5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
Назначение и принцип действия. Высотомер ВД-10К предназначен для измерения высоты полета. Различают высоты: абсолютную, относительную и истинную.
Абсолютной высотой (Набс) называется расстояние по вертикали от уровня моря до самолета, относительной высотой (Нот) —расстояние по вертикали от уровня места взлета (или посадки) до самолета, истинной высо-той (Нист) — расстояние по вертикали от пролетаемой местности до самолета (рис. 10). Существует связь между высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Она характеризуется стандартной атмосферой (СА) —условным законом изменения давления, температуры, плотности и других параметров с изменением высоты.
Величина атмосферного давления определяется весом столба воздуха, приходящегося на единицу площади земной поверх-
Рис. 10. Классификация высот
ности, и измеряется высотой уравновешивающего это давление столба ртути или воды. Согласно стандартной атмосфере, на уровне моря такое давление считают равным 760 мм рт. ст. (101,3 кПа). С поднятием на высоту давление падает неравномерно, но пропорционально высоте полета самолета. Таким образом, высоту полета можно определить по атмосферному давлению окружающего самолет воздуха.
Рис. 11. Приемник воздушных давлений
Приемник воздушных давлений ПВД-6М. На самолете параллельно продольной оси самолета на левой консоли крыла установлен приемник воздушных давлений ОВД (трубка Пито), который имеет две камеры: статическую и динамическую (рис. 11). Статическая камера сообщается с атмосферой через ряд отверстий. Отверстия расположены по окружности приемника на определенном расстоянии от носка, поэтому давление внутри статической камеры всегда равно атмосферному давлению воздуха, находящегося в состоянии покоя. Камера полного давления (динамическая) имеет отверстие в носке приемника воздушных давлений. Поэтому трубкой воспринимается не только атмосферное давление, но и скоростной напор. Сумма этих давлений образует полное давление.
Устройство высотомера ВД-10К. Прибор (рис. 12) состоит из корпуса внутри которого помещен блок из двух анероидных коробок. Корпус сообщается через штуцер со статической камерой приемника воздушных давлений. С подъемом на высоту атмосферное давление уменьшается. Это приводит к расширению анероидных коробок. Движение их передается с помощью передаточного механизма стрелкам, которые указывают ,по шкале высоту.
Анероидные коробки и передаточный механизм смонтированы на поворотном основании, которое вращается в корпусе прибора при помощи кремальеры и переводит большую и малую стрелки высотомера. Стрелки связаны друг с другом при помощи зубчатой передачи с отношением 10 : 1. Одновременно при
вращении кремальеры вращаются шкала барометрического давления со шторкой и два треугольных индекса. Индексы указывают высоту, соответствующую изменению барометрического давления относительно 760 мм рт. ст. и перемещаются в направлении, противоположном движению стрелок. Внешний индекс показывает высоту в метрах, а внутренний в километрах.
Шкала барометрического давления позволяет вносить поправку в показания высотомера, когда давление в месте посадки не совпадает с давлением у земли в момент вылета. Она имеет градуировку от 670 до 790 мм рт. ст. с оцифровкой через 10 мм рт. ст. и ценой деления 1 мм рт. ст. Для согласования показаний барометрической шкалы с нулевым положением стрелок и положением треугольных индексов в высотомере предусмотрена возможность вращения при помощи кремальеры одной только барометрической шкалы. Для этого на кремальере имеется гайка. С поднятием на высоту перемещаются только стрелки, а шкала барометрического давления остается на месте, так как с анероидами она не связана. Согласование барометрической шкалы с нулевым положением стрелок производится только в лаборатории.
Рис. 12- Высотомер: ВД-10К:
1 — 4, 13, 14 — шестерни; 5 — кремальера; 6 — шкала барометрического давления; 7 — малая стрелка; 8—шкала; 9 — большая стрелка; 10 и 11 — индексы; 12 — шестерня малой стрелки; 15 — зубчатый сектор; 16 — ось сектора; 17 — тяга; 18 — биметаллический компенсатор; 19 — верхний центр; 20 — нижний центр; 21 и 22 — анероидные
коробки
Шкала высот имеет градуировку от 0 до 10000 м (рис. 13). Цена деления для большой стрелки 10 м, для малой 100 м.
Для компенсации инструментальных ошибок прибора, возникающих из-за несбалансированности механизма при наклоне прибора, в высотомере установлен пружинный балансир. Температурная погрешность устраняется при помощи биметаллических компенсаторов.
Рис. 13. Шкала
высотомера
ВД-10К
Методические ошибки являются следствием несовершенства метода измерения высоты.
