7. Вариометр вр-10м
Назначение и устройство. Вариометр предназначен для измерения и указания вертикальных скоростей полета самолета, т. е. скорости подъема и снижения. Принцип действия его основан на измерении перепада между атмосферным давлением и давлением внутри корпуса прибора, который сообщается с атмосферой через капилляр.
Чувствительным элементом прибора (рис. 21) является мембранная коробка, внутренняя полость которой соединяется при помощи медной трубки со статической камерой приемника воздушных давлений. Корпус прибора сообщается со статической камерой ПВД при помощи капилляра.
Если самолет летит горизонтально, давление внутри мемб-ранной коробки и корпуса прибора равно атмосферному давлению на данной высоте. Мембранная коробка не испытывает при этом никакой разности давлений и стрелка стоит на нуле.
При подъеме самолета атмосферное давление уменьшается. Воздух из корпуса начинает выходить наружу через капилляр, одновременно выходит воздух и из мембранной коробки. Капилляр имеет малое сечение, поэтому давлений воздуха внутри корпуса не успевает выравниваться до атмосферного давления, вследствие чего возникает разность между давлениями в корпусе прибора и мембранной коробке. Она пропорциональна скорости подъема самолета. В результате мембранная коробка начнет сжиматься. Движение ее передается через передаточный механизм на стрелку, которая показывает подъем.
Рис- 21. Устройство вариометра ВР-10М:
1 — передаточный механизм; 2 — штуцер; 3 — капиллярная трубка; 4 — пружина; 5 — мембранная коробка; 6—юстировочное устройство
Рис. 22. Шкала вариометра ВР-10К
При снижении самолета давление быстрее увеличится внутри мембранной коробки, мембранная коробка расширится. Движение ее передастся на стрелку, которая покажет снижение.
Шкала прибора имеет градуировку от 0 до 10 м/с, цену деления 1 м/с, оцифровку через 5 м/с (рис. 22). На лицевой стороне имеется юстировочный винт, с помощью которого перед полетом устанавливают стрелку на нуль, если она смещена (см. рис. 21). Для этого сначала выворачивают котировочный винт, вытягивают на себя. При этом котировочное приспособление перемещает мембранную коробку вверх или вниз, вызывая поворот стрелки. Во время полета винт отворачивать нельзя.
Методические и инструментальные ошибки возникают вследствие запаздывания показаний прибора из-за наличия капилляра и изменения вязкости воздуха. Эти ошибки не превышают 0,5 м/с и практического значения не имеют.
Инструментальные ошибки вариометра такие же, как и у указателя скорости, и практически не учитываются. Допустимые ошибки при температуре 15° С равны 0,3 м/с на нулевом делении шкалы и 1 м/с на остальных делениях. При температуре от +50 до —45° С ошибки могут возрастать в 1,5 раза.
Работа с вариометром. Перед вылетом следует произвести внешний осмотр прибора и убедиться в его исправности. Стрелка должна стоять на нуле. Если она отклонена от нулевого положения больше, чем на одно деление, прибор следует проверить в лаборатории, если меньше, то надо установить стрелку на нуль. Для этого нужно отвернуть юстировочный винт, повернуть стрелку, нажать на винт и завернуть его.
При отказе указателя скорости с помощью вариометра можно поддерживать определенную скорость полета. Если стрелка отклоняется вверх, значит скорость полета уменьшается, если стрелка отклоняется вниз, скорость полета увеличивается.
- Глава I пилотажно-навигационные приборы
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия
- 4. Магнитный компас ки-13к
- 5. Двухстрелочный барометрический высотомер вд-10к
- 6. Указатель скорости ус-450
- 7. Вариометр вр-10м
- 8. Акселерометр ам-10
- 9. Авиационные часы ачс-1
- 10. Гироскоп
- 11. Авиагоризонт агд-1к
- 13. Курсовая система гмк-1а
- 14. Указатель поворота и скольжения эуп-53м
- Глава II
- 1. Бензиномер сбэс-2077
- 2. Тахометр итэ-1
- Стрелка
- 4. Термометр головок цилиндров тцт-13
- 5. Термометр универсальный электрический туэ-48к
- 6. Мановакуумметр мв-16у
- 7. Манометр воздуха 2м-80
- 8. Вольтамперметр ва-3
- Глава III источники электроэнергии. Регулирующие устройства
- 1. Источники электроэнергии
- 2. Генератор гср-3000м
- Основные технические данные генератора
- 3. Аккумуляторная батарея 20нкбн-25
- 4. Регулирующие устройства
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Основные данные трансформатора тс-9м-2
- 5. Электрическая схема источников постоянного тока и регулирующих устройств
- 6. Эксплуатация источников питания
- 7. Преобразователь по-250
- Основные технические данные
- 8. Преобразователь пт-200ц
- Основные технические данные
- 9. Электрическая схема источников переменного тока
- 10. Бортовая электрическая сеть
- Глава IV потребители электроэнергии
- 1. Электрическая схема запуска двигателя
- 2. Электромагнитный кран 772
- 3. Стеклоочиститель
- 4. Электрообогрев приемника воздушных давлений
- 5. Светотехническое оборудование
- Основные технические данные
- Основные технические данные
- Глава V радиотехническое оборудование
- 1. Самолетное переговорное устройство спу-9
- Основные технические данные спу-9
- 2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
- Основные технические данные
- 3. Командная радиостанция «Баклан-5»
- Основные технические данные
- 4. Автоматический радиокомпас арк-9
- Основные технические данные
- 5. Автоматический радиокомпас арк-15м
- Основные технические данные
- 6. Радиовысотомер рв-5
- Основные технические данные
- 7. Маркерный радиоприемник мрп-56п
- Основные технические данные
- 8. Аппаратура посадки «Ось-1»
- Глава VI
- Основные технические данные
- Действия пилота при отказе средств связи
- Список литературы
- Глава I. Пилотажно-навигационные приборы 3
- 1. Классификация приборного оборудования по назначению и принципу действия 3
- Глава III. Источники электроэнергии. Регулирующие устройства . 70
- Глава IV. Потребители электроэнергии 100
- Глава V. Радиоэлектронное оборудование 109
- Глава VI. Система автоматической регистрации параметров полета