4.2. Статические и динамические характеристики сау
Статические режимы САУхарактеризуются установившимися состояниями при неизменных входных воздействиях. Уравнения статики легко получить из уравнений динамики САУ путем приравнивания в них нулю всех производных по времени переменных (координат состояния) и внешних воздействий. В операторных уравнениях и на структурных схемах (см. гл. 5) линейных САУ это эквивалентно нулевой частоте изменения переменных, что достигается приравниванием нулю оператораp.
Таким образом, статическая характеристика системы– это зависимость выходной переменной от какой-либо входной переменной в статическом (установившемся) режиме.
Примером статической характеристики является механическая характеристика двигателя постоянного тока (ДПТ) – зависимость угловой частоты вращения вала двигателя от момента нагрузки на валу в установившихся режимах (рис. 4.1). Как видим, при увеличении нагрузки на валу двигателя скорость вращения вала двигателя падает и появляется статическая ошибка регулирования скорости. При изменении нагрузки от нуля до номинального значения Mснскорость вращения уменьшается от скорости холостого ходадо номинальной скорости.
В номинальном режиме статическая ошибка регулирования скорости вращения
. (4.1)
Рис. 4.1. Статическая механическая
характеристика ДПТ
Найдем выражения для установившейся ошибки регулирования при изменении задающих или возмущающих воздействий линейной системы управления.
Передаточная функция любой замкнутой линейной САУ с отрицательной обратной связью (рис. 4.2) определяется передаточными функциями прямого и обратногоканалов регулирования (см. гл. 5.3)
. (4.2)
Рис. 4.2. Структурная схема
замкнутой САУ
Отсюда изображение ошибки регулирования в системе
, (4.3)
а передаточная функция по ошибке
. (4.4)
Как следует из (4.3), ошибка регулирования будет стремиться к нулю при X = const, если, что предполагает реализацию бесконечно большого усиления в устройстве управления и может привести к неустойчивости системы. Кроме того, реальные динамические звенья обладают конечными коэффициентами усиления, что приводит к возникновению ненулевойстатической ошибки регулирования.
Между тем, статическая ошибка регулирования в системе при неизменном входном воздействии может быть сведена к нулю, если сделать равной нулю передаточную функцию ошибки по задающему или возмущающему воздействию приp=0. Для этого достаточно в прямой или обратный канал регулирования системы, приведенной два рис. 4.2, ввести интегрирующее звено. На практике интегрирующее звено вводят в структуру устройства управления, применяя И-, ПИ-, ПИД-регуляторы. Это обеспечиваети, тем самым нулевую статическую ошибку регулирования.Такие системы принято называть астатическимипервого порядка по задающему или (и) возмущающему воздействию. Для придания системе астатизма более высокого порядка в структуру регулятора вводят соответствующее число интеграторов.
Величина установившейся ошибки регулирования, наличие и порядок астатизма замкнутой САУ определяются не только ее моделью, но и видом входного сигнала. Определим, как вид входного воздействия влияет на величину установившейся ошибки.
Передаточную функцию прямого канала запишем в виде
, (4.5)
где K– коэффициент передачи,
zi,pj– полюсы и нули передаточной функции (4.5).
Для определения величины установившейся ошибки рассмотрим случай единичной обратной связи, т. е. =1.
В установившихся режимах (при p = 0) передаточную функцию (4.4) можно записать в виде
, (4.6)
где Ki– коэффициент ошибки системы, определяемый видом входного воздействия,i = 0, 1, 2.
Поскольку в качестве типовых тестовых сигналов применяют ступенчатое, линейное и квадратичное входное воздействие, то для оценки установившихся ошибок в системе выделяют 3 типа коэффициентов ошибок:
1) коэффициент ошибки по положению (i = 0)
; (4.7)
2) коэффициент ошибки по скорости (i = 1)
; (4.8)
3) коэффициент ошибки по ускорению (i = 2)
. (4.9)
Как следует из выражений (4.3)…(4.9), установившиеся ошибки САУ могут иметь нулевое, бесконечное или постоянное значение в зависимости от числа интеграторов в передаточной функции W1(p) и типа входного сигнала. Установившиеся ошибки для трех типов входных воздействий и трех типов передаточной функцииW1(p) – с отсутствием интеграторов, с одним и двумя интеграторами – приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Число интеграторов | Входной сигнал | ||
Ступенчатый | Линейный | Квадратичный | |
0 | |||
1 | |||
2 |
Динамические режимы САУхарактеризуются переходными состояниями системы при изменении входных (задающих и возмущающих) воздействий. При этом различают свободные и вынужденные переходные процессы.
Назовем процесс вынужденным, если промежуток времени между моментомtз(tв) приложения задающего (возмущающего) воздействияX(t) и моментом наблюдения выходной величиныY(t) равен бесконечности. В дальнейшем будем полагать моменты времени приложения воздействий равными нулю. Тогда процесс изменения выходной величиныY(t) в соответствие с теоремой свертывания (умножения изображений) будет иметь вид [19]
, (4.10) где- импульсная переходная функция по внешнему (задающему или возмущающему) воздействию.
Свободный (собственный) процессв системе определяется решением однородного дифференциального уравнения, описывающего САУ. Он протекает под действием ненулевых начальных условийY(t0) и в устойчивых системах асимптотически затухает:
, (4.11)
где – матрица перехода системы из начального состоянияY(t0) в текущее состояниеY(t). Понятие и расчет матрицы перехода рассмотрены в гл. 9.3.
Полное решение уравнения движениялинейных САУ представляет собой сумму решений уравнений свободного и вынужденного движений.
В качестве примера на рис. 4.3 приведена реакция электродвигателя постоянного тока (полное решение уравнения движения) на ступенчатое приложение номинальной нагрузки Mсн (возмущающего воздействия) к его валу.
При приложении нагрузки скорость двигателя падает, причем имеет место колебательный процесс. Максимальный динамический провал скоростипревышает статическое падение скорости(см. рис. 4.1).
Рис. 4.3. Реакция электродвигателя
на возмущающее воздействие
в виде ступени нагрузки на валу
Вынужденное движение соответствует новому установившемуся состоянию - номинальной скорости электродвигателя. Время переходного процесса (перехода в новое установившееся состояние) составляетtр .
- Министерство образования Российской федерации
- Теория автоматического управления
- Удк 62-52
- Содержание
- Используемая аббревиатура
- Введение
- Основные понятия. Задачи теории управления. Принципы автоматического управления.
- 2. Классификация технических систем управления
- 3. Основные элементы, функциональные блоки и структуры сау. Электромеханическая сау.
- 4. Анализ непрерывных линейных сау. Способы описания и характеристики линейных сау.
- 4.1. Методы описания и исследования динамических управляемых объектов в частотной и временной области
- 4.2. Статические и динамические характеристики сау
- 4.3. Переходные и импульсные характеристики сау `
- 4.4. Уравнение Лагранжа 2-го рода и дифференциальные уравнения
- 4.5. Линеаризация сау
- 5. Структурные методы исследования линейных сау
- 5.1. Преобразование Лапласа, передаточные функции и матрицы
- 5.2. Типовые динамические звенья и структурные схемы сау
- 5.3. Способы соединения звеньев. Правила преобразования структурных схем
- 6. Устойчивость линейных систем управления
- 6.1. Характеристическое уравнение линейной сау. Влияние корней характеристического полинома на устойчивость сау
- 6.2. Алгебраические критерии устойчивости
- 6.2.1. Критерий Гурвица Формулировка критерия: автоматическая система, описываемая характеристическим уравнением n-го порядка
- 6.2.2. Критерий Рауса
- 6.3. Частотные критерии устойчивости
- 6.3.1. Критерий Михайлова
- 6.3.2. Критерий Найквиста
- 7. Качество систем управления
- 7.1. Прямые показатели качества регулирования
- 7.2. Косвенные показатели качества регулирования
- 7.2.1. Оценка качества регулирования по расположению корней характеристического уравнения
- 8. Метод пространства состояний
- 8.1. Векторно-матричное описание сау
- 8.2. Схемы пространства состояний
- 8.3. Понятие матрицы перехода (переходных состояний)
- 8.4. Управляемость и наблюдаемость сау
- 9. Синтез линейных непрерывных сау
- 9.1. Общая постановка задачи синтеза
- 9.2. Типовые параметрически оптимизируемые регуляторы (корректирующие звенья) класса “вход-выход”
- 9.3. Синтез систем с подчиненным регулированием координат
- Методика структурно-параметрического синтеза контуров регулирования сау по желаемой передаточной функции
- 10. Дискретные и дискретно-непрерывные сау
- 10.1. Дискретизация и модуляция сигналов. Аналих линейных импульсных сау
- 10.2. Математическое описание дискретных систем
- 10.2.1. Z-преобразование и дискретные передаточные функции
- 10.2.2. Разностные уравнения
- 10.2.3. Описание дискретных сау в переменных состояния
- 10.2.4. Описание дискретно-непрерывных сау в пространстве состояний
- 10.3. Синтез цифровых систем управления
- 10.3.1. Метод дискретизации аналоговых регуляторов
- 10.3.2. Метод переменного коэффициента усиления
- Литература