Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
Прибор ДА-30П предназначен:
для измерения вертикальной скорости самолета, т.е. скорости подъема или спуска до 30м/с;
для осуществлений контроля горизонтального полета;
для указания правильного выполнения разворота самолета вокруг вертикальной оси с поперечным креном до 45° при скорости полета 400км/ч.
Прибор ДА-30П состоит из трех самостоятельных приборов: вариометра, указателя поворота и указателя скольжения, размещенных в одном корпусе.
Два комбинированных прибора ДА-30П установлены на приборной доске в кабине экипажа.
Принцип действия вариометра основан на измерении разности между атмосферным давлением внутри манометрического чувствительного элемента и давлением внутри корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой через капиллярные трубки.
Таким образом, чувствительный элемент воспринимает разность между давлением в корпусе и атмосферным давлением.
При изменении высоты полета капилляры с малым диаметром вызывают некоторое запаздывание в уравновешивании давления внутри корпуса прибора по сравнению с атмосферным давлением. Разность давлений, воспринимаемая чувствительным элементом (мембранной коробкой), тем больше, чем больше скорость подъема или спуска самолета. Перемещение чувствительного элемента через передаточно-исполнительный механизм передается на стрелку, которая по шкале вертикальной скорости отмечает скорость подъема или спуска самолета.
При горизонтальном полете самолета разность давлений в корпусе и в чувствительном элементе равна нулю, так как давление внутри корпуса успевает выровняться с атмосферным давлением в чувствительном элементе.
В этом случае стрелка вариометра останавливается против нулевой отметки шкалы. Участки шкалы подъема и спуска от 0 до 10 м/с имеют цену делений 1м/с, от 10 до 400 м/с - 2м/с. Для установки стрелки в нулевое положение на приборе имеется кремальера.
Принцип действия указателя поворота основан на свойстве гироскопа с двумя степенями свободы совмещать ось собственного вращения с осью вынужденного вращения - осью Yсамолета.
Чувствительным элементом указателя поворота является гироскоп с двумя степенями свободы (ось собственного вращения Y-Yи ось вращения рамкиХ-Х).
Оси вращения Х-ХиY-Yрасположены под прямым углом друг к другу в одной горизонтальной плоскости, проходящей через центр тяжести системы гироскоп-рамка, причем осьY-Yпараллельна поперечной оси, а ось Х-Х- продольной оси самолета.
При поворотах самолета вокруг вертикальной оси Z-Zпо часовой или против часовой стрелки к оси гироскопаY-Yбудет прилагаться момент внешней силы. Под действием этого момента в гироскопе возникает гироскопический момент, стремящийся по кратчайшему пути совместить ось ротораY-Yс осью вращенияZ-Zтак, чтобы вращение ротора и вращение самолета совпадали по направлению.
Под действием гироскопического момента ротор вместе с рамкой повернется относительно оси Х-Х, стрелка указателя поворота отклонится от нулевой отметки шкалы и укажет поворот самолета. Прецессионное движение гироскопа будет продолжаться до тех пор пока гироскопический момент не уравновесится силой натяжения пружин, которые создают момент относительно осиХ-Х, направленный в обратную гироскопическому моменту сторону. Гироскопический момент действует до тех пор, пока продолжается вращение самолета относительно вертикальной оси.
С прекращением вращения самолета относительно вертикальной оси гироскопический момент исчезает, и под действием пружин ось ротора устанавливается параллельно поперечной оси самолета, а стрелка указателя поворота - в нулевое положение.
Гироскоп указателя поворота чувствителен только к поворотам вокруг вертикальной оси, a- поворот относительно поперечной и продольной осей самолета не вызывает отклонения стрелки.
Шкала указателя поворота - равномерная, расположена в центральной части шкалы прибора и имеет три деления вправо и влево от нулевой отметки с оцифровкой 45° на крайних делениях. Деления шкалы рассчитаны на показания разворота самолета вокруг вертикальной оси с поперечными кренами 15, 30 и 45° при скорости полета 400км/ч. Угловая скорость разворота самолета при данных кренах соответственно составляет 1,3; 2,9 и 5 град/с.
Указатель скольжения представляет собой физический маятник. Указатель показывает угол между направлением "кажущейся вертикали" и нормальной осью самолета.
В указателе скольжения используется основное свойство маятника: устанавливаться в направлении действующей на него силы тяжести, в направлении "истинной вертикали", а в случае действия нескольких сил - в направлении равнодействующей этих сил - "кажущейся вертикали".
При горизонтальном полете самолета на шарик указателя действует только сила тяжести, равная его весу и направленная вертикально. При этом шарик находится в середине трубки на линии отвеса, проходящей через центр кривизны трубки. На вираже на шарик указателя действует еще центробежная сила. В случае если равнодействующая этих двух сил ("кажущаяся вертикаль") совпадает с вертикальной осью самолета, шарик также установится в середине трубки. Скольжение в этом случае отсутствует.
При несовпадении "кажущейся вертикали" с осью Yсамолета шарик указателя будет находиться справа или слева от среднего положения, сигнализируя о наличии скольжения самолета. Показания прибора ДА-30П дают возможность определить положение самолета в пространстве.
- Оглавление
- Лекции 1,2. Введение
- Лекции 3,4 применение автоматизированных навигационных комплексов
- Основы автоматизированного решения навигационных задач современные проблемы воздушной навигации
- Принцип и основные операции автоматизированного навигационного процесса
- Общая схема работы анк
- Основная система координат анк
- Аналитические зависимости для решения задач в анк
- Лекция 5. Способы оптимизации навигационной информации
- Устройства управления, индикации и сигнализации
- Характеристика типового автоматизированного навигационного комплекса с аналоговым вычислителем
- Состав комплекса
- Лекции 6, 7, 8 Автоматическая бортовая система управления абсу-134а
- Комплекс автоматов ка-142
- Командная пилотажно-навигационная система путь-4
- Счисление и преобразование координат
- Оптимизация (коррекция) счисленных координат
- Лекции 9,10,11,12,13. Режимы управления самолетом
- Решение задачи захода на посадку
- Применение автоматизированных навигационных комплексов с цифровыми вычислителями
- Характеристика автоматизированного навигационного комплекса с цифровым вычислителем
- Общие принципы построения комплексных навигационных систем
- Типы комплексных и комбинированных навигационных систем
- Комплексная система, сочетающая анк с неавтономными радионавигационными устройствами
- Комбинированная система инерциальной навигации в сочетании с доплеровским измерителем w и ус
- Комбинированная система навигации (анк в сочетании с доплеровским измерителем w и ус)
- Комплексная система навигации (анк в сочетании с панорамным радиолокатором и астрокорректором курса)
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Лекция 14 комплексные системы навигации, определяющие место самолета в единой системе координат
- Лекция 15 базовый навигационный комплекс "ольха-1"
- Базовый пилотажный комплекс бпк-1п-42
- Датчик усилий дублированный дду-4 сер. 03
- Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ик всп-1-6
- Блок формирования и контроля бфк-3
- Система сигнализации комплексов бпк-1п-42, "Ольха-1" и ик всп-1-6
- Сигнализация режимов работы и отказов пилотажного комплекса. Формирование информации
- Лекция 16 комбинированный прибор да-30п
- Базовая система формирования курса бсфк-1 с гироагрегатами га-8 и блоками усилителей бу‑12 сер. 2
- Лекция 17 цифровая вычислительная маШиНа цвм20-1м
- Пульт ввода и индикации пви-1пм
- Лекция 18 пульт подготовки и контроля ппк
- Пульт управления пу-1п
- Блок коммутации бк-1п
- Преобразователь кода дальности пкд
- Картографический планшет пк-4-42
- Лекция 19 бортовой навигационный комплекс «пижма‑1»
- Состав и функциональное построение комплекса
- Навигационный комплекс для средних магистральных самолетов Ту-154м ("Жасмин")
- Цифровая вычислительная машина цвм 80
- Лекция 20 комплекс стандартного пилотажно-навигационного оборудования кспно-204
- Вычислительные системы самолетовождения, управления полетом и тягой
- Вычислительная система самолетовождения всс-85
- Вычислительная система управления полетом всуп-85
- Вычислительная система управления тягой всут-85
- Лекция 21 Системы предупреждения критических ситуаций
- Система предупреждения критических режимов полета спкр-85
- Система предупреждения приближения земли сппз-85
- Система воздушных сигналов свс-85
- Обзорные радиолокационные системы
- Метеонавигационная радиолокационная станция мнрлс-85-204
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система и42-1с
- Бесплатформенная инерциальная навигационная система irs hg1150фирмыhoneywell
- Лекция 22 Бортовая аппаратура радиотехнических и посадочных систем
- Радиотехническая система ближней навигации а-331
- Радиотехническая система дальней навигации рсдн-85
- Спутниковая навигационная система снс-85
- Система посадки по радиомаякам типа ilSи сп- 50 -ils-85
- Микроволновая система посадки mls-85
- Радиотехническая система ближней навигации по маякам vor vor-85
- Радиодальномер дме/р-85
- Лекция 23 Автоматический радиокомпас арк-25
- Радиовысотомер малых высот рв-85
- Средства отображения индикации, сигнализации и системы контроля
- Система электронной индикации сэи-85
- Резервные приборы
- Авиагоризонт агб-96р
- Радиомагнитный индикатор рми-3
- Магнитный жидкостной компас ки-13бс
- Система сбора и локализации отказов ссло-85
- Антенна акн-005-204
- Хронометр авиационный электронный хаэ-85м
- Антенно-фидерное устройство рсбн "Астра-204"
- Комплексный пульт радиотехнических средств кп ртс
- Лекция 24 Современные комплексы
- Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования aria-200
- Интегрированный комплекс навигации и посадки икнп
- Электромагнитная система ориентации и навигации малого радиуса действия для точной посадки беспилотных летательных аппаратов
- Комплекс цифровой пилотажно-навигационный цпнк-114
- Лекция 25 Пилотажно-навигационный комплекс пнк-10
- Интегрированная навигационная система
- Комплексная вычислительная система самолетовождения квсс-140