logo search
книга по комплексам Майлов

Оптимизация (коррекция) счисленных координат

В АНК с аналоговым вычислителем применяется, как правило, простейший способ оптимизации координат самолета — автоматизированная коррекция с использованием РСБН (неавтономная коррекция) или МНРЛС (автономная коррекция).

При ручной (неавтоматизированной) коррекции значения координат МС, полученные любым способом (от наземной РЛС, визуальным наблюдением и др.), предварительно переводятся в основную систему координат АНК, в которой ведется счисление — хиуилиZиS, а затем вручную устанавливаются на «рабочих» счетчиках.

При автоматизированной коррекции сравниваются полученное независимым методом МСнези счисленное МССЧ, вырабатываются и индицируются рассогласованияΔZ=ZНЕЗZCЧиΔS=SНЕЗ SCЧ(илиΔХиΔY) между их координатами, по полученным данным принимается решение о целесообразности коррекции и корректирующие поправкиΔZ,ΔS(илиΔХ,ΔY) передаются на рабочие счетчики. Определение корректирующих поправок, их наглядная индикация, а также ввод (после принятия решения) в счетчики осуществляются автоматически. Логическая часть задачи выполняется экипажем, принимающим решение о возможности коррекции в зависимости от степени доверия к координатам, полученным независимым методом, по сравнению со счисленными.

Принцип коррекции ЧО-координат при использовании системы РСБН (или зарубежных маяков VOR/DME) рассмотрим по рис. 16.

Рис. 17. Коррекция координат по данным РСБН

Исходными данными для решения задачи коррекции являются: ЧО-координаты SpиZpрадиомаяка, подготовленные при программировании полета; заданный путевой уголβИЗЛЗП относительно истинного меридиана радиомаяка, также определяемый при программировании; измеренные системой РСБН во время полета истинный пеленгАCи наклонная дальностьDHсамолета относительно радиомаяка; текущая барометрическая высота полетаH,поступающая от СВС и принимаемая приближенно отнесенной к уровню радиомаяка. Связь между этими величинами и текущими точными ЧО-координатамиSиZсамолета устанавливается по рис. 17, а с учетом соотношения междуDH,Hиμсогласно рис. 17, б:

S-SP=-DH coscosAPS;

Z-ZP=-DH cossinAPS,

или

(S-SP) sec=-DH cosAPS;

(Z-ZP) sec=-DHsinAPS,

где АPS = АC + 180° — βИЗ— условный пеленг радиомаяка относительно частно-ортодромической осиS, принимаемой за условный меридиан. Инструментовка этих формул производится при помощи нескольких электромеханических (аналоговых) следящих систем, связывающих выходную схему РСБН (АC, DH), ручные задатчики ИЗПУ (βИЗ) и ЧО-координат радиомаяка (Sp, Zp), датчик высоты СВС (H), а также специальную схему отработки углаμ, по измеренным текущимDHиH.

Расхождения между счисленными (ZCЧ,SCЧ) и полученными согласно формуле точными (радиотехническими) координатамиZиSдля наглядности индицируются на специальном индикаторе (рис. 7, а), если переключатель находится в положении «Индикация»:

ΔZ=Z-ZСЧ;

ΔS=S-SСЧ,

После принятия решения на коррекцию установкой переключателя в положение «Коррекция» поправки ΔZ,ΔSвводятся на рабочие счетчики текущих координат самолета и приводят их показания к точным (корректированным) значениям. Изменения показаний счетчиков вызывают управляющее воздействие на самолет со стороны САУ, приводящее к маневру самолета до достижения нулевого показанияZ.

При режиме счисления в ГО-системе координат процесс коррекции аналогичен изложенному, но в НВ вводятся не SPиZP, а ГО-координатыyPихPрадиомаяка, а на индикаторе поправок отрабатываются значенияΔуиΔх, по которым экипаж может судить о возможности выполнения коррекции.

При коррекции с помощью БРЛС используется радиолокационный ориентир (РЛО) с точно определенными при программировании ЧО-координатами. Для наглядного сравнения МСНЕЗс МССЧиз НВ в БРЛС поступают текущие значения курсового углаψCЧи наклонной дальностиDНCЧориентира, вычисленные по текущим счисленным координатам самолета и запрограммированным координатам РЛО. ПоψCЧиDHCЧна экране индикатора БРЛС строится электронное перекрестие. Несовпадение изображения РЛО с перекрестием означает расхождение между МСНЕЗи МССЧ. Ручное наложение перекрестия на изображение РЛО с помощью механизма управления перекрестием (рис. 7, г) позволяет определить поправки кψCЧиDHCЧ, а следовательно, и их исправленные значенияψРЛОиDНРЛО, по которым сначала вычисляется условный пеленг РЛО (относительно ЛЗП)

AРЛО S=ψРЛО+γ-βИЗ, а затем определяются и корректированные координатыSиZсамолета. Как и при использовании РСБН, величины корректирующих поправокΔSиΔZиндицируются на индикаторе поправок.

Кроме оптимизации координат, АНК позволяет при обнаружении систематических боковых ошибок счисления осуществить также коррекцию курсовой системы, для чего используется «блок дискретных поправок» (БДК).

Вопросы студентам:

  1. Какие системы САУ работают с аналоговым АНК?

  2. Чем отличаются САУ: АБСУ-134А, КА-142, СТУ-154?

  3. Какие задачи решает комплекс Путь-4?

  4. Какие виды счисления применяются в аналоговых АНК? Какие точнее?

  5. Объясните сущность применения ДИСС при счислении.

  6. Как вычисляются радиальные скорости самолета?

  7. Опишите работу блок – схемы счисления координат импульсным методом.

  8. Как преобразуются ГО в ЧО координаты?

  9. Как решается задача полета по КР при счислении в ЧО-координатах?

  10. Какие виды коррекции применяются в аналоговых АНК? Сравните их точности.