Устройства управления, индикации и сигнализации
Устройства управления, индикации и сигнализации (УУИС), несмотря на различия их индивидуальных функций, имеют в структуре АНК общее назначение — обеспечивать экипажу возможность активного управления процессом подготовки и выполнения полета на всех его этапах, как при использовании автоматического канала комплекса, так и при частичном или даже полном нарушении его работоспособности. В последнем случае навигация должна осуществляться неавтоматизированными способами на основе информации от отдельных датчиков комплекса или дополнительных («аварийных») навигационных приборов.
Устройства УУИС занимают в современной воздушной навигации особое место, являясь связующим звеном между человеком и автоматом, так как без специальных устройств человек не смог бы воспользоваться всей навигационной информацией, собираемой на борту самолета в результате работы многочисленных приборов.
К группе УУИС относятся:
пульты управления всеми входящими в АНК датчиками навигационной информации, центральным вычислителем и индикаторами;
индикаторные приборы, входящие как в состав отдельных ДНИ, так и общие для всего комплекса;
навигационные сигнализаторы, расположенные на пультах отдельных датчиков, пультах управления АНК и на специальном табло навигационной сигнализации (ТНС).
Пульты управления(ПУ) обеспечивают включение в работу всех составных частей АНК, их предварительную и предполетную проверку, ручной ввод исходных (или текущих) данных при программировании полета на земле и в воздухе, переключение режимов работы отдельных систем комплекса и всего комплекса в целом. В современных навигационных пультах преобладают органы управления дискретного типа — селекторные переключатели и кнопки ввода цифровых параметров (вместо рукояток и плавных шкал), упрощающие работу оператора.
Индикаторные приборы(навигационные индикаторы) являются источниками всей информации, поступающей в распоряжение экипажа в полете. Особенностью требований к индикатору в составе АНК является сосредоточение всей необходимой информации на возможно меньшем количестве объектов наблюдения (шкал, счетчиков, экранов) в кабине экипажа и обеспечение оперативного (немедленного) доступа к любому потребовавшемуся элементу информации. При этом должна достигаться предельная ясность индицируемого содержания, исключающая какое-либо перекодирование данных для их осмысливания и дальнейшего использования. Для сокращения общего числа наблюдаемых приборов индикаторы в АНК выполняются совмещенными и даже многофункциональными, т. е. на одни и те же указатели (шкалы, стрелки, цифровые и знаковые указатели) вызываются в зависимости от необходимости разные параметры. На одном указателе может последовательно индицироваться до 20 различных величин. Таким образом, в течение основного времени полета на индикаторах можно иметь только те параметры, по которым непосредственно контролируется полет (например, боковое отклонение от ЛЗП, оставшееся расстояние до ППМ), а параметры, используемые периодически, вызываются на короткое время, не отвлекая внимание экипажа на протяжении всего остального полета.
Известны несколько типов многофункциональных («интегральных») навигационных индикаторов:
стрелочно-шкальные совмещенные указатели нескольких параметров (например, плановые навигационные приборы ПНП), на которых одновременно индицируются курс, угол сноса, заданный путевой угол, курсовые углы двух радиомаяков (радиостанций), величина отклонения от ЛЗП и некоторые сигналы;
цифровые индикаторы, указывающие одновременно один или два параметра, но позволяющие последовательно вызывать до 10 и более параметров (пар параметров), например цифровые указатели φиλ,zиSи т. д.;
картографические индикаторы с движущейся рулонной картой;
проекционные индикаторы навигационной обстановки (ПИНО), позволяющие непрерывно наблюдать положение текущего МС на фоне движущегося картографического изображения местности, некоторые элементы движения самолета (β, W) и внешней обстановки, а также, по вызову,— таблицы с различными справочными данными (схемами захода на посадку, радиоданными, инструкциями по проверке аппаратуры). Этот тип индикаторов, использующих оптический или электронный проекционный экран, в настоящее время все чаще рассматривается как основное средство контроля со стороны экипажа за автоматическим полетом самолета, особенно при отсутствии на борту штурмана.
Для успешного автоматизированного управления самолетом экипаж, кроме основной навигационной информации, нуждается также в индикации ряда признаков работы самого АНК: работоспособности его датчиков и вычислителя, фактически осуществляемого этапа программы, режима работы комплекса и другой вспомогательной информации. Это связано, прежде всего, с тем, что внимание экипажа, освобожденное от непрерывного наблюдения за множеством отдельных приборов, должно своевременно привлекаться к тому из них, в работе которого возникли какие-либо ненормальности или показания которого приближаются к некоторым контрольным (или нежелательным) значениям. Кроме того, автоматика АНК в ряде случаев может решать не только чисто вычислительные задачи, связанные с измерением, оптимизацией и индикацией различных навигационных величин и команд, но и логические задачи, связанные с переходом к очередному этапу программы или с оптимальной самоорганизацией комплекса. В результате этого АНК «самостоятельно» разворачивает самолет или изменяет режим своей работы, заменяет датчики исходной информации, выдает экстренные команды на автопилот. Чтобы своевременно обратить внимание экипажа на все изменения в состоянии датчиков и вычислителя АНК и на автоматические изменения режима управления самолетом, применяются визуальные сигнализаторы, выполненные, как правило, в виде светящихся ламп с определенным текстом: «Память», «Отказ НВ», «Отказ азимута», «Проверь коорд РСБН», «Смена ЛЗП» и т. д. Основная часть сигнализаторов объединена в табло навигационных сигналов (ТНС), расположенное на видном месте в кабине. Для целей сигнализации может использоваться также экран знаковой электроннолучевой трубки, на котором появляется соответствующий информационный текст.
