Состав и функциональное построение комплекса
Функциональное построение комплекса приведено на рис. 53. В состав БНК «Пижма-1» входят:
Навигационный вычислитель (НВ):
машина цифровая вычислительная (ЦВМ20-86к);
пульт ввода и индикации (ПВИ-2ПМ 2 комплекта);
пульт подготовки и контроля (ППК);
пульт взлета и посадки (ПВП);
пульт управления (ПУ-2П 2 комплекта);
блок коммутации (БК-2П);
блок питания (БП-2П) с фильтром радиопомех (ФРП20-1М);
индикатор навигационной обстановки (ИНО-2м);
преобразователь кодов дальности (ПКД)
Базовая система курса и вертикали (БСКВ) с амортизационной рамой (РА‑20-86).
Инерциальная курсовертикаль (ИКВ-72 3 шт.) с монтажной рамой (РМ-2-1).
Информационный комплекс высотно-скоростных параметров (ИКВСП).
Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС-016 2 полукомплекта).
Радиотехническая система ближней навигации (РСБН «Радикал»).
Радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов («Курс МП-70» 2 полукомплекта)
Метеонавигационный радиолокатор (РЛС «Гроза—86»).
Самолетный ответчик УВД (СОМ-64).
Самолетный ответчик УВД (СО-70).
Автоматический радиокомпас (АРК-15М 2 комплекта).
Радиомагнитный индикатор (РМИ-2Б 2 комплекта).
В основу БНК положены принципы автономного определения координат самолета методом счисления пути. Основными источниками информации при этом являются доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, базовая система курса и вертикали, информационный комплекс высотно-скоростных параметров
Рис 53. Функциональное построение БНК «Пижма-1»
В качестве навигационного вычислительного устройства БНК используется ЦВМ, которая служит для вычисления и выдачи управляющих и командных сигналов, необходимых для решения задач в соответствии с заложенной программой.
Связь ЦВМ с бортовыми навигационно-измерительными системами, навигационными индикаторами и пультами управления системой сигнализации и пилотажным комплексом осуществляется через устройства ввода-вывода (УВВ) ЦВМ и блок коммутации (БК-2П)
Информация, поступающая от навигационно-измерительных систем в виде напряжений, единичных сигналов и доплеровских частот, преобразуется устройством ввода-вывода в двоичный код и используется для решения задач. Результаты вычислений в свою очередь преобразуются в машине в сигналы, удобные для индикации и управления.
Конструктивно ЦВМ состоит из вычислительного цифрового блока (БВЦ) и блока импульсного питания, размещенных на общей раме БВЦ выполняет операции системы команд, производит прием и выдачу входной и выходной информации по каналам, хранит ее в постоянном (ПЗУ) и оперативном (ОЗУ) запоминающих устройствах.
В состав БВЦ входят панели устройства арифметики и управления, панели оперативного и постоянного запоминающих устройств, панели устройства ввода-вывода информации, формирование импульсов БВЦ осуществляет электрическое соединение панелей с рамой ЦВМ.
Устройство арифметики и управления (УАУ) предназначено для выполнения арифметических и логических операций над числами, а также для управления ходом всего вычислительного процесса.
Оперативное запоминающее устройство служит для хранения программной и измеряемой системами комплекса информации, запоминания промежуточной информации, появляющейся по ходу решения задач, и выдачи кодов чисел и команд в процессе работы машины.
Постоянное запоминающее устройство предназначено для хранения программы задач и констант.
Устройство ввода вывода предназначено для приема информации от датчиков навигационной информации комплекса, преобразование ее в форму, удобную для вычислений в УАУ, и выдачи результатов вычислений на приемники комплекса.
Применение и обслуживание ЦВМ осуществляется с помощью ПВИ и ППК.
Итак, в полете информация поступает в ЦВМ от бортовых навигационно-измерительных устройств комплекса.
Информация о путевой скорости поступает в ЦВМ в виде доплеровских частот F1, F2. F3при этом в ЦВМ учитывается технологический разброс углов визирования антенной системы ДИСС и изменение характера подстилающей поверхности. Характер подстилающей поверхности для отраженных сигналов доплеровских частот учитывается хранением в памяти ЦВМ соответствующих вычисленных коэффициентов, выбор которых производится по команде «Суша» или «Море», выдаваемой индикатором ДИСС в соответствии с положением переключателя «С—М» (суша—море).
Угол сноса α поступает с индикатора ДИСС на ИНО-2м.
При отказе основного моноблока ДИСС происходит автоматическое переключение на резервный без нарушения внешних связей. При нормальной работе ДИСС выдает сигнал «Работа», который снимается в случае потери отраженного сигнала или автоматического контроля аппаратуры, при этом счисление координат в ЦВМ производится по данным истинной воздушной скорости и запомненному значению ветра, текущие значения проекций которого на оси частных ортодромий формировались в ЦВМ как разность между соответствующими проекциями скоростей ДИСС и ИКВСП.
От ИКВСП в ЦВМ поступает истинная воздушная скорость VИСТв виде напряжения снимаемого с синусно-косинусного трансформатора (СКТ), а такжеНОТНиНАБС
Основными измерителями направления полета в БНК являются гироагрегаты и базовая система курса и вертикали. БСКВ представляет собой трехканальную резервированную систему. обеспечивающую взаимодействие гироскопических датчиков курса и вертикали с другими бортовыми системами, потребляющими сигналы курса и вертикали.
БСКВ выдает потребителям сигналы крена и тангажа с каждой ИКВ по трем независимым каналам. Первый и третий каналы курсовертикали выдают угол крена (γ) и тангажа (υ) в ПКП и САУ, сигналыγиυвторого канала поступают в РЛС «Гроза», ЦВМ и блоки контроля. В ЦВМγиυиспользуются в алгоритме обработки доплеровских частот, в РЛС «Гроза». Эта информация используется для стабилизации изображения на экране индикатора РЛС. Выдача сигналов γ и υ сопровождается сигналами исправностей по каждому каналу.
БСКВ выдает истинный или магнитный приведенный курс по трем независимым каналам. Истинный приведенный курс индицируется на ПНП и ИНО при полетах по маршруту. Магнитный приведенный курс индицируется на ПНП при посадке и на маршруте при управлении полетом по заданному азимуту (по данным «Курс МП-70»). Гиромагнитный курс во всех режимах выдается в «Курс МП-70» и индицируется на радиомагнитный индикатор.(РМИ).
Формирование текущего частноортодромического курса для задач счисления осуществляется в ЦВМ на основе текущего гироскопического курса ψГ, получаемого от ИКВ, заданного путевого угла частной ортодромии, вычисляемого ЦВМ, и поправки в Курс формируемой ЦВМ с учетом значения курса начальной выставки.
Интегрирование текущих частноортодромических координат производится ЦВМ. Результаты интегрирования координаты S, Zиндицируются на пультах ПВИ при нажатии кнопки-табло ввода-вызоваL/S. ЦВМ решает также задачу преобразования частноортодромических координат в географические для решения определенных задач в ЦВМ.
Коррекция счисленного местонахождения самолета в БНК осуществляется по данным РСБН «Радикал» при полетах по внутрироссийским авиалиниям или «Курс МП-70» совместно с СД-75 на зарубежных авиалиниях. По данным этих систем при работе с маяками РСБН-2Н, РСБН-4Н, «Балка», «Поле П», VOR,VOR—ДМЕ ЦВМ производит коррекцию счисленных координат с индикацией поправок (ΔZ, ΔS).
Предусмотрена «Ручная» позиционная коррекция счисленного места самолета (МС) по визуальным или радиолокационным ориентирам, либо по данным диспетчерской службы УВД.
Для решения задачи коррекции координат в памяти ЦВМ запрограммированы координаты девяти радиомаяков. В полете ЦВМ автоматически выбирает маяк, в зоне которого находится, определяет его тип и выдает последовательным кодом сигнал настройки, который воспринимается пультом управления аппаратуры «Радикал» или обоими пультами управления режимами (ПУР). При этом значение номера рабочего канала системы «Радикал» или рабочей частоты для «Курс МП-70» индицируется на пультах при нажатии кнопки-табло ввода-вызова . Измеренные радиотехническими системами, автоматически настроенными на требуемый радиомаяк, значения азимутаАи дальностиДпоступают в ЦВМ. Связь ЦВМ с аппаратурой «Радикал» по азимуту и дальности осуществляется последовательным кодом. РСБН «Радикал» предусматривает также передачу сигналов исправности азимута и дальности.
Два полукомплекта «Курс МП-70» и два комплекта СД-75 выдают в ЦВМ значения АиДпо двум каналам. ЗначенияА1иA2«Курс МП-70» выдает в виде напряжений с СКТ. Выбор производится ЦВМ по сигналам исправности, формируемым БК при наличии сигналов готовности «εК» и «Навигация».
Дальность до маяка ДМЕ, измеренная дальномером СД-75, вводится в ЦВМ последовательным кодом. Связь СД-75 с ЦВМ осуществляется через преобразователь кодов дальности. ПКД преобразует 32-разрядный код дальности дальномера в однополярный 20-разрядный код, воспринимаемый ЦВМ.
На основании информации значений «А» и «Д», координатах маяка, текущих координатах и высоте местоположения самолета поступающей по двум каналамН1иН2от ИКВСП, ЦВМ при нажатой кнопке-табло определяет поправки к счисленным координатам.
Одновременно с выдачей в ЦВМ радиотехнические системы ближней навигации обеспечивают выдачу азимута и дальности на приборы индикации.
«Курс МП-70» формирует и выдает на РМИ курсовой угол радиомаяка (КУР). Формирование КУР осуществляется по двум независимым каналам: MK1→КУР1для левого борта, MK2→КУР2для правого борта. Для формирования КУР «Курс МП-70» получает гиромагнитный курс (ψГМ) от БСКВ.
В составе комплекса имеются два автоматических радиокомпаса АРК-15м, являющиеся резервным средством самолетовождения. Курсовые углы радиостанций, измеренные АРК -15м. и гиромагнитный курс индицируются на РМИ.
БНК обеспечивает формирование и выдачу информации, используемой в пилотажном комплексе ПК-86 для решения задач автоматического полета по маршруту, полета по азимут) VOR, предпосадочного маневра, захода на посадку. При этом в ПК выдаются следующие сигналы и команды (рис. 53):
из ЦВМ:
заданный угол крена (γЗАД);
боковое отклонение от частной ортодромии— Z(отклонение от оси ВПП при предпосадочном маневре);
дальность до ППМ — S(дальность до центра ВПП при предпосадочном маневре);
заданный путевой угол (ЗПУ);
соответствующие сигналы исправности «Готовность боковой программы», «Исправность ЦВМ». ЦВМ выдает также разовые управляющие команды: «Подготовка посадки», «Заход», «БрЦВМ» (быстрое рассогласование курса), а также получает от ПК команды «Боковая программа», «Вертикальная программа», «Уход на второй круг», которые соответствуют включению режимов на пульте управления САУ;
из БСКВ и ИКВ по трем каналам:
текущее значение приведенного курса ψПР: исправностьψПР;
текущее значение углов крена и тангажа; исправность γиυ;
сигнал быстрого согласования курса;
из ДИСС:
угол сноса (α);
сигнал исправности угла сноса («Работа»);
из радиотехнических систем:
угловое отклонение от заданной посадочными курсоглиссадными радиомаяками траектории посадки ЕК,.ЕГ.
Выдача сигналов ЕКиЕГпроизводится по двум независимым каналам в сопровождении сигналов готовностиЕК1, ЕК2, ЕГ1 ЕГ2.
Коммутация выходов ЕКи ЕГпроизводится блоком коммутации.
Первый канал «Курс МП-70» работает на вычислитель САУ и приборы ПКП, ПНП левого пилота. Второй канал — только на приборы правого пилота.
При отказе первого канала происходит переключение САУ на второй канал «Курс МП-70».
Сигналы ЕКиЕГРСБН «Радикал» имеют выход только на приборы ПНП.
«Курс МП-70» выдает также:
сигнал отклонения от заданного азимута ΔА;
сигнал готовности азимута:
сигнал направления полета на радиомаяк «На» или от радиомаяка «От»;
заданный азимут.
САУ с пульта режимов выдает сигналы «Заход», «VOR», «Курс», «Навигация».
Коммутация параметров индикации осуществляется в блоках коммутации: параметры ЗПУ, ψПРи сопровождающие их сигналы на бленкеры коммутируются в БК-2П, посадочные сигналы — в БК.
Наглядная индикация местоположения самолета в БНК по данным навигационного вычислителя ЦВМ осуществляется с помощью индикатора навигационной обстановки. В ИНО осуществляется индикация местоположения самолета на аэронавигационной карте, предварительно сфотографированной на пленку, и значений навигационных углов — курса, угла сноса, путевого угла, и истинного пеленга ориентира, определяющих маневрирование самолета.
Система индикации комплекса включает также пульты навигационно-вычислительной системы и радиомагнитный индикатор. Пульты ПВИ (левый и правый), ППК и ПВП обеспечивают выбор режимов работы ЦВМ и комплекса, а также ввод в ЦВМ и вызов на индикацию навигационной информации.
Системы комплекса формируют и выдают в систему автоматической сигнализации предупреждающие и уведомляющие сигналы.
Самолетные ответчики СОМ-64 и СО-70 обеспечивают наземную диспетчерскую службу УВД информацией о бортовом номере самолета, высоте полета, остатка топлива, и другой информацией (сигнал бедствия, потеря радиосвязи, нападение на экипаж). Высоту ответчики получают от ИКВСП.
- Оглавление
- Лекции 1,2. Введение
- Лекции 3,4 применение автоматизированных навигационных комплексов
- Основы автоматизированного решения навигационных задач современные проблемы воздушной навигации
- Принцип и основные операции автоматизированного навигационного процесса
- Общая схема работы анк
- Основная система координат анк
- Аналитические зависимости для решения задач в анк
- Лекция 5. Способы оптимизации навигационной информации
- Устройства управления, индикации и сигнализации
- Характеристика типового автоматизированного навигационного комплекса с аналоговым вычислителем
- Состав комплекса
- Лекции 6, 7, 8 Автоматическая бортовая система управления абсу-134а
- Комплекс автоматов ка-142
- Командная пилотажно-навигационная система путь-4
- Счисление и преобразование координат
- Оптимизация (коррекция) счисленных координат
- Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом
- Решение задачи захода на посадку
- Применение автоматизированных навигационных комплексов с цифровыми вычислителями
- Характеристика автоматизированного навигационного комплекса с цифровым вычислителем
- Общие принципы построения комплексных навигационных систем
- Типы комплексных и комбинированных навигационных систем
- Комплексная система, сочетающая анк с неавтономными радионавигационными устройствами
- Комбинированная система инерциальной навигации в сочетании с доплеровским измерителем w и ус
- Комбинированная система навигации (анк в сочетании с доплеровским измерителем w и ус)
- Комплексная система навигации (анк в сочетании с панорамным радиолокатором и астрокорректором курса)
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Лекция 14 комплексные системы навигации, определяющие место самолета в единой системе координат
- Лекция 15 базовый навигационный комплекс "ольха-1"
- Базовый пилотажный комплекс бпк-1п-42
- Датчик усилий дублированный дду-4 сер. 03
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ик всп-1-6
- Блок формирования и контроля бфк-3
- Система сигнализации комплексов бпк-1п-42, "Ольха-1" и ик всп-1-6
- Сигнализация режимов работы и отказов пилотажного комплекса. Формирование информации
- Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
- Базовая система формирования курса бсфк-1 с гироагрегатами га-8 и блоками усилителей бу‑12 сер. 2
- Лекция 17 цифровая вычислительная маШиНа цвм20-1м
- Пульт ввода и индикации пви-1пм
- Лекция 18 пульт подготовки и контроля ппк
- Пульт управления пу-1п
- Блок коммутации бк-1п
- Преобразователь кода дальности пкд
- Картографический планшет пк-4-42
- Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»
- Состав и функциональное построение комплекса
- Навигационный комплекс для средних магистральных самолетов Ту-154м ("Жасмин")
- Цифровая вычислительная машина цвм 80
- Лекция 20 комплекс стандартного пилотажно-навигационного оборудования кспно-204
- Вычислительные системы самолетовождения, управления полетом и тягой
- Вычислительная система самолетовождения всс-85
- Вычислительная система управления полетом всуп-85
- Вычислительная система управления тягой всут-85
- Лекция 21 Системы предупреждения критических ситуаций
- Система предупреждения критических режимов полета спкр-85
- Система предупреждения приближения земли сппз-85
- Система воздушных сигналов свс-85
- Обзорные радиолокационные системы
- Метеонавигационная радиолокационная станция мнрлс-85-204
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система и42-1с
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система irs hg1150фирмыhoneywell
- Лекция 22 Бортовая аппаратура радиотехнических и посадочных систем
- Радиотехническая система ближней навигации а-331
- Радиотехническая система дальней навигации рсдн-85
- Спутниковая навигационная система снс-85
- Система посадки по радиомаякам типа ilSи сп- 50 -ils-85
- Микроволновая система посадки mls-85
- Радиотехническая система ближней навигации по маякам vor vor-85
- Радиодальномер дме/р-85
- Лекция 23 Автоматический радиокомпас арк-25
- Радиовысотомер малых высот рв-85
- Средства отображения индикации, сигнализации и системы контроля
- Система электронной индикации сэи-85
- Резервные приборы
- Авиагоризонт агб-96р
- Радиомагнитный индикатор рми-3
- Магнитный жидкостной компас ки-13бс
- Система сбора и локализации отказов ссло-85
- Антенна акн-005-204
- Хронометр авиационный электронный хаэ-85м
- Антенно-фидерное устройство рсбн "Астра-204"
- Комплексный пульт радиотехнических средств кп ртс
- Лекция 24 Современные комплексы
- Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования aria-200
- Интегрированный комплекс навигации и посадки икнп
- Электромагнитная система ориентации и навигации малого радиуса действия для точной посадки беспилотных летательных аппаратов
- Комплекс цифровой пилотажно-навигационный цпнк-114
- Лекция 25 Пилотажно-навигационный комплекс пнк-10
- Интегрированная навигационная система
- Комплексная вычислительная система самолетовождения квсс-140