logo
АиРЭО_Як18Т

1. Бензиномер сбэс-2077

Назначение и принцип действия. Суммирующий бензино-мер электрический с сигнализацией предназначен для измере­ния суммарного количества бензина в баках и раздельно в каждом баке. Бензиномер состоит из двух датчиков, указате­ля, табло сигнализации и переключателя на три положения. Датчики — легкие поплавки, связанные системой рычагов с по­тенциометрами (рис. 53). Они установлены в правом и левом топливных баках, указатель (магнитоэлектрический логометр) и табло сигнализации — на приборной доске (см. рис. 1), пе­реключатель на три положения — на центральном пульте.

Магнитоэлектрический логометр представляет собой мост резисторов, три плеча которого R1, R2, R3 (рис. 54) имеют по-

Рис. 53- Датчик бензиномера:

1 — щетки; 2 — потепциометр; 3 — силь-фон; 4—рычаг поплавка

стоянные сопротивления, а чет­вертое плечо R4 — переменное и являются плечами потенцио­метров датчиков. В одну диаго­нальмоста включается напряже­ние бортовой сети, а в другую диагональ две подвижные рамки, которые установлены между полюсами постоянного магнита. С рамками связана стрелка. Когда поплавки нахо­дятся в верхнем положении (пол­ная заправка), мост находится в равновесии. Условием равно­весия является равенство про­изведений сопротивлений плеч R1R4 = R2R3. В этом случае сум­марный ток в рамках равен ну­лю. Стрелка показывает макси­мальное количество бензина. Из­менение уровня топлива в баках вызывает перемещение поплав­ков датчиков, меняется сопро­тивление потенциометров, нару­шается равновесие логометриче-ского моста. Появляется суммар­ный ток в рамках. Магнитное по­ле рамок взаимодействует с по­лем постоянного магнита. Рам-

Рис. 54. Функциональная схема бензиномера СБЭС-2077

Рис. 55. Указатель бен-зиномера СБЭС-2077

ки поворачиваются и поворочивают стрелку, которая показыва­ет новое количество топлива.

Указатель имеет две шкалы (рис. 55): внешнюю с градуи­ровкой от 0 до 180 л, служащую для измерения суммарного количества бензина, и внутреннюю с градуировкой от 0 до 90 л — для измерения количества бензина в каждом баке. При остатке бензина 30 л загорается табло сигнализации. Табло сигнализации загорится, также, когда в одном баке останется 15 л бензина.

Работа с бензиномером. Перед вылетом производят внеш­ний осмотр прибора и убеждаются в его исправности, вклю­чают автомат защиты сети «Приборы двигат.», расположенный на левом электрощитке. При помощи переключателя «Баки» на центральном пульте проверить количество бензина (в поле­те переключатель стоит в положении «Сумма»). Периодически нажимая переключатель, нужно проверять наличие бензина в левом и правом баках.

Основной методической погрешностью бензиномера являет­ся погрешность, возникающая при изменении уровня топлива в баке во время крена самолета и при стоянке.

Основные неисправности, встречающиеся в эксплуатации:

негерметичность датчика, бензин попадая внутрь, нарушает электрический контакт щетки с потенциомером;

отказ системы сигнализации вследствие разрегулировки или загрязнения контактов в датчике или перегорание ламп;

неправильные показания вследствие деформации рычагов, или утопания поплавка при нарушении герметичности.

При замене бензобаков нужно проверить правильность пока­заний бензиномера путем контрольного слива (залива) топлива.