logo
книга по комплексам Майлов

Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом

При реализации навигационных решений в полете с АНК возможно несколько режимов управления самолетом: в горизонтальной плоскости — «Основной», «Кратчайшее расстояние», «Курсовая стабилизация» и управление по курсовой зоне посадочного радиомаяка; в вертикальной плоскости — «Вертикальный маневр» и режим управления по радиоглиссаде.

В зависимости от конкретной навигационной обстановки различные сочетания этих режимов позволяют выполнять необходимые маневры.

Основной режимавтоматического управления самолетом заключается в стабилизации нулевого бокового уклонения самолета от ортодромической ЛЗП — частной ортодромии. Повышение качества регулирования при этом достигается введением в закон управления самолетом первой производной по времени от бокового уклоненияZ, вырабатываемой также в НВ и непрерывно передаваемой в САУ.

Основной режим обеспечивает также автоматический переход па очередной участок ЛЗП. Сигналом к осуществлению перехода является величина оставшегося расстояния (упреждения разворота) S = —SУР до ППМ. С этого момента начинается управление самолетом по боковому уклонению от следующего участка ЛЗП, что обеспечивается продолжением счисления в новой системе ЧО-координат и выдачей результатов на вторую пару счетчиков (на которых ранее индицировались преобразованные координатыZ'иS', полученные согласно формулам).

Режим «Кратчайшее расстояние» («КР») — вспомогательный, но широко применяется при автоматическом управлении самолетом. При счислении в ГО-системе он заключается в поддержании фактического путевого углаβ, равным непрерывно вырабатываемому в этом режиме требуемому путевому углуβТР=βЗ+ΔβЗ. Следовательно, управление самолетом в этом режиме, в отличие от основного, ведется по схеме следящей системы, непрерывно разворачивающей вектор путевой скорости самолета в требуемое, но заранее не известное положение. При счислении в ЧО-системе режим «КР» позволяет отрабатывать параметры новой ЛЗП (βКР,SКР) для управления относительно нее поZ.

В режиме «Курсовая стабилизация»(«КС») НВ отключается, а управление самолетом осуществляется с помощью САУ непосредственно от курсовой системы. При этом полет продолжается с постоянным курсомγГ, запомненным в момент включения «КС». Курсовая стабилизация применяется для сохранения прежнего навигационного режима на время, пока производятся различные операции со счетчиками координат (ручная коррекция, задание точки для режима «КР»), так как любые изменения показаний этих счетчиков немедленно сказываются (через САУ) на управлении самолетом.

Управление по курсовой зоне наземного посадочного радиомаякавыполняется без использования НВ, с помощью отдельного счетно-решающего устройства командного навигационного комплекса, которое выдает управляющие сигналы на прибор визуальной индикации и в автопилот.

В режиме «Вертикальный маневр»(переключатель на щитке управления устанавливается в положение «ВМ») управление самолетом осуществляется от НВ и заключается в стабилизации угла снижения траектории (θ = const), задаваемого на специальном щитке пилота или штурмана.

Управление по сигналам глиссадного посадочного радиомаяка, так же как и управление по курсовой зоне, выполняется без применения навигационного вычислителя.