logo search
книга по комплексам Майлов

Лекция 16 комбинированный прибор да-30п

Прибор ДА-30П предназначен:

Прибор ДА-30П состоит из трех самостоятельных приборов: вариометра, указателя поворота и указателя скольжения, размещенных в одном корпусе.

Два комбинированных прибора ДА-30П установлены на приборной доске в кабине экипажа.

Принцип действия вариометра основан на измерении разности между атмосферным давлением внутри манометрического чувствительного элемента и давлением внутри корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой через капиллярные трубки.

Таким образом, чувствительный элемент воспринимает разность между давлением в корпусе и атмосферным давлением.

При изменении высоты полета капилляры с малым диаметром вызывают некоторое запаздывание в уравновешивании давления внутри корпуса прибора по сравнению с атмосферным давлением. Разность давлений, воспринимаемая чувствительным элементом (мембранной коробкой), тем больше, чем больше скорость подъема или спуска самолета. Перемещение чувствительного элемента через передаточно-исполнительный механизм передается на стрелку, которая по шкале вертикальной скорости отмечает скорость подъема или спуска самолета.

При горизонтальном полете самолета разность давлений в корпусе и в чувствительном элементе равна нулю, так как давление внутри корпуса успевает выровняться с атмосферным давлением в чувствительном элементе.

В этом случае стрелка вариометра останавливается против нулевой отметки шкалы. Участки шкалы подъема и спуска от 0 до 10 м/с имеют цену делений 1м/с, от 10 до 400 м/с - 2м/с. Для установки стрелки в нулевое положение на приборе имеется кремальера.

Принцип действия указателя поворота основан на свойстве гироскопа с двумя степенями свободы совмещать ось собственного вращения с осью вынужденного вращения - осью Yсамолета.

Чувствительным элементом указателя поворота является гироскоп с двумя степенями свободы (ось собственного вращения Y-Yи ось вращения рамкиХ-Х).

Оси вращения Х-ХиY-Yрасположены под прямым углом друг к другу в одной горизонтальной плоскости, проходящей через центр тяжести системы гироскоп-рамка, причем осьY-Yпараллельна поперечной оси, а ось Х-Х- продольной оси самолета.

При поворотах самолета вокруг вертикальной оси Z-Zпо часовой или против часовой стрелки к оси гироскопаY-Yбудет прилагаться момент внешней силы. Под действием этого момента в гироскопе возникает гироскопический момент, стремящийся по кратчайшему пути совместить ось ротораY-Yс осью вращенияZ-Zтак, чтобы вращение ротора и вращение самолета совпадали по направлению.

Под действием гироскопического момента ротор вместе с рамкой повернется относительно оси Х-Х, стрелка указателя поворота отклонится от нулевой отметки шкалы и укажет поворот самолета. Прецессионное движение гироскопа будет продолжаться до тех пор пока гироскопический момент не уравновесится силой натяжения пружин, которые создают момент относительно осиХ-Х, направленный в обратную гироскопическому моменту сторону. Гироскопический момент действует до тех пор, пока продолжается вращение самолета относительно вертикальной оси.

С прекращением вращения самолета относительно вертикальной оси гироскопический момент исчезает, и под действием пружин ось ротора устанавливается параллельно поперечной оси самолета, а стрелка указателя поворота - в нулевое положение.

Гироскоп указателя поворота чувствителен только к поворотам вокруг вертикальной оси, a- поворот относительно поперечной и продольной осей самолета не вызывает отклонения стрелки.

Шкала указателя поворота - равномерная, расположена в центральной части шкалы прибора и имеет три деления вправо и влево от нулевой отметки с оцифровкой 45° на крайних делениях. Деления шкалы рассчитаны на показания разворота самолета вокруг вертикальной оси с поперечными кренами 15, 30 и 45° при скорости полета 400км/ч. Угловая скорость разворота самолета при данных кренах соответственно составляет 1,3; 2,9 и 5 град/с.

Указатель скольжения представляет собой физический маятник. Указатель показывает угол между направлением "кажущейся вертикали" и нормальной осью самолета.

В указателе скольжения используется основное свойство маятника: устанавливаться в направлении действующей на него силы тяжести, в направлении "истинной вертикали", а в случае действия нескольких сил - в направлении равнодействующей этих сил - "кажущейся вертикали".

При горизонтальном полете самолета на шарик указателя действует только сила тяжести, равная его весу и направленная вертикально. При этом шарик находится в середине трубки на линии отвеса, проходящей через центр кривизны трубки. На вираже на шарик указателя действует еще центробежная сила. В случае если равнодействующая этих двух сил ("кажущаяся вертикаль") совпадает с вертикальной осью самолета, шарик также установится в середине трубки. Скольжение в этом случае отсутствует.

При несовпадении "кажущейся вертикали" с осью Yсамолета шарик указателя будет находиться справа или слева от среднего положения, сигнализируя о наличии скольжения самолета. Показания прибора ДА-30П дают возможность определить положение самолета в пространстве.