Основные технические данные
Диапазон частот, кГц, для поддиапазонов:
I 150—300
II 300—600
III 600—900
IV 900—1300
Чувствительность приемника, мкВ, в режимах:
«Антенна», «ТЛФ» 12—10
«Антенна», «ТЛГ» 6—5
Предельная чувствительность радиокомпаса по
приводу, мкВ, не хуже 50
Предельная чувствительность радиокомпаса по
пеленгу, мкВ, не ниже 180
Дальность действия с приводными радиостанциями мощностью до 500 Вт, при высоте полета
самолета 1000 м, км * 160—200
Потребляемый ток, А, не более:
от бортовой сети постоянного тока напряже нием 27 В 1,5—2
от преобразователя ПО-250 переменного тока напряжением 115 В, f/ = 400 Гц .... 1 Масса комплекта без учета индикатора курса и
соединительных проводов, кг 19,65
* Дальность действия зависит от высоты полета самолета, места расположения приводной радиостанции, времени суток и года, поэтому цифры дальности указаны ориентировочно.
Работа радиокомпаса. Определение направления с помощью радиокомпаса основано на использовании направленной характеристики рамочной антенны. Направленные свойства такой антенны обусловлены тем, что в зависимости от направления прихода радиоволны меняются фазовые соотношения между э.д.с., наводимыми в вертикальных сторонах рамочной антенны, а следовательно, меняется и суммарное напряжение, подаваемое с антенны в приемное устройство.
Рассмотрим сущность направленного приема рамочной антенны (рис. 109). Если радиоволна будет достигать вертикальных сторон (ab и cd) рамочной антенны неодновременно (рис. 107,а), то мгновенные значения э.д.с. (Еаb и Есd), наводи-
мые в этих сторонах, будут различны, т. е. между наводимыми э.д.с. возникает разность фаз ф. При разности хода волны в l метров (l — расстояние между вертикальными сторонами ab и cd рамочной антенны) разность фаз φ=2πλ-1l (здесь λ — длина радиоволны). Если направление прихода радиоволны составляет с плоскостью рамочной антенны угол а, то разность хода волны между сторонами ab и cd равна lсоsα, а разность фаз между э.д.с. в этих сторонах φ=2πλ-1lсоsα. Следовательно, при изменении угла а разность фаз между э.д.с. в вертикальных сторонах рамочной антенны будет изменяться по
косинусоидальному закону.
Рис. 109. Приемная рамочная антенна:
а — путь радиоволны к сторонам рамочной антенны; б — характеристика направленности рамочной антенны
Рис. 110/ Диаграмма направленности
при совместном приеме на рамочную и
ненаправленную антенны
Характеристика направленности одного витка рамки представляет косинусоиду, которая в полярных координатах изображается в виде восьмерки, образованной двумя касающимися окружностями (рис. 109, б). Нуль приема будет с направлений, перпендикулярных к плоскости рамочной антены, а максимум — с направлений, лежащих в ее плоскости. При переходе через направление нулевого приема фаза результирующей э.д.с. меняется на 180°. Недостатком такой диаграммы направленности является наличие двух максимумов и двух минимумов, что при пеленгации создает неопределенность на 180°. Для устранения неопределенности в радиокомпасах применен одновременный прием радиоволн на рамочную и открытую, ненаправленную, антенны. Диаграмма направленности в этом случае имеет один максимум и один минимум (рис. 109). Результирующая э.д.с. Ер рамочной антены может совпадать по фазе с э.д.с. ненаправленной антены Еа или отличаться от
нее на 180°, т. е. э.д.с. будут одинаковы или противоположны по знаку. Если построить полярные диаграммы направленности рамочной и ненаправленной антенны из общего центра и произвести векторное сложение Ер и Еа, а затем соединить концы суммарных векторов плавной кривой, то полученная кривая — кардиоида и будет результирующей диаграммой направленности.
Рассмотрим принцип автоматической пеленгации в режиме «Комп.». Для этого используем структурную схему радиокомпаса (рис. 111) и схему напряжений в цепях радиокомпаса (рис. 112). Сигнал, принятый рамочной антенной, поступает в-усилитель напряжения. Усиленное напряжение подается в коммутатор фазы, который изменяет фазу этого напряжения на 180°. Прокоммутированное по фазе напряжение рамочной антенны подается в контур сложения, куда одновременно подается и напряжение ненаправленной антенны. В контуре сложения эти два напряжения складываются. Так как фаза напряжения ненаправленной антенны постоянна, а рамочной антенны периодически изменяется на 180°, то в контуре сложения образуется, суммарное напряжение с периодически изменяющейся амплитудой. Изменение амплитуды пропорционально углу отклонения рамочной антенны от направления на радиостанцию.
Рис. 111. Структурная схема радиокомпаса АРК-9
Рассмотрим работу системы автоматического управления вращением антенны. Если рамочная антенна своей осью нулевого приема направлена на радиостанцию, напряжение от рамочной антенны равно нулю. На контуре сложения действует только напряжение ненаправленной антенны. При отклонении рамочной антенны от положения нулевого приема вправо на ней появляется напряжение, фаза которого такова, что фаза огибающей суммарного напряжения в контуре сложения совпадает с фазой напряжения генератора звуковой частоты.
Рис- 112 Форма напряжений в различных элементах радиокомпаса: ННП — направление нулевого прмема; 1 — ориентация диаграммы направленности рамки относительно направления на радиостанцию; 2—напряжение рамки после коммутации фаз; 3 — напряжение рамки после коммутатора фаз; 4 — напряжение на зажимах ненаправленной антенны; 5—суммарное напряжение в контуре сложения; 6 — напряжение на входе управляющей схемы; 7 — напряжение на управляющей обмотке двигателя вращения рамки; 8 — направление поворота мотора вращения рамки
При отклонении рамочной антенны вправо от положения пеленга радиостанции напряжение управляющего устройства таково, что электродвигатель поворачивает рамочную антенну против часовой стрелки, а при отклонении влево — по часовой стрелке. Таким образом, при любом отклонении рамочной антенны от положения пеленга она по кратчайшему пути устанавливается в положение пеленга. С помощью сельсинной следящей системы поворот рамочной антенны передается па стрелку указателя УГР-4УК, острый конец которой покажет направление на радиостанцию.
Выше рассматривался только основной режим работы радиокомпаса — автоматическое пеленгование «Компас». В режиме «Рамка» коммутатор фазы радиокомпаса работает только
как усилитель высокой частоты. Звуковой генератор, антенный усилитель и управляющее устройство отключаются, а приемник радиокомпаса используется только для усиления сигнала, поступающего от рамочного канала. Пеленгование в этом случае может производиться по пропаданию сигнала пеленгуемой радиостанции в телефонах при поворотах рамки. Вращение рамки в этом режиме осуществляется с помощью того же двигателя, но напряжение на его управляющую обмотку подается не от управляющего устройства, а непосредственно от блока питания через переключатель ручного вращения «Рамка Л-П» и в фазе, необходимой для правого или иного вращения (в зависимости от положения переключателя).
В режиме работы «Антенна» радиокомпас может использо-ваться как обычный связной средневолновый приемник. В этом режима отключается весь рамочный вход, а также и управляющее устройство.
Рис. 113. Рама и блок рамочной антенны
Рамочная антенна радиокомпаса. Радиокомпас АРК-9 имеет поворотную рамочную антенну внутрифюзеляжного типа. Рамка выполнена на сердечниках из феррита — материала, обладающего высокой магнитной проницаемостью и небольшими потерями на высоких частотах. Для получения монолитной и герметичной конструкции рамка заливается специальной смолой. Поверх сердечника нанесена обмотка. Средняя точка рамки через кольцевой токосъемник «заземляется». Это снижает нежелательный антенный эффект рамочной антенны. Рамочная антенна и система управления ее представляют блок (рис. 113), все детали которого, кроме самой рамочной антенны,установлены на шасси и закрыты пылебрыз-гозащитпым кожухом. Под кожухом расположены двигатели рамки и тахогенератор, механизм компенсации радиодевиацни, сельсин-датчик курсовых углов.
Рис. 114. Приемник радиокомпаса АРК-9
Приемник радиокомпаса. В группу, условно выделенную под названием «Собственно приемник», входят: антенные контуры, каскады 1—20 и 2—20 УВЧ, гетеродин, смеситель, УПЧ, детектор, каскады УПЧ телефонного канала, а также каскады АРУ, т. е. все элементы, присущие супергетеродину с однократным преобразователем частоты.
Рис. 115. Пульт управления радиокомпаса АРК-9
Конструктивно приемник (рис. 114) разделяется на пять блоков, заключенных в пылебрызгозащитный кожух, который крепится к амортизационной раме.
Пульт управления (рис. 115) представляет собой самостоятельный блок, на котором расположены все органы управления радиокомпасом:
кнопка «Управл.» для переключения пультов управления в двухщитковом варианте (на самолете Як-18Т эта кнопка не подключена);
индикатор настройки для настройки приемника на заданную частоту по максимуму отклонения стрелки;
переключатель рода работ, имеющий следующие положения:
«Выкл.» — снимается питание с радиокомпаса;
«Комп.» — к приемнику подключаются рамочная и открытая антенны, работает механизм вращения, стрелка показывает направление на радиостанцию (это положение применяется для отсчета курсового угла радиостанции);
«Ант.» — к приемнику подключается открытая антенна и отключается рамочная (это положение применяется для настройки приемника на заданную частоту и прослушивания позывных) ;
«Рам.» — к приемнику подключается рамочная и отключается открытая антенны (это положение используется для настройки приемника слуховым методом);
переключатель режимов работы «ТЛФ — ТЛГ»;
регулятор громкости «Громк.»;
два переключателя частот: один — «Основной», второй — «Резервный». Названия эти условны, так как на каждом из переключателей можно установить любую частоту в диапазоне от 150 до 1290 кГц.
Сотни килогерц устанавливаются вращением нижней широкой части сдвоенной ручки переключателя, десятки — вращением флажка на этом переключателе. Установленная частота считывается по цифрам, появляющимся в прорезе — окне сбоку переключателя;
две ручки точной подстройки «Подстр.». Каждой ручкой устанавливается точно частота от —10 до +20 кГц. Переключатели частот и соответствующие ручки подстройки работают попеременно. Подключение их осуществляется переключателем волн, установленным на центральном пульте. В положении «Д» подключаются основной переключатель частот и «Подстр.», в положении «Б» — резервные;
переключатель «Рамка Л — П» служит для ручного вращения рамочной антенны. Отклонение влево или вправо этого переключателя приводит к повороту соответственно влево или вправо рамочной антенны радиокомпаса. Вращение рамочной антенны продолжается до тех пор, пока переключатель удерживается в отклоненном состоянии. Ручное вращение рамочной антенны возможно при положениях переключателя рода работы «Комп.» и «Рам.». Пульт управления снабжен встроенным красным подсветом.
С радиокомпасом работают в следующем порядке:
1. Включить автоматы защиты сети «ПО-250», «АРК», «СПУ». Включение радиокомпаса (при включенном бортовом питании) осуществляется переводом переключателя рода работ на пульте управления из положения «Выкл.» в одно из трех положений: «Комп.», «Ант.», «Рам.». При этом на радиоком пас подается переменное напряжение 115В частотой 400 Гц и постоянное напряжение 27 В.
Радиокомпас можно считать включенным, если при установке переключателя «ТЛФ—ТЛГ» в положение «ТЛФ» в телефонах появится характерный фон, стрелка индикатора настройки отойдет от нулевого значения, а стрелка указателя УГР-4УК начнет двигаться или колебаться под влиянием шумов.
При включении радиокомпаса следует учесть, что нормальная градуировка шкалы настройки и полная работоспособность радиокомпаса в широкой полосе устанавливаются через 3— 5 мин после включения, а при отрицательных температурах воздуха от —30 до —60° С нормальная работоспособность устанавливается через 10—15 мин.
2. Произвести настройку радиокомпаса. Существуют два ме тода настройки: визуальной индикации курсовых углов и слу ховой.
Радиокомпас с визуальной индукцией курсового угла настраивается следующим образом:
переключатель рода работ поставить в положение «Ант.»;
переключатель волн установить в положение «Д». При этом на пульте управления загорится надпись «Осн.»;
переключатель «ТЛФ — ТЛГ» поставить в положение «ТЛГ»;
ручку «Громк.» установить в крайнее правое положение;
переключателем частот набрать заданную частоту (полные десятки килогерц);
прослушивая позывные и вращая ручку «Подстр.», добиться максимального отклонения стрелки индикатора настройки. По позывным и фону приводной радиостанции убедиться в правильности настройки. При этом на абонентском щитке СПУ-9 переключатель должен стоять в положении «РК»;
переключатель рода работы поставить в положение «Комп.», острый конец стрелки АРК на указателе УГР-4УК покажет направление на радиостанцию;
отклонить переключатель «Рамка Л-П» влево и держать в отклоненном положении до тех пор, пока стрелка АРК (рамка) повернется влево примерно на 90°. Отпустить переключатель, стрелка должна возвратиться по малой дуге в первоначальное положение и показать тот же КУР. Произвести аналогичные действия при отклонении переключателя «Рамка Л-П» вправо;
переключатель волн поставить в положение «Б» и при необходимости произвести настройку на другую заданную частоту;
изменяя положение переключателя волн, прослушать позывные каждой приводной радиостанции и убедиться в правильности настройки радиокомпаса на нее без дополнительной подстройки;
выключить радиокомпас, установив переключатель рода работ на пульте управления в положение «Выкл.», и на электрощитке выключить автомат защиты сети «АРК»;
при отказе в полете радиокомпаса АРК-9 выход на аэродром посадки производить по курсовой системе ГМК-1А, данным радиопеленгатора и по командам руководителя полетов.
Слуховой метод настройки радиокомпаса АРК-9 применяется при обрыве открытой антенны, облете грозы, полетах ночью, выходе из строя системы автоматического управления вращением рамки. В этих случаях работу с радиокомпасом следует проводить в следующем порядке:
по компасу и карте сориентировать самолет в направлении на радиостанцию;
переключатель рода работы поставить в положение «Рам.»; переключатель волн установить в положение «Д». При этом на пульте управления загорится надпись «Осн.»;
переключатель «ТЛФ — ТЛГ» установить в положение «ТЛГ»;
ручку «Громк.» установить в положение максимальной громкости;
переключателем частот набрать заданную частоту (полные десятки килогерц);
прослушивая позывные и вращая ручку «Подстр.», добиться максимального отклонения стрелки индикатора настройки. По позывным и фону приводной радиостанции убедиться в правильности настройки. Если сигнал плохо прослушивается, с помощью переключателя «Рамка Л-П» повернуть рамку, добиваясь максимальной слышимости сигнала в телефонах;
ручкой «Громк.» убавить громкость, доведя ее до нормальной;
ручкой «Рамка Л-П» поворачивать рамку до тех пор, пока слышимость станет минимальной. Острый конец стрелки АРК в указателе УГР-4УК должен находиться в верхней части шкалы;
запомнить положение стрелки на указателе; ручкой «Рамка Л-П» поставить стрелку на нуль, т. е. совместить продольную ось рамки с продольной осью самолета;
развернуть самолет на ранее полученный угол в ту сторону, куда показывал острый конец стрелки АРК на указателе УГР-4УК, и лететь по минимальной слышимости сигнала в телефонах. При отворотах самолетах от курса слышимость возрастает.
Работоспособность радиокомпаса проверяется следующим образом:
при включенном бортовом или аэродромном питании включить автоматы защиты сети «ПО-250», «АРК» и «СПУ»;
переключатель рода работ па абонентском щитке поставить в положение «РК», надеть авиагарнитуру АГ-2 (ГСШ-А-18);
регулятор громкости на пульте управления АРК-9 поставить в положение максимальной громкости;
перевести переключатель рода работы на пульте управления АРК-9 поочередно в положения: «Комп.», «Ант.», «Рам.» и удостовериться в работе АРК по свечению ламп подсвета, отклонению стрелок индикатора и появлению фона в телефонах;
установить переключатель рода работы в положение «Ант.» и работающую в диапазоне частот приемника;
поставить переключатель рода работы в положение «Комн.». Острый конец стрелки указателя УГР-4УК должен показать направление на данную радиостанцию;
убедиться в действии переключателя «ТЛФ-ТЛГ» по появлению в телефонах тона звуковой частоты в режиме «ТЛГ» и исчезновению его в режиме «ТЛФ»;
вращая ручку «Громк.», убедиться в действии регулятора громкости во всех положениях переключателя рода работ;
убедиться в наличии вращения рамки в режимах «Комп.» и «Рам.» при отклонении переключателя «Рамка Л-П» влево или вправо, а также убедиться в соответствии положения переключателя направлению поворота стрелки указателя УГР-4У;
проворить градуировку шкалы частот радиокомпаса. Наиболее удобно вести проверку по широковещательным станциям, частоты которых с большой точностью известны и есть в достаточном количестве в диапазоне частот радиокомпаса. Для проверки следует выбрать две-три широковещательные радиостанции (соответствующие разным участкам диапазона частот радиокомпаса), частоты которых точно известны. Проверка проводится в следующем порядке: поставить переключатель рода работ в положение «Ант.»; переключателем частот установить сотни и десятки килогерц частоты сигнала радиостанции и точно настроить радиокомпас рукояткой «Подстр.» по индикатору настройки. Разность частоты настройки приемника (соответствующая точной настройке) и принимаемой станции будет характеризовать точность градуировки приемника. Допустимое расхождение градуировки не должно превышать ±2,5% от установленного значения частоты;
приближенно определить дальность действия радиокомпаса, для этого настроиться на несколько приводных радиостанций, удаленных на 100—120 км от самолета. Радиостанции должны пеленговаться, а их позывные прослушиваться.
При ограничении времени проведения предполетной подготовки проверка двух последних пунктов может быть проведена при послеполетном осмотре. Все неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, устраняются на земле.
Радиодевиация АРК-9. Радиодевиацией называется ошибка в определении курсового угла радиостанции, возникающая при пеленгации радиостанции радиокомпасом. Ошибка заключается в том, что рамка радиокомпаса при пеленговании радиостанции не устанавливается строго по направлению на радиостанцию, а отклоняется от него на некоторый угол Ар, который называется радиодевиацией (рис. 116).
Угол Ар практически не зависит ни от частоты, на которой работает радиостанция, ни от удаленности радиостанции, ни от работы радиокомпаса. Он зависит только от положения самолета в пространстве относительно радиостанции, т. е. от курсового угла радиостанции. Такая зависимость вытекает из физического понятия радиодевиации, которое заключается в том, что большие металлические массы самолета, находясь в электромагнитном поле, излучаемом радиостанцией, ведут себя как антенна: в них наводятся э.д.с. высокой частотой. Эти э.д.с. приводят к появлению токов, текущих по фюзеляжу.
Всякий проводник, по которому текут переменные токи, излучает в пространство электромагнитную энергию. Энергия, излучаемая в данном случае металлическими частями самоле-
Рис. 116- Радиодевиация рамочной антенны радиокомпаса АРК-9:
КУР — курсовой угол радиостанции; р — радиодевиация; О Р К — отсчет радиокомпаса; / — рамка; 2 — истинное направление на радиостанцию
та, носит название энергии вторичного излучения. Частота вторичного излучения равна частоте электромагнитного поля, излучаемого радиостанцией. Таким образом, металлические части самолета вызывают искажение (девиацию) электромагнитного поля радиостанции вблизи самолета, что приводит к ошибкам пеленга. На основных значениях КУР 0; 90; 180 и 270° эта ошибка практически равна нулю, так как в этом случае вторичное излучение совпадает по фазе с электромагнитным полем радиостанции и искажения поля не происходит. На остальных значениях КУР результирующее электромагнитное поле около рамки искажается и рамка не устанавливается в направлении истинного пеленга. Радиодевиационная ошибка радиокомпаса определяется практическим путем и задается в виде графика (рис. 117).
Зависимость ошибки пеленга только лишь от курсового угла самолета относительно радиостанции дает возможность скомпенсировать ее. Для этого имеется механизм компенсации радиодевиации, который устроен следующим образом. Движение на ось рамки передается от двигателей через редуктор на большое зубчатое колесо, неподвижно закрепленное на оси рамки. С него через второе зубчатое колесо вращение передается на ось ротора сельсин-датчика, и ошибка, вызванная радиодевиацией, компенсируется.
На компенсаторе имеются две шкалы: наподвижная и подвижная. Неподвижная шкала укреплена на корпусе и разбита
Рис. 117. График радиодевиации
на 360°, подвижная укреплена на вращающейся оси рамки и имеет 40—50 делений, выраженных в градусах. Показаниях нулевого деления подвижной шкалы относительно неподвижной дают значение ОРК (отсчет радиокомпаса). С зубчатого колеса, закрепленного подвижно на оси рамки, вращение с помощью двух одинаковых зубчатых колес передается на зубчатое колесо с закрепленной на оси стрелкой, которая по подвижной шкале указывает компенсационные углы. Показание стрелки относительно неподвижной шкалы дает курсовой угол радиостанции.
Компенсация радиодевиации проводится техником по радиооборудованию. Перед компенсацией радиодевиации необходимо определить и устранить установочную ошибку рамки, списать радиодевиацию и построить график поправок. Списание радиодевиации производится путем установки самолета с помощью девиационного пеленгатора на 24 курсовых угла (через каждые 15°) в соответствии со специальными инструкциями. Полученные данные заносятся в таблицу, определяется поправка на ра-диодевнацию Ар и строится график поправок зависимости Ар от ОРК.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета