logo
книга по комплексам Майлов

Устройства управления, индикации и сигнализации

Устройства управления, индикации и сигнализации (УУИС), несмотря на различия их индивидуальных функций, имеют в структуре АНК общее назначение — обеспечивать экипажу возможность активного управления процессом подготовки и выполнения полета на всех его этапах, как при использовании автоматического канала комплекса, так и при частичном или даже полном нарушении его работоспособности. В последнем случае навигация должна осуществляться неавтоматизированными способами на основе информации от отдельных датчиков комплекса или дополнительных («аварийных») навигационных приборов.

Устройства УУИС занимают в современной воздушной навигации особое место, являясь связующим звеном между человеком и автоматом, так как без специальных устройств человек не смог бы воспользоваться всей навигационной информацией, собираемой на борту самолета в результате работы многочисленных приборов.

К группе УУИС относятся:

Пульты управления(ПУ) обеспечивают включение в работу всех составных частей АНК, их предварительную и предполетную проверку, ручной ввод исходных (или текущих) данных при программировании полета на земле и в воздухе, переключение режимов работы отдельных систем комплекса и всего комплекса в целом. В современных навигационных пультах преобладают органы управления дискретного типа — селекторные переключатели и кнопки ввода цифровых параметров (вместо рукояток и плавных шкал), упрощающие работу оператора.

Индикаторные приборы(навигационные индикаторы) являются источниками всей информации, поступающей в распоряжение экипажа в полете. Особенностью требований к индикатору в составе АНК является сосредоточение всей необходимой информации на возможно меньшем количестве объектов наблюдения (шкал, счетчиков, экранов) в кабине экипажа и обеспечение оперативного (немедленного) доступа к любому потребовавшемуся элементу информации. При этом должна достигаться предельная ясность индицируемого содержания, исключающая какое-либо перекодирование данных для их осмысливания и дальнейшего использования. Для сокращения общего числа наблюдаемых приборов индикаторы в АНК выполняются совмещенными и даже многофункциональными, т. е. на одни и те же указатели (шкалы, стрелки, цифровые и знаковые указатели) вызываются в зависимости от необходимости разные параметры. На одном указателе может последовательно индицироваться до 20 различных величин. Таким образом, в течение основного времени полета на индикаторах можно иметь только те параметры, по которым непосредственно контролируется полет (например, боковое отклонение от ЛЗП, оставшееся расстояние до ППМ), а параметры, используемые периодически, вызываются на короткое время, не отвлекая внимание экипажа на протяжении всего остального полета.

Известны несколько типов многофункциональных («интегральных») навигационных индикаторов:

Для успешного автоматизированного управления самолетом экипаж, кроме основной навигационной информации, нуждается также в индикации ряда признаков работы самого АНК: работоспособности его датчиков и вычислителя, фактически осуществляемого этапа программы, режима работы комплекса и другой вспомогательной информации. Это связано, прежде всего, с тем, что внимание экипажа, освобожденное от непрерывного наблюдения за множеством отдельных приборов, должно своевременно привлекаться к тому из них, в работе которого возникли какие-либо ненормальности или показания которого приближаются к некоторым контрольным (или нежелательным) значениям. Кроме того, автоматика АНК в ряде случаев может решать не только чисто вычислительные задачи, связанные с измерением, оптимизацией и индикацией различных навигационных величин и команд, но и логические задачи, связанные с переходом к очередному этапу программы или с оптимальной самоорганизацией комплекса. В результате этого АНК «самостоятельно» разворачивает самолет или изменяет режим своей работы, заменяет датчики исходной информации, выдает экстренные команды на автопилот. Чтобы своевременно обратить внимание экипажа на все изменения в состоянии датчиков и вычислителя АНК и на автоматические изменения режима управления самолетом, применяются визуальные сигнализаторы, выполненные, как правило, в виде светящихся ламп с определенным текстом: «Память», «Отказ НВ», «Отказ азимута», «Проверь коорд РСБН», «Смена ЛЗП» и т. д. Основная часть сигнализаторов объединена в табло навигационных сигналов (ТНС), расположенное на видном месте в кабине. Для целей сигнализации может использоваться также экран знаковой электроннолучевой трубки, на котором появляется соответствующий информационный текст.