logo
АиРЭО_Як18Т

Стрелка

мент спиральной пружины, один конец которой укреплен на оси чувствительного элемента, а другой, неподвижен. Движение чувствительного элемента передается на стрелку. Когда вра­щающий момент чувствительного элемента и момент, создавае­мый пружиной, станут равны, стрелка остановится в определен­ном положении относительно шкалы.

Закрепленный на оси стрелки указателя тахометра алюми­ниевый диск служит для демпфирования ее колебаний. При ко­лебаниях диска в магнитном поле неподвижных постоянных магнитов возникающие в нем вихревые токи взаимодействуют с магнитным полем магнитов и создают тормозной момент, при­ложенный к оси стрелки.

Проверка работоспособности тахометра и его основные неис­правности. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Во время пробы двига­теля стрелка указателя должна плавно без рывков и колеба­ний перемещаться по шкале при изменении положения ручки управления газом.

Основные неисправности, встречающиеся в эксплуатации, следующие: двигатель запустили, а показания прибора отсут­ствуют, причина — обрыв соединительных проводов; после за­пуска двигателя стрелки прибора не видно, причина — произо­шел обрыв пружины.

3. Трехстрелочный электрический моторный индикатор

ЭМИ-3К

Прибор предназначен для измерения и указания температу­ры масла (верхняя шкала), давления масла (правая нижняя

шкала) и давления бензина (левая нижняя шкала). Комплект прибора состоит из указателя УК3-1, уста­новленного на приборной доске (см. рис. 1), датчика давления бензина П-1Б, дат­чика давления масла ПМ-15Б и приемника тем­пературы масла П-1 (рис. 58).

Рис. 58- Электрический моторный инди­катор ЭМИ-3К:

1 — указатель: 2 — датчик манометра бензи-

на; 3 — приемник термометра; 4 — датчик

манометра масла

Приемник температуры масла П-1 устанавливается в кармане маслопровода. Датчик давления бензина П-1Б крепится на противо­пожарной перегородке спра­ва со стороны кабины, а

датчик давления масла ПМ-15Б— на противопожарной перегородке слева со стороны кабины.

Рис. 59. Принципиальная схема термометра сопротивления

Термометр масла. Принцип его работы основан на свойстве логометрического моста, три пле­ча которого R1, R2, R3 имеют постоянные сопротивления, чет­вертое плечо Rt переменное и яв­ляется сопротивлением приемни­ка температуры. Приемник тем­пературы представляет собой ни­келевую проволоку, намотанную на слюдяную пластинку (сопро­тивление никеля зависит от тем­пературы). В одну диагональ моста включено напряжение бор­товой сети, в другую диагональ— две неподвижные рамки, внутри которых установлен подвижный постоянный магнит со стрелкой (рис. 59).

Рис. 60. Функциональная схема манометра:

1 — магнит; 2 — постоянный магнит подвижной системы; 3 — потенцио­метр; 4 — щетка; 5 — чувствительный элемент; / и // — рамки лагометра

Условия равновесия логомет-рического моста следующие: R1Rt = R2R3. При каждом значе­нии измеряемой температуры сопротивление приемника темпе­ратуры Rt имеет определенное значение. В свою очередь, каж­дому значению сопротивления Rt соответствует определенное со­отношение токов, протекающих по обмоткам рамок логометриче-ского моста. Как только наруша­ется равновесие :логометрического моста, в обмотках рамок появляется результирующий ток. Магнитное поле рамок взаи­модействует с полем постоянного магнита. В результате чего постоянный магнит и связанная с ним стрелка прибора повора­чиваются. Шкала проградуирована от 0 до 150°С, цепа деления 10°С.

Манометры масла и бензина. По принципу работы оба ма­нометра аналогичны, однако у манометра бензина есть особен­ность: более высокая чувствительность мембранной коробки (из­меряемые давления малы).

На рис. 60 показана принципиальная электрическая схема манометра бензина (масла), представляющего собой логометр с подвижным магнитом и неподвижными рамками. При нормаль­ном давлении щетка-движок потенциометра располагается по-

средине. В этом случае мост находится в равновесии: R1R4 = = R2R3. По рамкам логаметра протекают одинаковые по вели­чине и противоположные по направлению токи. Суммарное маг­нитное поле рамок равно нулю. Магнит со стрелкой занимает среднее положение, соответствующее нормальному давлению. Измеряемое давление передается внутрь мембранной коробки. При увеличении его мембранная коробка расширяется и через зубчатую передачу воздействует на щетку потенициометра, ко­торая перемещается вправо. Сопротивление R3 увеличится, а R4 уменьшится. Равновесие моста нарушается, и в рамках по­является суммарный ток. Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем рамок, повернется. Стрелка укажет новое, бо­лее высокое давление.

Если выключить питание прибора, то стрелка под действи­ем магнита установится на механический нуль (левее элект­рического нуля).

Шкала манометра бензина имеет градуировку от 0 до 1 кгс/см2 с ценой деления 0,1 кгс/см2, а шкала манометра мас­ла— от 0 до 15 кг/см2 с ценой деления 1 кгс/см2.

Работа с электрическим моторным индикатором ЭМИ-3К. Включается прибор автоматом защиты «Приб. двиг, и УП», рас­положенный на левом электрощитке (см. рис. 1). Нужно иметь в виду, что если при запущенном двигателе показания маномет­ра давления масла отсутствуют в течение 20 с, двигатель необ­ходимо выключить и выяснить причину отсутствия давления. При включении питания прибора стрелки должны установить­ся на электрический нуль, а у термометра масла показать его температуру.

Допустимые погрешности: манометра масла ± 1 кгс/см2 (±0,1 МПа), манометра бензина ±0,1 кгс/см2 (±0,01 МПа) и термометра масла ±4° С.