4. Термометр головок цилиндров тцт-13
Термоэлектрический термометр ТЦТ-13 предназначен для дистанционного измерения температуры головки цилиндра (рис. 61). Он состоит из приемника температуры, указателя и соединительных проводов. Приемником температуры является термопара, которая представляет собой спай двух разнородных металлов (хромпелькоппель). Два конца спаиваются вместе, помещаются под свечу и представляют горячий спай термопары. Два других конца остаются холодными и подсоединяются к указателю. Указателем является прибор магнитно-электрической системы.
Принцип работы прибора основан на измерении термоэлектродвижущей силы (ТЭДС) термопары, возникающей в результате разности температур горячего спая и холодных концов.
Рис- 61. Термометр головок цилиндров ТЦТ-1'3:
1 — компенсационные провода; 2 — термопара; 3 — указатель
Рис. 62. Схема термометра ТЦТ-13:
1—термопара; 2 — компенсационные провода; 3 — добавочное сопротивление (Кдоб); 4 — шкала; 5 — стрелка; 6 — рамка; 7 — постоянный магнит; 8 — сопротивление температурной компенсации (Кт.к); 9 — противодействующая пружина
(рис. 62). Термопара установлена под задней свечой четвертого цилиндра, указатель — на центральной панели приборной доски. При нагревании горячего спая термопары возникает движение электронов, так как в металлах имеется большое количество так называемых свободных электронов, которые хаотически движутся. При этом в различных металлах при данной температуре количество этих электронов разное. При разности температуры горячего спая и холодных концов электроны из одного металла будут переходить в другой, образуя на концах термопары разность потенциалов.
При подключении термопары к указателю по его обмотке пойдет ток, который пропорционален температуре нагрева спая. Магнитное поле обмотки будет взаимодействовать с полем постоянного магнита. В результате на плечи рамки с обмоткой будет действовать пара сил, под действием которой рамка повернется и повернет стрелку указателя. Чем больше температура головки цилиндра, тем больше термоток и тем на больший угол повернется стрелка.
Противодействующий момент создаст пружина, удерживающая ось рамки в заданном положении. Когда момент враще-ния рамки уравновесится моментом противодействующей пру-жины, стрелка остановится, и по шкале прибора можно будет прочитать температуру головки цилиндра. Шкала указателя: имеет градуировку — от —50 до +350° С, цена деления 10° С.
Для ограничения термотока, чтобы можно было поградуи-ровать шкалу прибора, в цепь включено добавочное сопротивление. Для учета влияния изменений температуры кабины указатель имеет автоматический корректор, выполненный в виде биметаллической спирали, находящейся внутри прибора. Для компенсации температурной погрешности, вызванной измене-
нием сопротивления соединительных проводов, в цепь включе- но селитовое сопротивление (Rдоб), имеющее отрицательный температурный коэффициент.
Максимальная допустимая ошибка прибора при температу ре наружного воздуха 20° С в диапазоне шкалы 100—260° С не превышает ±9°С. При температуре наружного воздуха 50°С ошибка достигает ±14°С, а при температуре 60°С — ±19° С.
В процессе эксплуатации необходимо следить, чтобы не было оголения проводов термопары и их соприкосновения с металлическими деталями самолета. При монтаже и демонтаже двигателя необходимо осторожно снимать и ставить медную шайбу термопары, не допуская ее надлома и скручивания, при заворачивании свечи следить за плотным подсоединением компенсационных проводов. Нельзя удлинять или укорачивать компенсационные провода, так как это приведет к неправильным показаниям прибора вследствие изменения сопротивления цепи прибора.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета