logo
книга по комплексам Майлов

Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»

На различных этапах полет самолета Ил-86 обеспечивают бортовые системы и устройства радиоэлектронного и пилотажно-навигационного оборудования. Однако ни одно отдельно взятое техническое устройство не является универсальным ни по объему решаемых задач, ни по применению в различных условиях навигационной обстановки. Поэтому практикой самолетовождения выработан основной принцип навигационной работы, заключающийся в совместном использовании различных независимых друг от друга навигационных средств. При этом достигается повышение точности и надежности выполнения операций за счет компенсации недостатков одних датчиков навигационной информации преимуществами других.

Бортовой навигационный комплекс (БНК) «Пижма-I» состоит из навигационного и пилотажного комплексов, тесно связанных между собой. Навигационный комплекс решает на борту самолета навигационные задачи, а с помощью пилотажного комплекса решается задача пилотирования. Принцип работы БНК поясняет рис. 52. В состав БНК входят: датчики навигационной информации (ДНИ), бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ), устройства управления, индикации и сигнализации (УУИС) и бортовой пилотажный комплекс (БПК).

В качестве ДНИ используются навигационно-измерительные и радиоизмерительные системы и устройства.

Бортовая цифровая вычислительная машина является прибором дискретного действия и используется в качестве навигационного вычислителя, обеспечивая полную автоматизацию решения навигационной задачи.

Устройство управления, индикации и сигнализации позволяет экипажу непрерывно или периодически (по вызову) получать информацию о текущих координатах, элементах движения и о техническом состоянии составных частей БНК. На основании этой информации экипаж контролирует процесс навигации и при необходимости вмешивается в его ход, используя пульты управления, приборы индикации и элементы сигнализации БНК.

Рис. 52. Обобщенная структурная схема БНК

Применение БНК представляет собой новую ступень в развитии бортовых средств обеспечения полетов, предполагающую высокую степень автоматизации всех процессов, начиная от получения информации и кончая использованием ее для управления.

Следует отметить, что на самолете Ил-86, несмотря на высокую степень автоматизации навигационного комплекса, сохраняется ведущая роль экипажа, на который возлагается функция контроля за работой комплекса, для чего в БНК предусмотрена возможность индикации командных сигналов, а также некоторой промежуточной информации при работе части систем в индикаторном режиме. При наличии такой индикации, а также индикации о работоспособности отдельных элементов комплекса экипаж самолета имеет возможность коррекции положения самолета в пространстве и перехода в случае необходимости к ручному управлению.

Бортовой навигационный комплекс:

Перед полетом в запоминающее устройство ЦВМ вводится программа полета, определяющая последовательность прохождения самолетом всех пунктов маршрута и границ зон РДС от исходного пункта маршрута (ИПМ) до конечного пункта маршрута (КПМ), а также параметры наземных средств коррекции радиомаяков РСБН, радиолокационных ориентиров и т. п.

Кроме того, обеспечивается оперативное программирование горизонтального маневра схемы захода на посадку, исходя из условий, задаваемых (уточняемых) в полете.

В основу программирования маршрута положены: заблаговременный ввод и хранение в памяти ЦВМ необходимых данных для основного и возможных запасных маршрутов; состояние программы конкретного маршрута (участка маршрута) выбором соответствующих исходных данных из памяти ЦВМ; ручной ввод дополнительных данных перед полетом и в полете.

Ввод исходных данных в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) ЦВМ осуществляется двумя способами: автоматически с перфокарт при использовании пульта подготовки и контроля (ППК); вручную с пульта ввода и индикации (ПВИ) и индикатора навигационной обстановки (ИНО-2м), используя таблицу «Исходные данные программирования полета».

В полете ЦВМ обрабатывает информацию, поступающую от навигационных систем и устройств (датчиков навигационной информации), вычисляет текущие координаты и параметры движения самолета и сравнивает их с параметрами, заданными в программе полета. В результате сравнения ЦВМ формирует сигналы поступающие непосредственно (или через УУИС) в бортовой пилотажный комплекс (БПК) для выработки сигналов управления полетом.

БНК самолета Ил-86 используется при полетах на внутрироссийских и международных авиалиниях в любое время суток и года в составе экипажа без штурмана. При этом выполнение обязанностей штурмана возложено на одного из пилотов.