- Оглавление
- Лекции 1,2. Введение
- Лекции 3,4 применение автоматизированных навигационных комплексов
- Основы автоматизированного решения навигационных задач современные проблемы воздушной навигации
- Принцип и основные операции автоматизированного навигационного процесса
- Общая схема работы анк
- Основная система координат анк
- Аналитические зависимости для решения задач в анк
- Лекция 5. Способы оптимизации навигационной информации
- Устройства управления, индикации и сигнализации
- Характеристика типового автоматизированного навигационного комплекса с аналоговым вычислителем
- Состав комплекса
- Лекции 6, 7, 8 Автоматическая бортовая система управления абсу-134а
- Комплекс автоматов ка-142
- Командная пилотажно-навигационная система путь-4
- Счисление и преобразование координат
- Оптимизация (коррекция) счисленных координат
- Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом
- Решение задачи захода на посадку
- Применение автоматизированных навигационных комплексов с цифровыми вычислителями
- Характеристика автоматизированного навигационного комплекса с цифровым вычислителем
- Общие принципы построения комплексных навигационных систем
- Типы комплексных и комбинированных навигационных систем
- Комплексная система, сочетающая анк с неавтономными радионавигационными устройствами
- Комбинированная система инерциальной навигации в сочетании с доплеровским измерителем w и ус
- Комбинированная система навигации (анк в сочетании с доплеровским измерителем w и ус)
- Комплексная система навигации (анк в сочетании с панорамным радиолокатором и астрокорректором курса)
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Лекция 14 комплексные системы навигации, определяющие место самолета в единой системе координат
- Лекция 15 базовый навигационный комплекс "ольха-1"
- Базовый пилотажный комплекс бпк-1п-42
- Датчик усилий дублированный дду-4 сер. 03
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ик всп-1-6
- Блок формирования и контроля бфк-3
- Система сигнализации комплексов бпк-1п-42, "Ольха-1" и ик всп-1-6
- Сигнализация режимов работы и отказов пилотажного комплекса. Формирование информации
- Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
- Базовая система формирования курса бсфк-1 с гироагрегатами га-8 и блоками усилителей бу‑12 сер. 2
- Лекция 17 цифровая вычислительная маШиНа цвм20-1м
- Пульт ввода и индикации пви-1пм
- Лекция 18 пульт подготовки и контроля ппк
- Пульт управления пу-1п
- Блок коммутации бк-1п
- Преобразователь кода дальности пкд
- Картографический планшет пк-4-42
- Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»
- Состав и функциональное построение комплекса
- Навигационный комплекс для средних магистральных самолетов Ту-154м ("Жасмин")
- Цифровая вычислительная машина цвм 80
- Лекция 20 комплекс стандартного пилотажно-навигационного оборудования кспно-204
- Вычислительные системы самолетовождения, управления полетом и тягой
- Вычислительная система самолетовождения всс-85
- Вычислительная система управления полетом всуп-85
- Вычислительная система управления тягой всут-85
- Лекция 21 Системы предупреждения критических ситуаций
- Система предупреждения критических режимов полета спкр-85
- Система предупреждения приближения земли сппз-85
- Система воздушных сигналов свс-85
- Обзорные радиолокационные системы
- Метеонавигационная радиолокационная станция мнрлс-85-204
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система и42-1с
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система irs hg1150фирмыhoneywell
- Лекция 22 Бортовая аппаратура радиотехнических и посадочных систем
- Радиотехническая система ближней навигации а-331
- Радиотехническая система дальней навигации рсдн-85
- Спутниковая навигационная система снс-85
- Система посадки по радиомаякам типа ilSи сп- 50 -ils-85
- Микроволновая система посадки mls-85
- Радиотехническая система ближней навигации по маякам vor vor-85
- Радиодальномер дме/р-85
- Лекция 23 Автоматический радиокомпас арк-25
- Радиовысотомер малых высот рв-85
- Средства отображения индикации, сигнализации и системы контроля
- Система электронной индикации сэи-85
- Резервные приборы
- Авиагоризонт агб-96р
- Радиомагнитный индикатор рми-3
- Магнитный жидкостной компас ки-13бс
- Система сбора и локализации отказов ссло-85
- Антенна акн-005-204
- Хронометр авиационный электронный хаэ-85м
- Антенно-фидерное устройство рсбн "Астра-204"
- Комплексный пульт радиотехнических средств кп ртс
- Лекция 24 Современные комплексы
- Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования aria-200
- Интегрированный комплекс навигации и посадки икнп
- Электромагнитная система ориентации и навигации малого радиуса действия для точной посадки беспилотных летательных аппаратов
- Комплекс цифровой пилотажно-навигационный цпнк-114
- Лекция 25 Пилотажно-навигационный комплекс пнк-10
- Интегрированная навигационная система
- Комплексная вычислительная система самолетовождения квсс-140