Погрешность, вызванная отличием фактического атмосферного давления у земли от расчетного. Согласно стандартной атмосфере каждой точке земной поверхности соответствует определенное значение атмосферного давления и температуры воздуха. На самом деле на аэродроме в разные дни давление и температура бывают различны. Поэтому, хотя самолет находится на том же месте, высотомеры показывают каждый раз другую высоту. Эту ошибку можно устранить установкой стрелок прибора на нуль. При этом давление на шкале давлений должно совпадать с давлением на аэродроме в данный момент. Максимально допустимое отклонение давления не должно превышать +1,5 мм рт. ст. (2 ГПа).
Погрешности, вызванные изменением давле-нияуземли в пункте вылета за время полета. Если после взлета самолета с аэродрома давление на нем изменится, то оно изменится на всех высотах. Если высоту выдерживать по высотомеру, не делая поправки, то можно допустить ошибку. Для учета этой погрешности пилоту нужно запросить давление у диспетчера пункта посадки и установить его на приборе с помощью кремальеры.
Погрешность, вызванная изменением барического рельефа. Барическим рельефом называется распределение барометрического давления в плотности горизонта. В один и тот же момент в различных точках барометрическое давление различно. Если самолет будет лететь по изобаре — линии равных давлений, то прибор будет показывать одну и ту же высоту. На самом деле высота полета самолета будет меняться. Для учета этой ошибки необходимо перед отсчетом установить на барометрической шкале высотомера фактическое давление у земли в пункте пролета. Эту величину можно определить ,по карте погоды или путем запроса по радио.
Температурная погрешность. Метод измерения высоты предполагает, что каждой высоте соответствует своя температура, которая при подъеме на каждые 1000 м высоты умень-
шается на 6,5°. В действительности температура меняется неравномерно. Зимой температурный градиент доходит до 4, а летом — до 8° С. Изменение температуры у земли приводит к перераспределению давления по высотам, что вызывает неправильные показания высотомера. Даже если давление у земли остается неизменным, на высоте оно будет меняться. При повышении температуры у земли более плотные слои воздуха поднимаются вверх и показания занижаются. При понижении тем-пературы у земли более плотные слои воздуха опускаются вниз и высотомер будет завышать показания. Пример зависимости показаний высотомера от изменения температуры воздуха показан на рис. 14. Температурная ошибка учитывается по навигационной линейке путем введения поправки на температуру.
Погрешности, вызванные изменением топографического рельефа местности. Чтобы знать истинную высоту полета, нужно определить превышение или понижение рельефа пролетаемой местности относительно аэдро-ма взлета. Превышения или понижения рельефа местности относительно уровня моря обозначены на навигационные картах. При определении истинной высоты необходимо из показания высотомера вычесть превышение или прибавить понижение местности, над которой пролетает самолет.
Инструментальные ошибки возникают в результате запаздывания показаний вследствие гистерезиса анерондных коробок, трения в передаточном механизме, неточности градуировки шкалы.
Рис. 14. Зависимость показаний высотомера от изменения температуры воздуха
Эти погрешности частично компенсируются элементами конструкции прибора. Остаточные инструментальные погрешности учитываются по графику, который составляется при проверке прибора в лаборатории. Проверка должна проводиться не реже 1 раза в 3 мес. Зависимость показаний высотомера от изменения
Рис. 15. График инструментальных ошибок высотомера ВД-10К
температуры воздуха показана па рис. 15. График устанавливается справа в нижней части центральной панели приборной доски (см. рис. 1).
Работа с высотомером ВД-10К. Перед вылетом осматривают прибор и убеждаются в его исправности. Стрелки прибора при помощи кремальеры устанавливают на нуль. При этом давление на шкале должно совпадать с давлением на аэродроме в момент вылета. Максимально допустимое отклонение давления не должно превышать ±1,5 мм рт. ст. При расхождении давления не более чем на ±1,5 мм рт. ст. прибор подлежит проверке в лаборатории. Отворачивать гайку кремальеры и согласовывать барометрическую шкалу на самолете пилоту не разрешается.
Для определения истинной высоты необходимо учесть методические и инструментальные ошибки. Для этого при подходе к аэродрому посадки запрашивают по радию данные о погоде и с помощью кремальеры вводят поправку в показания прибора, установив на барометрической шкале давление аэродрома.
При посадке на высокогорном или низменном аэродроме, где давление выходит за пределы 670—790 мм рт. ст„ необходимо запросить высоту данного аэродрома относительно уровня моря, с помощью кремальеры установить треугольные индексы на эту высоту. Стрелки покажут высоту относительно уровня моря. В момент посадки стрелки покажут нуль. Если поставить треугольные индексы на высоту аэродрома взлета, то в момент посадки стрелки покажут превышение высоты аэродрома посадки над высотой аэродрома взлета.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета