3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
Назначение и устройство. Аккумуляторная батарея 20НКБН-25 (20 — число элементов, НК — никель-кадмиевая, Б—батарея, Н—намазная, 25 — емкость в ампер-часах) служит дополнительным источником электрической энергии на самолете. Кроме того, аккумулятор служит для запуска двигателя и питания бортовой сети в случае отказа генератора и для, работы в полете в буферном режиме с генератором. Щелочная аккумуляторная батарея установлена в центроплане справа (см. рис. 2).
Батарея составлена из 20 аккумуляторов, соединенных последовательно шинами (рис. 76). Сосуд аккумулятора изготовлен из пластмассы. Внутри сосуда помещены положительные и отрицательные пластины, разделенные эбонитовыми изоляционными палочками. Боковая изоляция предохраняет пластины от соприкосновения со стенками сосуда. Пробка прикрывает отверстие в аккумуляторе, служащее дли заливки его электролитом и для отвода газов.
Аккумуляторы помещены в корпус, выполненный из нержавеющей стали. На боковых стенках корпуса имеются смотровые окна для наблюдения за уровнем электролита. В качестве электролита в кадмиево-никелевом аккумуляторе применяется водный раствор едкого калия (КОН). Для улучшения работы аккумулятора в электролит добавляется едкий литий (LiOH).
Рис. 77. Пластины щелочного аккумулятора
Положительные и отрицательные пластины кадмиево-нике-левого аккумулятора (рис. 77) состоят из отдельных стальных никелированных рам, в которые заделаны в виде ячеек пакетики из перфорированной стали с активной массой. В качестве активной массы положительных пластин применяется смесь из гидрата закиси никеля Ni(ОН)2, гидрата окиси никеля Ni(ОН)3 и некоторого количества графита (до 20%), увеличивающего электропроводимость массы. В качестве активной массы отрицательных пластин применяется смесь губчатого кадмия Cd с железом Fe (75—80% кадмия и 20—25% железа). Железо увеличивает электропроводимость массы и предохраняет ее от спе-кания.
Электрохимические процессы при заряде аккумулятора. При заряде анод аккумулятора присоединяется к положительному полюсу источника электрической энергии, а катод — к отрицательному полюсу.
В начале заряда аккумулятор представляет собой электрохимическую систему следующего состава:
Ni(ОН)2 |КОН| Cd(ОН)2
анод электролит катод
При подключении аккумулятора к источнику постоянного тока в цепи возникает электрический ток вследствие движения ионов.
На рис. 78 показана принципиальная схема заряда аккумулятора. Под действием внешней разности потенциалов свободные электроны уходят с анода, одновременно отрицательные ионы гидроксила ОН попадают на анод и отдают ему свои отрицательные заряды. На аноде возникает химическая реакция, которая в молекулярном виде может быть записана так: 2Ni(ОН)2 + 2(ОН) = 2Ni(ОН)3. На отрицательном электроде происходит реакция: Cd(ОН)2->Cd+2(ОН), т. е. гидрат окиси кадмия Cd(ОН)2, в результате химической реакции распадается на губчатый кадмий Cd и гидроксил 2(ОН). Последний, вступая в химическое взаимодействие с калием, образует молекулы едкого кали: 2(ОН)+2К = 2КОН. Следовательно, уравнение токообразующего процесса при заряде кадмиево-ни-келевого аккумулятора можно записать в следующем виде:
Cd(ОН)2 + 2КОН + 2Ni(ОН)2 = Cd2КОН + 2Ni(ОН)3,
катод анод анод
т. е. в результате на катоде восстанавливается губчатый кадмий, а на аноде — гидрат окиси никеля 2Ni(ОН)3.
Электрохимические процессы при разряде аккумулятора. Заряженный аккумулятор представляет собой электрическую схему, где активным веществом анода является гидрат окиси никеля Ni(ОН)з, активной массой катода—губчатый (пористый) кадмий Cd и электролитом раствор едкого кали КОН. В электролите аккумулятора происходит непрерывный процесс электролитической диссоциации молекул: КОН<>К+ + ОН-.
Рис. 78. Схема заряда кадмиевоникелевого аккумулятора Рис. 79. Схема разряда кадмиевоникелевого аккумулятора
При подсоединения к зажимам аккумулятора нагрузки в цепи возникает электрический ток, и аккумулятор начинает разряжаться.
Принципиальная схема разряда кадмиево-никелевого аккумулятора показала на рис. 79. Положительные ионы калия К перемещаются в направлении электрического поля, т. е. от отрицательного электрода к положительному. Отрицательные ионы гидроксила ОН перемещаются навстречу электрическому полю, т. е. от анода к катоду. С отрицательного электрода электроны уходят во внешнюю цепь. Отрицательные ионы гидроксильной группы ОН отдают свои отрицательные заряды катоду и в результате этого там возникает химическая реакция Cd + 2ОН = = Cd(ОН)3, т. е. образуется гидрат окиси кадмия Cd (ОН)2.
Из внешней цепи на анод поступают свободные электроны, а из электролита — положительные ионы калия К+, которые отдают аноду свои положительные заряды. В результате на аноде возникает следующая реакция: 2Ni(ОН)3 + 2К = = 2Ni(ОН)2+2КОН, т. е. при разряде аккумулятору на аноде образуется гидрат закиси никеля Ni(ОН)2 и едкий кали КОН. Следовательно, уравнение токообразующего процесса при разряде кадмиево-никелевого акумулятора можно записать так:
2Ni(ОН)3 + 2КОН + Cd = 2Ni(ОН)2 + 2КОН + Cd(ОН)2.
анод катод анод катод
Концентрация электролита при разряде и заряде аккумулятора не изменяется, так как сколько едкого кали расходуется вблизи катода, столько же его возникает вблизи анода.
Основные технические данные аккумуляторной батареи 20КНБН-25
э.д.с. заряженной батареи, В 25
Емкость заряженной батареи при t= 25±10°С и разряде током 10 А до напряжения 20 В,
А.Ч 25
Диапазон рабочих температур, °С .... от —5
до +50 Продолжительность разряда, мин:
током 25 А не менее 57
» 50 » » » 22
» 100 » » » 11
Плотность электролита, г/см3 1,3
Масса батареи, кг 24
Электрические характеристики авиационных аккумуляторов.
Электродвижущей силой (э. д. с.) аккумулятора называется разность потенциалов его выводных зажимов при разомкнутой внешней цепи. Э. д. с. элемента зависит от состава электродов и электролита и не зависит от формы, числа и размеров электродов.
Внутренним сопротивлением аккумулятора называется электрическое сопротивление, оказываемое аккумулятором току, протекающему через него. По мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление растет. Внутреннее сопротивление кадмиево-никелевого аккумулятора можно практически определять по формуле r0=0,3 : Q где Q — емкость аккумулятора.
Напряжение аккумулятора отличается от э.д.с. на значение падения напряжения на внутреннем сопротивлении аккумулятора. С эксплуатационной точки зрения важно знать не э. д. с., а напряжение аккумулятора, так как именно его необходимое значение нужно обеспечить потребителю. Напряжение аккумулятора, зависящее от э. д. с., разрядного тока и внутреннего сопротивления аккумулятора, уменьшается в процессе разряда.
Напряжение аккумулятора зависит от тока нагрузки, поэтому его нужно измерять при определенном разрядном токе. По напряжению можно ориентировочно судить о степени разреженности аккумулятора, а напряжение аккумулятора зависит от его температуры. При понижении температуры увеличивается вязкость электролита, процесс диффузии замедляется и это вызывает уменьшение э. д. с., а также повышение внутреннего сопротивления. Таким образом, с уменьшением температуры напряжение аккумулятора падает. Среднее разрядное напряжение кадмиево-никелевого аккумулятора принимается равным 1,25 В.
Емкостью аккумулятора называется, количество электричества, отдаваемое полностью заряженным аккумулятором в процессе разряда до наименьшего допустимого разрядного напряжения.
Отдача аккумулятора по емкости и по энергии. Энергия, затрачиваемая на заряд аккумулятора, больше энергии, получаемой при разряде. Это объясняется расходом энергии на нагревание акумулятора проходящими через него разрядными и зарядными токами, на электролиз воды во время заряда и саморазряд батареи.
Характеризуя аккумуляторы, различают отдачу по емкости и по энергии. Отдачей по емкости nQ называют отношение разрядной емкости Qp к зарядной емкости Qз:nQ=Qp/Qз
Зарядной емкостью Qз называется количество электричества, затрачиваемое на заряд аккумулятора. При постоянных значениях зарядного и разрядного токов отдача по емкости определяется по формуле nQ =IРtР/IЗtЗ, где tР и tЗ — длительность разряда и заряда. Отдача кадмиево-никелевого аккумулятора по его емкости колеблется в пределах 65—70%.
Отдачей по энергии или к. п. д. nW называют отношение энергии WP, полученной от аккумулятора при разряде, к энергии WЗ, затраченной на его заряд: nW= WP /WЗ= VРIРtР/VЗIЗtЗ,
где VР и VЗ - средние значения напряжений при разряде и заряде.
Отдача ,по энергии меньше отдачи по емкости VР<VЗ поэтому nW<nQ. Она колеблется в пределах 50—55%, так как потеря энергии сильно зависит от разного рода необратимых процессов, например, в электролите и на электродах. Если разряд аккумулятора вести предельным током, то в соответствии с этим отдача аккумулятора как по емкости, так и по энергии будет уменьшена из-за более интенсивных химических реакций.
Срок службы самолетных аккумуляторов невысок, вследствие тяжелых условий эксплуатации и конструктивных особенностей, вытекающих из стремления уменьшить массу и габариты батареи. Срок службы измеряется в циклах. Циклом называется процесс одного заряда батареи и ее последующего разряда. Аккумуляторная батарея считается вышедшей из строя, если ее емкость менее 75% от номинальной. Срок службы аккумулятора во многом зависит от соблюдения правил его эксплуатации. Отклонение от правил эксплуатации аккумуляторов, изложенных в специальных инструкциях, приводит к снижению срок а службы.
Преимущества и недостатки щелочного аккумулятора. Основными достоинствами этих батарей являются высокая прочность и большой срок службы. Они могут длительно храниться с электролитом в разряженном и полуза-ряженном состоянии и нечувствительны к перезаряду. Недостаток их в сравнительно большом внутреннем сопротивлении (примерно на 20% больше, чем у свинцовых аккумуляторов соответствующей емкости). Кроме того, они имеют большую разницу между напряжениями заряда и разряда.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета