Состав комплекса
В АНК с помощью вычислителя объединяются несколько датчиков навигационной информации (рис. 3): точная курсовая система (ТКС), доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС), система воздушных сигналов (СВС), бортовая радиолокационная станция типа МНРЛС, бортовая аппаратура угломерно-дальномерной системы ближней навигации и посадки (РСБН).
В состав центрального устройства комплекса — навигационного вычислителя (НВ) — входят следующие основные блоки:
1) электронные и электромеханические блоки, предназначенные для счисления, преобразований и коррекции координат, вычисления параметров ветра и решения других частных задач;
2) пульты управления вычислителем: пульт режимов работы НВ (рис. 4); задатчики-индикаторы ортодромических координат (рис. 5) самолета 1 и 2, ППМ 3 и наземных средств коррекции 4; задатчики-индикаторы заданных ортодромических путевых углов участков маршрута 5; задатчик путевых углов ЛЗП («ИЗПУ») относительно меридиана радиомаяка 6, используемого для коррекции координат; задатчик-индикатор параметров ветра (рис. 6); механизм управления перекрестием (МУП) на экране БРЛС (рис. 7, г);
3) индикаторы номеров ППМ и ТПМ (точек посадочного маневра) и индикаторы корректирующих поправок ΔZиΔS(рис. 7, б, а).
Рис. 3. Обобщенная блок-схема АНК с аналоговым вычислителем:
1—управление режимами НВ и АНК; 2 —обмен программными и текущими данными; 3 — данные наблюдения за экраном БРЛС (МНРЛС)
Рис. 4. Пульт управления навигационным вычислителем (пульт режимов работы)
Кроме того, для индикации режимов и признаков работы всего АНК имеется блок световых табло, управляемых также от НВ (рис. 7, в).
На общей блок-схеме АНК (см. рис. 3) показаны главные информационные связи датчиков, вычислителя, индикаторов и САУ, осуществляемые в различных вариантах в зависимости от конкретной, выполняемой в данный момент (период времени), функции НВ и конкретного режима управления самолетом.
Рис. 5. Задатчики-индикаторы типового навигационного вычислителя:
1 и 2 — задатчики-индикаторы (счетчики) текущих (счисленных или преобразованных) координат самолета; 3 — задатчики координат ППМ; 4 — задатчики координат наземных средств коррекции; 5 — задатчики-индикаторы ОЗПУ; 6 — задатчик НЭПУ ЛЗП относительно меридиана радиомаяка
Рис. 6. Задатчик-индикатор параметров ветра
Рис. 7. Индикатор корректирующих поправок (а), табло номеров ППМ и ТМП (б), табло навигационной сигнализации (в), МУП (г)
Точная курсовая система(ТКС) постоянно выдает в НВ текущий условный курсγусамолета, отсчитанный от выбранного условного меридиана, и при необходимости магнитный или астрономический курс. В то же время в ТКС из НВ поступают заданный путевой угол, индицируемый на подвижном треугольном индексе указателя УШ-3, и широта МС, которая автоматически вводится в механизм азимутальной коррекции гироагрегатов.
Система воздушных сигналов(СВС) непрерывно выдает в НВ истинную воздушную скоростьVдля вычисления параметровδиUветра, счисления координат при отсутствии доплеровской информации, выработки расчетных угла сноса и путевой скорости, а также барометрическую высоту полета для выработки необходимых параметров в режимах коррекции и вертикального маневра.
Доплеровский измеритель скорости и угла сноса(ДИСС) выдает в НВ: в режиме «Импульсное счисление» — две доплеровские частотыfд1иfд2, в режиме «Аналоговое счисление» — угол сноса а и путевую скоростьW. В режиме «Память» («Счисление по СВС») в ДИСС из НВ поступают значенияαиW, используемые для индикации при отсутствии доплеровской информации.
Угломерно - дальномерная система ближней навигации и посадки(РСБН) выдает в НВ азимутАСи наклонную дальностьDHсамолета относительно наземного радиомаяка, которые используются для определения точных (радиотехнических) координат в основной системе АНК, необходимых для коррекции счисленных координат.
Самолетная бортовая радиолокационная станция (например, МНРЛС типа «Гроза») обеспечивает измерение курсового угла и наклонной дальности до опознанного радиолокационного ориентира, по которым рассчитываются мгновенные координаты самолета в ЧО-системе, используемые далее для коррекции счисленных координат. Кроме того, БРЛС в сочетании с НВ позволяет определять ЧО-координаты наблюдаемого на экране неизвестного радиолокационного объекта, т. е. обеспечивает его «расшифровку».
Центральная гировертикаль(ЦГВ) связана непосредственно с некоторыми датчиками навигационной информации (ТКС, ДИСС, антенная система МНРЛС), обеспечивая их сигналами отклонения «самолетной вертикали» от вертикали истинной.
Система автоматического управления самолетом(САУ) служит для преобразования выходной навигационной информации, вырабатываемой НВ, в сигналы управления самолетом по крену и тангажу. В САУ из НВ поступают сигналы перехода на определенные режимы управления, информационные сигналы работоспособности схем НВ, боковое уклонениеZсамолета от ЛЗП (по счислению) и его производнаяŽпо времени, заданный путевой угол для выхода в очередную запрограммированную точку, уголθнаклона траектории при выполнении вертикального маневра. Примерами систем автоматического управления первого поколения являются АБСУ-134А, КА-142, Путь-4, СТУ-154
Вопросы студентам:
Какие способы оптимизации навигационной информации Вы знате?
Какие устройства входят в УУИС?
Что такое интегральный навигационный индикатор?
Что входит в АНК с аналоговым вычислителем? Где применяются такие АНК?
Для чего в АНК применяется задатчик – индикатор НВ?
Для чего в АНК используются ТКС, СВС, ДИСС, РСБН, МНРЛС, ЦГВ, САУ? В каких системах счисления они работтают7 Что и как корректируют или коректируются?
- Оглавление
- Лекции 1,2. Введение
- Лекции 3,4 применение автоматизированных навигационных комплексов
- Основы автоматизированного решения навигационных задач современные проблемы воздушной навигации
- Принцип и основные операции автоматизированного навигационного процесса
- Общая схема работы анк
- Основная система координат анк
- Аналитические зависимости для решения задач в анк
- Лекция 5. Способы оптимизации навигационной информации
- Устройства управления, индикации и сигнализации
- Характеристика типового автоматизированного навигационного комплекса с аналоговым вычислителем
- Состав комплекса
- Лекции 6, 7, 8 Автоматическая бортовая система управления абсу-134а
- Комплекс автоматов ка-142
- Командная пилотажно-навигационная система путь-4
- Счисление и преобразование координат
- Оптимизация (коррекция) счисленных координат
- Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом
- Решение задачи захода на посадку
- Применение автоматизированных навигационных комплексов с цифровыми вычислителями
- Характеристика автоматизированного навигационного комплекса с цифровым вычислителем
- Общие принципы построения комплексных навигационных систем
- Типы комплексных и комбинированных навигационных систем
- Комплексная система, сочетающая анк с неавтономными радионавигационными устройствами
- Комбинированная система инерциальной навигации в сочетании с доплеровским измерителем w и ус
- Комбинированная система навигации (анк в сочетании с доплеровским измерителем w и ус)
- Комплексная система навигации (анк в сочетании с панорамным радиолокатором и астрокорректором курса)
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Лекция 14 комплексные системы навигации, определяющие место самолета в единой системе координат
- Лекция 15 базовый навигационный комплекс "ольха-1"
- Базовый пилотажный комплекс бпк-1п-42
- Датчик усилий дублированный дду-4 сер. 03
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ик всп-1-6
- Блок формирования и контроля бфк-3
- Система сигнализации комплексов бпк-1п-42, "Ольха-1" и ик всп-1-6
- Сигнализация режимов работы и отказов пилотажного комплекса. Формирование информации
- Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
- Базовая система формирования курса бсфк-1 с гироагрегатами га-8 и блоками усилителей бу‑12 сер. 2
- Лекция 17 цифровая вычислительная маШиНа цвм20-1м
- Пульт ввода и индикации пви-1пм
- Лекция 18 пульт подготовки и контроля ппк
- Пульт управления пу-1п
- Блок коммутации бк-1п
- Преобразователь кода дальности пкд
- Картографический планшет пк-4-42
- Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»
- Состав и функциональное построение комплекса
- Навигационный комплекс для средних магистральных самолетов Ту-154м ("Жасмин")
- Цифровая вычислительная машина цвм 80
- Лекция 20 комплекс стандартного пилотажно-навигационного оборудования кспно-204
- Вычислительные системы самолетовождения, управления полетом и тягой
- Вычислительная система самолетовождения всс-85
- Вычислительная система управления полетом всуп-85
- Вычислительная система управления тягой всут-85
- Лекция 21 Системы предупреждения критических ситуаций
- Система предупреждения критических режимов полета спкр-85
- Система предупреждения приближения земли сппз-85
- Система воздушных сигналов свс-85
- Обзорные радиолокационные системы
- Метеонавигационная радиолокационная станция мнрлс-85-204
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система и42-1с
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система irs hg1150фирмыhoneywell
- Лекция 22 Бортовая аппаратура радиотехнических и посадочных систем
- Радиотехническая система ближней навигации а-331
- Радиотехническая система дальней навигации рсдн-85
- Спутниковая навигационная система снс-85
- Система посадки по радиомаякам типа ilSи сп- 50 -ils-85
- Микроволновая система посадки mls-85
- Радиотехническая система ближней навигации по маякам vor vor-85
- Радиодальномер дме/р-85
- Лекция 23 Автоматический радиокомпас арк-25
- Радиовысотомер малых высот рв-85
- Средства отображения индикации, сигнализации и системы контроля
- Система электронной индикации сэи-85
- Резервные приборы
- Авиагоризонт агб-96р
- Радиомагнитный индикатор рми-3
- Магнитный жидкостной компас ки-13бс
- Система сбора и локализации отказов ссло-85
- Антенна акн-005-204
- Хронометр авиационный электронный хаэ-85м
- Антенно-фидерное устройство рсбн "Астра-204"
- Комплексный пульт радиотехнических средств кп ртс
- Лекция 24 Современные комплексы
- Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования aria-200
- Интегрированный комплекс навигации и посадки икнп
- Электромагнитная система ориентации и навигации малого радиуса действия для точной посадки беспилотных летательных аппаратов
- Комплекс цифровой пилотажно-навигационный цпнк-114
- Лекция 25 Пилотажно-навигационный комплекс пнк-10
- Интегрированная навигационная система
- Комплексная вычислительная система самолетовождения квсс-140