Стрелка
мент спиральной пружины, один конец которой укреплен на оси чувствительного элемента, а другой, неподвижен. Движение чувствительного элемента передается на стрелку. Когда вращающий момент чувствительного элемента и момент, создаваемый пружиной, станут равны, стрелка остановится в определенном положении относительно шкалы.
Закрепленный на оси стрелки указателя тахометра алюминиевый диск служит для демпфирования ее колебаний. При колебаниях диска в магнитном поле неподвижных постоянных магнитов возникающие в нем вихревые токи взаимодействуют с магнитным полем магнитов и создают тормозной момент, приложенный к оси стрелки.
Проверка работоспособности тахометра и его основные неисправности. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Во время пробы двигателя стрелка указателя должна плавно без рывков и колебаний перемещаться по шкале при изменении положения ручки управления газом.
Основные неисправности, встречающиеся в эксплуатации, следующие: двигатель запустили, а показания прибора отсутствуют, причина — обрыв соединительных проводов; после запуска двигателя стрелки прибора не видно, причина — произошел обрыв пружины.
3. Трехстрелочный электрический моторный индикатор
ЭМИ-3К
Прибор предназначен для измерения и указания температуры масла (верхняя шкала), давления масла (правая нижняя
шкала) и давления бензина (левая нижняя шкала). Комплект прибора состоит из указателя УК3-1, установленного на приборной доске (см. рис. 1), датчика давления бензина П-1Б, датчика давления масла ПМ-15Б и приемника температуры масла П-1 (рис. 58).
Рис. 58- Электрический моторный индикатор ЭМИ-3К:
1 — указатель: 2 — датчик манометра бензи-
на; 3 — приемник термометра; 4 — датчик
манометра масла
Приемник температуры масла П-1 устанавливается в кармане маслопровода. Датчик давления бензина П-1Б крепится на противопожарной перегородке справа со стороны кабины, а
датчик давления масла ПМ-15Б— на противопожарной перегородке слева со стороны кабины.
Рис. 59. Принципиальная схема термометра сопротивления
Термометр масла. Принцип его работы основан на свойстве логометрического моста, три плеча которого R1, R2, R3 имеют постоянные сопротивления, четвертое плечо Rt переменное и является сопротивлением приемника температуры. Приемник температуры представляет собой никелевую проволоку, намотанную на слюдяную пластинку (сопротивление никеля зависит от температуры). В одну диагональ моста включено напряжение бортовой сети, в другую диагональ— две неподвижные рамки, внутри которых установлен подвижный постоянный магнит со стрелкой (рис. 59).
Рис. 60. Функциональная схема манометра:
1 — магнит; 2 — постоянный магнит подвижной системы; 3 — потенциометр; 4 — щетка; 5 — чувствительный элемент; / и // — рамки лагометра
Условия равновесия логомет-рического моста следующие: R1Rt = R2R3. При каждом значении измеряемой температуры сопротивление приемника температуры Rt имеет определенное значение. В свою очередь, каждому значению сопротивления Rt соответствует определенное соотношение токов, протекающих по обмоткам рамок логометриче-ского моста. Как только нарушается равновесие :логометрического моста, в обмотках рамок появляется результирующий ток. Магнитное поле рамок взаимодействует с полем постоянного магнита. В результате чего постоянный магнит и связанная с ним стрелка прибора поворачиваются. Шкала проградуирована от 0 до 150°С, цепа деления 10°С.
Манометры масла и бензина. По принципу работы оба манометра аналогичны, однако у манометра бензина есть особенность: более высокая чувствительность мембранной коробки (измеряемые давления малы).
На рис. 60 показана принципиальная электрическая схема манометра бензина (масла), представляющего собой логометр с подвижным магнитом и неподвижными рамками. При нормальном давлении щетка-движок потенциометра располагается по-
средине. В этом случае мост находится в равновесии: R1R4 = = R2R3. По рамкам логаметра протекают одинаковые по величине и противоположные по направлению токи. Суммарное магнитное поле рамок равно нулю. Магнит со стрелкой занимает среднее положение, соответствующее нормальному давлению. Измеряемое давление передается внутрь мембранной коробки. При увеличении его мембранная коробка расширяется и через зубчатую передачу воздействует на щетку потенициометра, которая перемещается вправо. Сопротивление R3 увеличится, а R4 уменьшится. Равновесие моста нарушается, и в рамках появляется суммарный ток. Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем рамок, повернется. Стрелка укажет новое, более высокое давление.
Если выключить питание прибора, то стрелка под действием магнита установится на механический нуль (левее электрического нуля).
Шкала манометра бензина имеет градуировку от 0 до 1 кгс/см2 с ценой деления 0,1 кгс/см2, а шкала манометра масла— от 0 до 15 кг/см2 с ценой деления 1 кгс/см2.
Работа с электрическим моторным индикатором ЭМИ-3К. Включается прибор автоматом защиты «Приб. двиг, и УП», расположенный на левом электрощитке (см. рис. 1). Нужно иметь в виду, что если при запущенном двигателе показания манометра давления масла отсутствуют в течение 20 с, двигатель необходимо выключить и выяснить причину отсутствия давления. При включении питания прибора стрелки должны установиться на электрический нуль, а у термометра масла показать его температуру.
Допустимые погрешности: манометра масла ± 1 кгс/см2 (±0,1 МПа), манометра бензина ±0,1 кгс/см2 (±0,01 МПа) и термометра масла ±4° С.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета