Оптимизация (коррекция) счисленных координат
В АНК с аналоговым вычислителем применяется, как правило, простейший способ оптимизации координат самолета — автоматизированная коррекция с использованием РСБН (неавтономная коррекция) или МНРЛС (автономная коррекция).
При ручной (неавтоматизированной) коррекции значения координат МС, полученные любым способом (от наземной РЛС, визуальным наблюдением и др.), предварительно переводятся в основную систему координат АНК, в которой ведется счисление — хиуилиZиS, а затем вручную устанавливаются на «рабочих» счетчиках.
При автоматизированной коррекции сравниваются полученное независимым методом МСнези счисленное МССЧ, вырабатываются и индицируются рассогласованияΔZ=ZНЕЗ—ZCЧиΔS=SНЕЗ —SCЧ(илиΔХиΔY) между их координатами, по полученным данным принимается решение о целесообразности коррекции и корректирующие поправкиΔZ,ΔS(илиΔХ,ΔY) передаются на рабочие счетчики. Определение корректирующих поправок, их наглядная индикация, а также ввод (после принятия решения) в счетчики осуществляются автоматически. Логическая часть задачи выполняется экипажем, принимающим решение о возможности коррекции в зависимости от степени доверия к координатам, полученным независимым методом, по сравнению со счисленными.
Принцип коррекции ЧО-координат при использовании системы РСБН (или зарубежных маяков VOR/DME) рассмотрим по рис. 16.
Рис. 17. Коррекция координат по данным РСБН
Исходными данными для решения задачи коррекции являются: ЧО-координаты SpиZpрадиомаяка, подготовленные при программировании полета; заданный путевой уголβИЗЛЗП относительно истинного меридиана радиомаяка, также определяемый при программировании; измеренные системой РСБН во время полета истинный пеленгАCи наклонная дальностьDHсамолета относительно радиомаяка; текущая барометрическая высота полетаH,поступающая от СВС и принимаемая приближенно отнесенной к уровню радиомаяка. Связь между этими величинами и текущими точными ЧО-координатамиSиZсамолета устанавливается по рис. 17, а с учетом соотношения междуDH,Hиμсогласно рис. 17, б:
S-SP=-DH coscosAPS;
Z-ZP=-DH cossinAPS,
или
(S-SP) sec=-DH cosAPS;
(Z-ZP) sec=-DHsinAPS,
где АPS = АC + 180° — βИЗ— условный пеленг радиомаяка относительно частно-ортодромической осиS, принимаемой за условный меридиан. Инструментовка этих формул производится при помощи нескольких электромеханических (аналоговых) следящих систем, связывающих выходную схему РСБН (АC, DH), ручные задатчики ИЗПУ (βИЗ) и ЧО-координат радиомаяка (Sp, Zp), датчик высоты СВС (H), а также специальную схему отработки углаμ, по измеренным текущимDHиH.
Расхождения между счисленными (ZCЧ,SCЧ) и полученными согласно формуле точными (радиотехническими) координатамиZиSдля наглядности индицируются на специальном индикаторе (рис. 7, а), если переключатель находится в положении «Индикация»:
ΔZ=Z-ZСЧ;
ΔS=S-SСЧ,
После принятия решения на коррекцию установкой переключателя в положение «Коррекция» поправки ΔZ,ΔSвводятся на рабочие счетчики текущих координат самолета и приводят их показания к точным (корректированным) значениям. Изменения показаний счетчиков вызывают управляющее воздействие на самолет со стороны САУ, приводящее к маневру самолета до достижения нулевого показанияZ.
При режиме счисления в ГО-системе координат процесс коррекции аналогичен изложенному, но в НВ вводятся не SPиZP, а ГО-координатыyPихPрадиомаяка, а на индикаторе поправок отрабатываются значенияΔуиΔх, по которым экипаж может судить о возможности выполнения коррекции.
При коррекции с помощью БРЛС используется радиолокационный ориентир (РЛО) с точно определенными при программировании ЧО-координатами. Для наглядного сравнения МСНЕЗс МССЧиз НВ в БРЛС поступают текущие значения курсового углаψCЧи наклонной дальностиDНCЧориентира, вычисленные по текущим счисленным координатам самолета и запрограммированным координатам РЛО. ПоψCЧиDHCЧна экране индикатора БРЛС строится электронное перекрестие. Несовпадение изображения РЛО с перекрестием означает расхождение между МСНЕЗи МССЧ. Ручное наложение перекрестия на изображение РЛО с помощью механизма управления перекрестием (рис. 7, г) позволяет определить поправки кψCЧиDHCЧ, а следовательно, и их исправленные значенияψРЛОиDНРЛО, по которым сначала вычисляется условный пеленг РЛО (относительно ЛЗП)
AРЛО S=ψРЛО+γ-βИЗ, а затем определяются и корректированные координатыSиZсамолета. Как и при использовании РСБН, величины корректирующих поправокΔSиΔZиндицируются на индикаторе поправок.
Кроме оптимизации координат, АНК позволяет при обнаружении систематических боковых ошибок счисления осуществить также коррекцию курсовой системы, для чего используется «блок дискретных поправок» (БДК).
Вопросы студентам:
Какие системы САУ работают с аналоговым АНК?
Чем отличаются САУ: АБСУ-134А, КА-142, СТУ-154?
Какие задачи решает комплекс Путь-4?
Какие виды счисления применяются в аналоговых АНК? Какие точнее?
Объясните сущность применения ДИСС при счислении.
Как вычисляются радиальные скорости самолета?
Опишите работу блок – схемы счисления координат импульсным методом.
Как преобразуются ГО в ЧО координаты?
Как решается задача полета по КР при счислении в ЧО-координатах?
Какие виды коррекции применяются в аналоговых АНК? Сравните их точности.
- Оглавление
- Лекции 1,2. Введение
- Лекции 3,4 применение автоматизированных навигационных комплексов
- Основы автоматизированного решения навигационных задач современные проблемы воздушной навигации
- Принцип и основные операции автоматизированного навигационного процесса
- Общая схема работы анк
- Основная система координат анк
- Аналитические зависимости для решения задач в анк
- Лекция 5. Способы оптимизации навигационной информации
- Устройства управления, индикации и сигнализации
- Характеристика типового автоматизированного навигационного комплекса с аналоговым вычислителем
- Состав комплекса
- Лекции 6, 7, 8 Автоматическая бортовая система управления абсу-134а
- Комплекс автоматов ка-142
- Командная пилотажно-навигационная система путь-4
- Счисление и преобразование координат
- Оптимизация (коррекция) счисленных координат
- Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом
- Решение задачи захода на посадку
- Применение автоматизированных навигационных комплексов с цифровыми вычислителями
- Характеристика автоматизированного навигационного комплекса с цифровым вычислителем
- Общие принципы построения комплексных навигационных систем
- Типы комплексных и комбинированных навигационных систем
- Комплексная система, сочетающая анк с неавтономными радионавигационными устройствами
- Комбинированная система инерциальной навигации в сочетании с доплеровским измерителем w и ус
- Комбинированная система навигации (анк в сочетании с доплеровским измерителем w и ус)
- Комплексная система навигации (анк в сочетании с панорамным радиолокатором и астрокорректором курса)
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Лекция 14 комплексные системы навигации, определяющие место самолета в единой системе координат
- Лекция 15 базовый навигационный комплекс "ольха-1"
- Базовый пилотажный комплекс бпк-1п-42
- Датчик усилий дублированный дду-4 сер. 03
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ик всп-1-6
- Блок формирования и контроля бфк-3
- Система сигнализации комплексов бпк-1п-42, "Ольха-1" и ик всп-1-6
- Сигнализация режимов работы и отказов пилотажного комплекса. Формирование информации
- Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
- Базовая система формирования курса бсфк-1 с гироагрегатами га-8 и блоками усилителей бу‑12 сер. 2
- Лекция 17 цифровая вычислительная маШиНа цвм20-1м
- Пульт ввода и индикации пви-1пм
- Лекция 18 пульт подготовки и контроля ппк
- Пульт управления пу-1п
- Блок коммутации бк-1п
- Преобразователь кода дальности пкд
- Картографический планшет пк-4-42
- Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»
- Состав и функциональное построение комплекса
- Навигационный комплекс для средних магистральных самолетов Ту-154м ("Жасмин")
- Цифровая вычислительная машина цвм 80
- Лекция 20 комплекс стандартного пилотажно-навигационного оборудования кспно-204
- Вычислительные системы самолетовождения, управления полетом и тягой
- Вычислительная система самолетовождения всс-85
- Вычислительная система управления полетом всуп-85
- Вычислительная система управления тягой всут-85
- Лекция 21 Системы предупреждения критических ситуаций
- Система предупреждения критических режимов полета спкр-85
- Система предупреждения приближения земли сппз-85
- Система воздушных сигналов свс-85
- Обзорные радиолокационные системы
- Метеонавигационная радиолокационная станция мнрлс-85-204
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система и42-1с
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система irs hg1150фирмыhoneywell
- Лекция 22 Бортовая аппаратура радиотехнических и посадочных систем
- Радиотехническая система ближней навигации а-331
- Радиотехническая система дальней навигации рсдн-85
- Спутниковая навигационная система снс-85
- Система посадки по радиомаякам типа ilSи сп- 50 -ils-85
- Микроволновая система посадки mls-85
- Радиотехническая система ближней навигации по маякам vor vor-85
- Радиодальномер дме/р-85
- Лекция 23 Автоматический радиокомпас арк-25
- Радиовысотомер малых высот рв-85
- Средства отображения индикации, сигнализации и системы контроля
- Система электронной индикации сэи-85
- Резервные приборы
- Авиагоризонт агб-96р
- Радиомагнитный индикатор рми-3
- Магнитный жидкостной компас ки-13бс
- Система сбора и локализации отказов ссло-85
- Антенна акн-005-204
- Хронометр авиационный электронный хаэ-85м
- Антенно-фидерное устройство рсбн "Астра-204"
- Комплексный пульт радиотехнических средств кп ртс
- Лекция 24 Современные комплексы
- Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования aria-200
- Интегрированный комплекс навигации и посадки икнп
- Электромагнитная система ориентации и навигации малого радиуса действия для точной посадки беспилотных летательных аппаратов
- Комплекс цифровой пилотажно-навигационный цпнк-114
- Лекция 25 Пилотажно-навигационный комплекс пнк-10
- Интегрированная навигационная система
- Комплексная вычислительная система самолетовождения квсс-140