Основные технические данные
Диапазон частот, кГц 150—1799,5
Чувствительность приемника в режиме «Тлф» на участках диапазона, мкВ:
150—200 кГц 8
200—1799,5 кГц 5
Точность установки шкалы, Гц ±100
» индикции курсового угла при подлете
к радиостанции, ±2°
Время перестройки, с . 4
Скорость автоматического вращения, град/с, не
менее 30
Дальность действия с радиостанцией мощностью до 500 Вт, км, не менее, при высотах полета:
1000 м 180
10000 м 340
Потребляемый ток, А:
переменный 1
постоянный 2
Режимы работы. Радиокомпас может использоваться в режимах: автоматического пеленгования — «Компас»; приема сигналов на ненаправленную антенну — «Антенна»; приема сигналов на направленную антенну—«Рамка».
Режим «Компас» является основным режимом. В этом режиме радиокомпас при настройке его на частоту пеленгуемой радиостанции автоматически устанавливает стрелку указателя курсового угла в положение, соответствующее курсовому углу самолета на эту радиостанцию. Сигналы пеленгуемой радиостанции опознаются на слух с помощью телефонов, подключенных к радиокомпасу.
Режим «Антенна» служит для прослушивания и опознавания позывных сигналов радиостанции. Если станция работает немодулированными колебаниями, прослушивание сигналов осуществляется с включением внутренней телеграфной модуляции.
Р е ж и м «Р а м к а» — вспомогательный. Сигналы принимаемой радиостанции также прослушиваются телефонами. При необходимости, использовав автономное вращение искателя гониометра, можно определить слуховой пеленг принимаемой радиостанции. Режим «Рамка» может быть использован в условиях повышенного уровня электростатических помех.
В комплект радиокомпаса входят (рис. 118): приемник, установленный в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 11 и 13 справа от продольной осп самолета; пульт управления, расположенный на правой панели приборной доски; рамочная антенна, установленная в нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 14 и 15 по оси самолета; антенное согласующее устройство.
Принцип работы. В схеме радиокомпаса АРК-15М в качестве рамочном антенны используется система, состоящая из двух взаимно перпендикулярных обмоток и гониометра. Гониометр-представляет собой устройство, имеющее две взаимно перпендикулярные неподвижные полевые катушки и одну подвижную искательную катушку, размещенную в пространстве между полевыми катушками. Каждая из полевых катушек гониометра соединена с одной обмоткой рамочной антенны. Так как две обмотки рамочной антенны и две полевые катушки гониометра взаимно перпендикулярны, а э.д.с. с зажимов каждой из обмоток рамочной антенны передается в свою полевую катушку го-
Рис.118. Комплект радиокомпаса АРК.-15М:
1 — приемник; 2—рамочная антенна: 3 — пульт управления; 4 — антенное согласующее устройство; 5 — эквивалент кабеля рамки
ниометра, электромагнитное поле в пространстве между полевыми катушками гониометра пропорционально по величине и совпадает по направлению с результирующим вектором электромагнитного поля сигнала приходящей радиоволны в месте расположения рамочной антенны.
В поле полевых катушек гониометра помещена искательная катушка, электрически представляющая собой виток. Наводимая полем на искательную катушку э.д.с. зависит от ориентации искательной катушки в поле полевых катушек так же, как э.д.с. на зажимах вращающихся рамочных антенн от величины и ориентации электромагнитного поля сигнала радиостанции. Таким образом, диаграмма направленности рамочной антенны и характеристика э.д.с. на зажимах искательной катушки гониометра имеют одинаковый характер. Максимально наводимые э.д.с. в таких двух системах пропорциональны и направления нулевого приема совпадают. Следовательно, система из двух взаимно перпендикулярных рамок, соединенных с гониометром, может рассматриваться как обычная вращающаяся рамочная антенна.
Сигнал с искательной катушки гониометра поступает на балансный модулятор, где модулируется и складывается с сигналом, принятым от обычной ненаправленной антенны. В результате взаимодействия двух сигналов на контуре сложения образуется амплитудно-модулированный сигнал. Сигнал ненаправленной антенны выступает в нем как опорный, а сигнал от рамочной антенны — как модулирующий. Наличие амплитудной модуляции сигнала говорит о том, что направление приходящего сигнала не совпадает с направлением нулевого приема (пеленга) рамочной антенны. Фаза модуляции определяется фа-
зой рамочного сигнала (по высокой частоте) и свидетельствует о направлении отклонения приходящего сигнала относительно пеленга. В направлении пеленга рамочной сигнал исчезает, и сигнал в приемнике становится немодулированным.
Сигнал, образовавшийся в результате взаимодействия сигнала от рамочной и ненаправленной антенн, усиливается, проходя по всему приемному тракту, и попадает в детектор. Выделяемая после детектора составляющая, равная частоте местного звукового генератора, воздействует на следящую систему, исполнительным элементом которой является мотор, вращающий искательную катушку гониометра. Условие равновесия этой системы— отсутствие сигнала от рамочного входа, т. е. система находится в равновесии только тогда, когда направление нулевого приема рамочной антенны совпадает с направлением приходящего сигнала.
В противном случае переменное напряжение частоты местного звукового генератора с фазой, зависящей от стороны приема, и амплитудой, пропорциональной углу прихода радиоволны относительно направления нулевого приема, усиленное по мощности, воздействует на управляющую обмотку двигателя. Двигатель поворачивает искательную катушку гониометра до положения нулевого приема. Таким образом, искательная катушка гониометра автоматически следит за направлением прихода сигнала от пеленгуемой радиостанции.
Для возможности прослушивания и опознавания сигналов станции в схеме АРК предусмотрен отдельный телефонный выход. Напряжение на него поступает после детектора сигнала, и собственная модуляция, присущая сигналу станции, прослушивается в телефонах на выходе устройства.
Однозначность пеленга. Диаграмма направленности одиночной рамочной антенны (восьмерка), а также характеристика э.д.с. на искательной катушке гониометра имеют два направления нулевого приема, отличающиеся на 180°. Это не вызывает двухзначности в определении пеленга, так как одно из этих направлений устойчиво и при случайных отклонениях система снова возвращается к нему. Второе положение неустойчиво, и искательная катушка при случайных отклонениях снова к нему не возвращается.
На рис. 119 показаны диаграммы напряжений. Фазы напряжений на управляющей обмотке двигателя вращения искательной катушки гониометра для случаев правого и левого отклонений противоположны, поэтому противоположны и направления вращения двигателя. Фазовые соотношения подобраны так, что, когда ось искательной катушки отклоняется влево от положения нулевого приема (колонка I), двигатель начинает поворачиваться по часовой стрелке и поворачивать катушку до положения, изображенного в колонке II. При отклонении оси вправо от положения пеленга двигатель вращается против ча-
Рис. 119. Диаграммы напряжений в характерных точках схемы АРК: 1 — напряжение на зажимах гониометра; 2—напряжение местного звукового генератора; 3 — напряжение от рамки после модуляции в балансном модуляторе; 4 — напряжение от ненаправленной антенны; 5 — сумарное напряжение на выходе антенного контура; 6 — напряжение на выходе управляющей схемы: 7 направление вращения двигателя искателя гониометра
Допустим, что искательная катушка гониометра случайно остановилась в положении обратного пеленга, т. е. в положении, отличающемся на 180° от изображенного в колонке II. Под влиянием случайных сигналов (например, атмосферных шумов) двигатель начнет вращаться в направлении по часовой стрелке и приведет искательную катушку не в прежнее положение (положение обратного пеленга), а в положение прямого пеленга. При случайном отклонении искательной катушки против часовой стрелки возникнут напряжения, приведенные в колонке III и двигатель будет вращаться против часовой стрелки. Искательная катушка при этом будет возвращена в положение прямого пеленга. Таким образом, при отклонении искательной катушки от положения обратного пеленга в любую сторону следящая система снова возвращает ее в положение прямого пеленга. Следовательно, только положение прямого пеленга является устойчивым.
Особенности схемы радиокомпаса АРК-15М:
Использована неповоротная рамочная антенна, сочленен ная с входом устройства через гониометр. Это позволило ис ключить механизм поворота рамки и увеличить надежность АРК, снизить его массу и облегчить эксплуатацию.
Гетеродинные частоты формируются с помощью специаль ного счетно-логического устройства, использующего в качестве основного элемента счетно-триггерные ячейки. В качестве опор ной частоты применяется один кварцевый резонатор на частоту 25,6 кГц, создающий сетку гетеродинных частот для всего рабо чего диапазона на АРК с дискретностью через 500 Гц и точно стью установки частоты ±100 Гц. Это же устройство выдает управляющие напряжения на варикапы, используемые в АРК в качестве элементов частотной перестройки контуров ВЧ.
Счетно-логическое устройство высоконадежно. Его использование исключило тяжелый и громоздкий термостат для элементов гетеродина в ранее выпускаемых АРК.
В качестве элементов перестройки частоты контуров трак та ВЧ взамен конденсаторов переменной емкости используются варикапы. Электрические варикапы обладают емкостью, кото рая изменяется при изменении управляющего напряжения.
В радиокомпасе АРК-15М частота модуляции рамочного сигнала в балансном модуляторе выбрана с учетом возможно сти работы исполнительного двигателя непосредственно на ча стоте 135 Гц. Это позволило максимально упростить управляю щую схему, освободив ее от функций преобразования частоты.
Приемник радиокомпаса разбит на три функциональных блока: основной несущий, где размещается девять модулей приемного устройства, блок гониометра и блок питания.
Несущий конструкцией приемника является шасси, на котором установлены следующие модули: В4-1 — В4-У первого-пято-го поддиапазонов, модули ПЧ, НЧ, СЧ-1 и СЧ-2.
На плате, изготовленной из фольтированного стеклотекстолита, размещаются микромодули и другие радиоэлементы, электрические соединения между которыми сделаны печатным монтажом. Каждый модуль электрически и функционально законченный узел с вилкой разъема для включения в приемник и механический фиксатор.
Кроме модулей, приемник имеет конструктивно законченные блоки гониометра и питания. На передней панели приемника закреплен счетчик наработки часов, служащий для снятия отсчета времени суммарной работы АРК. На внешней стороне задней панели приемника установлен блок питания.
Шасси приемника помещается в легкосъемный кожух. Для снижения температуры и улучшения вентиляции в задней и нижней частях кожуха имеется перфорация.
Блок гониометра имеет двигатель ДГМ-0,4Н, вращающийся трансформатор, гониометр ПСГ-2 и редуктор, обеспечивающий время отработки гониометрического блока. На крышке редуктора установлен корпус с лекалом механического компенсатора радиодевиации.
Блок рамочной антенны. Рамочная ферритовая антенна имеет форму плоского прямоугольника. Для обеспечения большей действующей высоты рамка выполнена на сердечниках из фер-ритового материала. Сердечники собраны в плоскую пластину, на которой размещены две взаимно перпендикулярные катушки и контрольный виток. Антенна размещена на экране в виде прямоугольной ванны, изготовленной из листового металла. Для достижения герметичности конструкции антенна залита радиопрозрачной теплостойкой массой ПУ-101.
Пульт управления радиокомпаса служит для дистанционного управления работой АРК, а также настройки на заданную
Рис. 120. Пульт управления АРК-15М
частоту. Конструкция представляет собой самостоятельный легкосъемный блок, выполненный с встроенным красным подсветом. С задней стороны лицевой панели установлены скоба, на которой крепятся реле, печатная плата с радиоэлементами и два устройства для набора заданной частоты. Наборное устройство представляет собой законченный электромеханический узел, включает в себя три оси, каждая из которых устанавливается в положение одной из трех совмещенных ручек. Первой ручкой устанавливаются значения единиц и 0,5 кГц, второй ручкой — десятки килогерц, а третьей — сотни киломегагерцы. Положения ручек и связанные с ними оси фиксируются при западании ролика фиксирующего рычага в паз звездочки Рычаг с роликом прижимаются к звездочке пружиной; каждую звездочку фиксируют два рычага.
На пульте управления (рис. 120) расположены: два наборных устройства для установки тремя ручками частоты радиостанции;
тумблер «Каналы 1—2» переключения наборных устройств В положении 1 включается левое наборное устройство в положении 2— правое;
регулятор «Громкость», который регулирует громкость в телефонах в режиме «Компас» и усиление приемника в режимах «Антенна» и «Рамка»;
переключатель режимов работы «Компас», «Антенна» «Рамка», а также общего выключения аппарата;
переключатель «Тлф-Тлг», включающий в положении «Тлг» местную модуляцию и тем самым позволяющий прослушивать позывные станции, работающей немодулированными колебаниями;
кнопка «Рамка» включения автономного вращения искательной катушки гониометра;
кнопка «Упр.», используемая при двухпультовом варианте. При нажатии на нее управление передается на один из
пультов.
Работоспособность радиокомпаса проверяется следующим
образом:
при включенном бортовом или аэродромном питании включить автоматы защиты сети «ПТ-200», «АРК» и «СПУ»;
переключатель рода работ на абонентском щитке поставить поочередно в положения «Компас», «Антенна» и «Рамка». Загорание лампочек подсвета будет свидетельствовать об исправно-стях цепей подключения бортсети + 27 В;
установить переключатель рода работ в положение «Антенна» и настроить приемник на сигналы какой-либо мощной станции, частота которой лежит в диапазоне частот радиокомпаса;
поставить переключатель рода работ в положение «Компас». При этом стрелка указателя должна подходить к положению пеленга на принимаемую радиостанцию;
убедиться в работе переключателя «Тлф-Тлг» по появлению в телефонах тона звуковой частоты в режиме «Тлг» и пропаданию его в режиме «Тлф»;
вращая ручку «Громкость» на пульте управления, убедиться в действии регулятора при положениях переключателя рода работ «Антенна», «Рамка» и «Компас» по уменьшению уровня сигнала в телефонах;
убедиться в наличии автономного вращения стрелки указателя во всех режимах работы при нажатии на кнопку «Рамка» на пульте.
Эксплуатация радиокомпаса в полете. Основной режим работы радиокомпаса — режим «Компас». Если частота сигнала пеленгуемой станции стабильна, то для настройки на нее достаточно установить нужную частоту на шкале одного из каналов пульта управления и включить нужный канал.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета