис. 72,б), Для уменьшения пульсаций и для увеличения результирующей э.д.с. применя­ется большое число рамок, равномерно распределенных в пазах

Рис. 73- Конструкция генератора ГСР-3000М:

1 — фланец; 2 — маслосбрасывающая гайка; 3 — корпус; 4 — обмотки возбуждения; 5 — якорь; 6 — коллектор; 7 — коллекторный щит; 8 — защитная лента; 9 — патрубок

Рис. 74. Схема генератора ГСР-3000М

якоря, и соответствующее количество пластин, располагаемых на коллекторе машины.

Устройство генератора. Для изготовления самолетных гене­раторов применяют высококачественные материалы — специ­альные электротехнические и легированные стали, кадмиевую медь для коллекторов и т. д. Генератор (рис. 73) состоит из корпуса-статора. Внутри корпуса установлены четыре полюса шунтовой обмотки и четыре полюса с катушками дополнитель­ной обмотки. Основные полюсы набраны из листовой электро­технической стали, а дополнительные изготовлены монолитны­ми также из электротехнической стали. Полюсные наконечники дополнительных полюсов обращены к одноименным магнитным полюсам, что уменьшает потоки рассеяния и создает лучшие условия коммутации.

Электрическая схема генератора ГСР-3000М представлена на рис. 74. Ротор генератора состоит из якоря, обмотки и кол­лектора. Пакет якоря собирается из штампованных листов электротехнической стали и напрессован на пустотелый сталь­ной вал. Пакет якоря имеет 25 полузакрытых пазов, в которых размещаются обмотки якоря и три вентиляционных канала для прохождения охлаждающего воздуха. С одной стороны пакет упирается нажимной шайбой в бортик на валу, а с другой сто­роны удерживается напрессованной нажимной шайбой, закреп­ленной в трех точках. (Омотка якоря — волновая, в виде от-

дельных секций. Концы секций припаяны к коллекторным пла­стинам. В пазах она удерживается клиньями из электрокартона толщиной 0,3 мм. Обмотка якоря пропитывается бакелитовым лаком.

Коллектор состоит из 75 пластин, изолированных слюдяными прокладками друг от друга. Коллекторные пластины собраны на стальной втулке и закреплены специальной шайбой и гай­кой. Коллекторная втулка укреплена на ребрах алюминиевой втулки звездообразной формы и образует с последней сквоз­ные каналы для прохождения охлаждающего воздуха. Коллек­тор напрессован на полый вал, выполненный из углеродистой стали. Внутри полого вала расположен гибкий вал с конусом и резьбовым концом на одной стороне и шлицами на другой для сочленения с редукторам двигателя.

К корпусу генератора крепится коллекторный щит. Он отлит из алюминиевого сплава. Торцовая часть щита имеет четыре окна, через которые охлаждающий воздух свободно поступает из патрубка внутрь генератора. В центре щита имеется гнездо, в которое впрессована стальная втулка и шарикоподшипник. К приливам внутренней части щита крепятся щеткодержатели со спиральными пружинами. Щеткодержатели попарно соедине­ны междущеточными соединениями, выполненными из листовой латуни. На штуцере щита хомутом закрепляются провода, под­соединяющие генератор к схеме. Для доступа к коллектору и щеткам в щите имеются окна, закрываемые защитной лентой. Защитная лента служит для прикрытия окон в щите и выпол­нена из тонкого листа углеродистой стали. С внутренней сторо­ны к ленте прикреплена текстолитовая прокладка.

Самолетные генераторы при относительно большой мощно­сти нагружены большим током, поэтому сильно нагреваются. Интенсивное охлаждение обеспечивается встречным потоком воз­духа, который охлаждает внутреннюю часть генератора. Схема охлаждения представлена на рис. 75.

Рис. 75. Схема охраждения генера­тора ГСР-3000М

Большое значение для генератора имеет маслозащитное уст­ройство, которое служит для предохранения от попадания внутрь генератора масла при неисправности уплотнений редук­тора двигателя. Маслоза-щитные устройства конструк­тивно выполнены следую­щим образом. На полый вал генератора навернута гайка. На наружной поверхности гайки ,имеется резьба с нап­равлением, обратным враще­нию вала. При вращении вала, а вместе с ним и гай­ки, резьба отгоняет наружу масло, проникающее в за-

зор между гайкой и фланцем. Стопорная шайба предохраняет гайку от самоотвертывания.

Генератор работает в тяжелых условиях и нуждается в си­стематическом уходе и наблюдении, поэтому очень важно свое­временно обнаруживать и устранять неисправности, обеспечи­вая надежную его работу. В процессе эксплуатации следует проверять состояние щеток и коллектора, исправности контров-ки, болтовых соединений, затяжку наконечников выводных про­водов, прочность крепления шланга воздухопровода к патрубку генератора. При нормальной работе генератора на поверхности коллектора образуется блестящий налет с легким потемнением, но без следов подгорания и загрязнения. Если на пластинках имеется черный жирный налет, то коллектор следует протереть мягкой хлопчатобумажной тканью, слегка смоченной бензином. При значительном подгорании и износе коллектора генератор подлежит ремонту в мастерских. При осмотре следует следить за высотой щеток. Если высота щетки меньше минимально до­пустимой, то щетки заменяют однотипными.

Перед установкой генератора на самолет необходимо про­верить ,плавность вращения якоря, легкость перемещения щеток, в щеткодержателях и состояние щеток.